Адрес г. Нур-Султан, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
Легендарная стройка   Турксиба   - в музеях  Жамбылского отделения ГП
183 / 04.06.2020 00:00

Легендарная стройка Турксиба - в музеях Жамбылского отделения ГП

Ценные исторические материалы и уникальные экспонаты о строительстве Туркестано-Сибирской магистрали, которая обеспечила Среднюю Азию дешевым хлебом, собирались по крупицам. Движение по магистрали стартовало 90 лет назад. Сегодня окунуться в историю легендарной стройки можно в относительно молодом музее Жамбылского отделения ГП и музее с почти вековой историей Жамбылского локомотивного эксплуатационного депо. Каждый из них уникален и интересен по-своему.

Музей в отделении был открыт по инициативе ветеранов отрасли и профсоюза. Особое место в нем занимают исторические материалы, посвященные строительству Турбсиба. На черно-белых фотографиях запечатлены исторические моменты укладки рельсов стальной магистрали. Строительство велось одновременно с двух сторон: от города Семипалатинска и от станции Луговая. К масштабному проекту были привлечены около 50 тысяч человек. На стройку ехали квалифицированные специалисты из Москвы, Ленинграда, Харькова и других промышленных центров СССР.

Турксиб назвали дорогой новой жизни. Магистраль оказала огромное влияние на жизнь региона, вдохнула новую жизнь в уездный город Алматы, открыла новые города и рабочие поселки Жанасемей, Чарск, Жангызтобе, Актогай, Лепсы, Матай, Сарыозек, Шу, Аягуз, Отар и многие другие. Турксиб стал кузницей национальных кадров. За годы его строительства и развития бывшие кочевники овладели железнодорожной профессией и стали достойными основателями семейных железнодорожных династий.

В музее можно увидеть удостоверение слесаря того периода, рабочий стол первого начальника дороги, за которым принимались важные исторические решения, старинные телефоны, выпущенные с конвейера Ленинградского завода «Красная заря», патефон, кирка, молоток путейцев, куски рельсов образцов 1887 – 1888, 1907, 1916 г. В музее представлен медный станционный колокол, вылитый харьковскими мастерами.

В разделе, посвященном периоду Великой Отечественной войны, собраны военная форма, компас, каска, котелок, противогаз. Здесь хранится земля из городов -героев: Сталинграда, Ленинграда, Минска, Одессы, Керчи, Москвы и разъезда Дубосекова, где положили головы казахстанцы, в том числе и железнодорожники.

Рядом с административным зданием отделения стоят два вековых дуба, немые свидетели становления и развития железной дороги. При строительстве музея основная, капитальная стена должна была пройти через один из них, чтобы сохранить ветерана, было принято решение строить стену по ломанной линии в обход дуба.

В музее локомотивного эксплуатационного депо хранятся экспонаты, датируемые 20-годами прошлого столетия, а также информация о людях, ставших для современного поколения железнодорожников легендами.

Почетный экспонат музея депо - труженик отрасли, паровоз 1926 года выпуска. Он гордо стоит на пьедестале на территории депо. Уникальную технику заказали в Европе, за нее правительство Советского Союза заплатило золотом. В мирное время паровоз исправно приносил пользу региону, в годы первой мировой войны доставлял ценный груз на фронт.

Надо отметить, что музейная экспозиция, посвященная периоду Великой Отечественной войны, одна из обширных. ­ Более 200 жамбылских железнодорожников воевали на передовой, водили поезда.

В музее хранится справка о том, что жамбылский машинист Николай Алферин совершил подвиг - на немецком паровозе он провел под обстрелами состав с боеприпасами и боевой техникой на железнодорожную станцию Берлин­ – Лихтенберг.

Под стеклами стеллажей ­ представлены боевые и трудовые награды железнодорожников, пожелтевшие от времени фронтовые письма-­треугольники, которые с нетерпением ждала каждая казахстанская семья. Рядом представлены оружие и амуниция солдат.

В музее можно встретить металлические сундучки с ручкой (шарманки), с которыми отправлялись в поездку машинисты и их помощники. В них хранились обед или ужин, необходимые для поездки вещи. Сундучки делали из жести, чтобы случайно не повредить дорожный скарб. Благодаря шарманке машиниста узнавали на улице издалека.

Под стеклом хранятся карманные служебные часы машинистов, раньше по ним определяли время прибытие на станцию. Часы были нумерованные и служили для работы. Железная дорога во все времена строго соблюдала график движения.

Среди экспонатов - пожелтевшие фото первых машинистов локомотивов: авторитетного машиниста – ­инструктора Турксиба Сыздыка Опинова, машиниста Дмитрия Кулагина, который решил стать железнодорожником еще в детстве, предотвратив крушение поезда на станции Тюлькубас. Сначала его приняли в депо в качестве рабочего, а по достижении совершеннолетия ­- в локомотивную бригаду.

Среди машинистов локомотивного депо были бывший чапаевец Михаил Юдаков, водитель прославленного красного командира Александра Пархоменко Иван Неклюдов, первая женщина – казашка, ­машинист Забира Джусупова, она стала ­ кавалером орденов Ленина и Октябрьской революции. Железнодорожный китель другой женщины, водившей поезда, Таисии Воробьевой передан родственниками в музеи.

Музей отделения постоянно пополняются новыми экспонатами, демонстрирующими современную историю развития железной дороги региона и Казахстана. 

Поделиться:
Популярные новости
29 / 11.08.2020

Более 140 млн тонн груза перевезено за 7 месяцев 2020 года железнодорожным транспортом

По итогам июля 2020 г. общая погрузка по сети АО «НК «ҚТЖ» составила 21,2 млн. тонн, в том числе внутри страны – 14,2 млн тонн, на экспорт – 7 м...

36 / 10.08.2020

АО «НК «ҚТЖ» готово к перевозке зерна нового урожая

Свыше 4,7 млн тонн зерна перевезли железнодорожники за 7 месяцев 2020 года. Из них внутри страны 1,3 млн. тонн, что на 2% выше к уровню 2019 года,...

67 / 06.08.2020

Меры по повышению контейнеризации в Казахстане обсудили в АО «НК «ҚТЖ»

По итогам первого полугодия 2020 года в транзитном сообщении проследовало через территорию Казахстана  более 2900 контейнерных поездов, что на 3...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее