В АО «НК «ҚТЖ» обсуждены вопросы перевозок угля накануне отопительного сезона
24 августа текущего года в АО «НК «Қазақстан темір жолы» под председательством руководителя Компании Каната Алпысбаева состоялось расширенное совещание по вопросам обеспечения перевозок угля на предстоящий отопительный сезон.
В совещании приняли участие грузоотправители, экспедиторы, представители энергетического сектора, акиматов областей.
По словам К. Алпысбаева, АО «НК «ҚТЖ» выполняет свои задачи по транспортировке топливных грузов в полном объеме. Перевозки угля растут по всем направлениям, наблюдается устойчивый рост экспорта.
За 7 месяцев 2017 года по сети железных дорог Казахстана погружено свыше 56 млн. тонн угля, что на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, в том числе 18 млн. тонн – на экспорт, 38 млн. тонн – во внутриреспубликанском сообщении.
Отмечалось, что увеличение объемов перевозок достигнуто за счет улучшения эксплуатационных показателей использования подвижного состава: улучшения оборота вагона в среднем на 21%, снижения неравномерности перевозки.
Наиболее востребованными при перевозках твердого топлива являются полувагоны. Общий парк этого подвижного состава АО «НК «ҚТЖ» обеспечивает до 40% погрузки. Большое количество полувагонов имеется у частных операторов.
В ходе совещания отмечалось, что по оценке экспертов, на едином экономическом пространстве ставки на использование подвижного состава сохранят тенденции роста в ближайшие 2-3 года.
Тариф на вагоны АО «KTZ Express» ниже рыночных ставок и компания переходит на систему биржевых продаж. С 1 января 2018 года она планирует полностью перейти на электронные продажи.
По итогам совещаний в правительстве РК, комитете по регулированию естественных монополий, НПП «Атамекен» взяты обязательства по сохранению ставок оператора до конца отопительного сезона 2016-2017 на уровне 4 150 – 4 500 тенге/сутки за полувагон.
Рост рыночных цен на использование вагонов и увеличение дисбаланса со ставками АО «KTZ Express» способствовал выходу частного парка на территорию сопредельных государств. Ожидаемый дефицит полувагонов в период сентябрь-декабрь составляет 2 000 – 3000 единиц.
Следует отметить, что уголь один из самых дешевых видов грузов и он не покрывает всех затрат на перевозку грузов по магистрали. И в данной ситуации национальная компания «Қазақстан темір жолы» заинтересована в договорах, имеющих долгосрочный характер.
«Взятые на себя обязательства в начале этого года по долгосрочным договорам мы выполним в обязательном порядке»,- заверил глава Компании и добавил, что обеспечить перевозки угля по дополнительным заявкам будет намного сложнее.
Главный эксперт управления железнодорожного транспорта комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию Ардак Садыкова также призвала грузоотправителей работать на основе долгосрочных договоров, что позволит АО «НК «ҚТЖ» видеть перспективу, четко планировать свою работу и делать инвестиции в свою внутреннюю инфраструктуру.
В целом, грузоотправители отмечали, что состоялся полезный диалог с национальным перевозчиком.
«Мы намерены работать с учетом рекомендаций АО «НК «ҚТЖ» по распределению перевозок в весенне-летний период. Думаю, что серьезных проблем не будет, определенные улучшения мы уже видим», -выразил свое мнение директор ТОО «Топтранс Акмола» Берик Ешхатов.
Обеспечение ритмичных перевозок угля для своевременной подготовки к предстоящей зиме на сегодня одна из актуальных задач железнодорожников. Успешное ее решение зависит от объединения усилий всех участников транспортного рынка, отправителей и получателей грузов.