Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Кайрат Саурбаев: «Мы нацелены на совершенствование услуг»
2105 / 05.11.2019 00:00

Кайрат Саурбаев: «Мы нацелены на совершенствование услуг»

АО «КТЖ-Грузовые перевозки» перевозит грузы по всей территории Казахстана и через 16 стыковых пунктов с пятью соседними странами: Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Генеральный директор АО «КТЖ - Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев рассказал  о том, как обстоят дела у главного перевозчика страны, о планах по развитию и том, для чего нужна дифференциация тарифов.

– Насколько успешно развиваются грузоперевозки по линии АО «НК «КТЖ»?

- Только за 9 месяцев этого года по сети АО «НК «ҚТЖ» погружено 187,4 млн. тонн грузов, план погрузки выполнен на 100%. Тарифный грузооборот составил 163 052 млн. т-км нетто, это на 0,4% больше, чем с января по сентябрь прошлого года.

Вырос объем перевозок в экспортном сообщении, достигнув 645 тыс. тонн. В частности, мы стали перевозить больше угля, железной руды, цветных металлов, химикатов, удобрений.

- Что повлияло на достижение этих результатов?

- Это связано с планомерным улучшением качественных показателей эксплуатационной деятельности – среднесуточной производительности грузового вагона, обороту рабочего вагона, средней участковой и технической скорости движения грузового поезда, производительности локомотива и массы поезда.

- Сейчас, в межсезонье, остро встает вопрос перевозки коммунального угля для нужд населения, на ТЭЦ страны. Как вы регулируете ситуацию?

- АО «КТЖ – Грузовые перевозки», как национальный перевозчик, ставит перевозку социально-значимых грузов, таких как уголь, в приоритет, мы стараемся заблаговременно предпринимать меры по бесперебойной доставке твердого бытового топлива населению, в регионы.

Но нужно понимать, что успешное проведение отопительного сезона зависит не только от перевозчика, но и от слаженных усилий всех участников процесса.

С начала года мы призывали грузоотправителей, в том числе крупные угледобывающие предприятия, обеспечить равномерную погрузку в летние месяцы, чтобы не создавать искусственный дефицит вагонов в осенне-зимний период. Для этого мы постоянно проводили встречи с участием представителей местных исполнительных органов, заинтересованных госструктур, где обсуждалась возможность перераспределения бюджетов областей и районов на закуп угля с четвертого квартала на второй и третий.

Кроме того, в компании создан и успешно работает специальный оперативный штаб по перевозке угля, который контролирует обеспечение заявок грузоотправителей, выполнение оборота вагонов, а также мониторит остатки запаса твердого топлива на складах ТЭЦ и ГРЭС.

- Хватает ли вагонов для этих целей?

- Да, АО «НК «ҚТЖ» располагает достаточным количеством полувагонов. На территории Казахстана их зарегистрировано более 59 тысяч и 55% из них задействованы в перевозке твердого бытового топлива.

Отмечу, что за пять месяцев отопительного сезона этого года для казахстанских потребителей погружено 27 млн. тонн угля, что превышает план на 2%. 23,3 млн тонн из них – для ТЭЦ, 3,9 млн. тонн - для нужд населения.

- Как обстоят дела с перевозкой казахстанского зерна и продуктов перемола в этом году?

- Здесь мы наблюдаем снижение погрузки. Так, за 9 месяцев текущего года погружено 7,1 млн. тонн зерна, что ниже, чем в аналогичный период прошлого года на 9%. Погрузка муки и продуктов перемола уменьшилась на 23% к уровню 2018 года и составила 1,8 млн. тонн.

Ситуация обусловлена низким урожаем по основным зерносеющим областям страны. Есть и другие объективные причины. Это переход Турции и Италии на российское зерно, а Афганистана - на пакистанское из-за невысоких цен за счет меньшего расстояния транспортировки. Сказывается также снижение спроса в странах Центральной Азии на отечественные продукты перемола из-за увеличения таможенных пошлин на транзит и ввоз по территории Узбекистана. Кроме того, в Узбекистане были открыты свои мукомольные предприятия. Но между тем, мы располагаем достаточным парком зерновозов и крытых вагонов и готовы к перевозке заявленных объемов казахстанского зерна и продуктов перемола.

- АО «НК «ҚТЖ» предлагает пересмотреть действующую дифференциацию железнодорожных тарифов по родам грузов и ввести дифференциацию тарифов по видам локомотивной тяги. С чем это связано?

- В соответствии с действующим законодательством РК железнодорожные тарифы на перевозку грузов во внутриреспубликанском и экспортно-импортном сообщениях по территории Казахстана подлежат государственному ценовому регулированию.

Сдерживание уровня железнодорожных тарифов на протяжении многих лет на перевозки массовых грузов ниже их фактической себестоимости и сегодня негативно отражается на производственно-финансовой деятельности Компании.

Регулируемая тарифная политика является дискриминационной по отношению к перевозчику, так как основана на дифференциации железнодорожных тарифов по родам грузов.

Введение дифференциации тарифов по родам грузов позволит субсидировать возникающие убытки АО «НК «ҚТЖ» от перевозок массовых грузов (угля, железной руды, зерна, строительных материалов, химикатов, удобрения и других грузов) за счет перевозок дорогостоящих грузов (нефтяных грузов, черных и цветных металлов). Соотношение между тарифами до 4 раз, создает зависимость АО «НК «ҚТЖ» от объемов перевозок высокодоходных грузов (черные и цветные металлы, нефтепродукты и т.д.).

Формирование цен в промышленности на рыночной основе и сохранение государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте поставило его, как отрасль экономики, в неравные условия в сравнении с другими отраслями промышленности.

Снижение доходной базы продолжается до сих пор, в том числе за счет изменения структуры грузооборота, где доля грузооборота высокодоходных грузов с 2010 года по 2018 год снизилась с 23% до 12%.

Сохраняется на сегодняшний день и перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, поскольку дотации на пассажирские перевозки, выделяемые из республиканского и местного бюджетов, не покрывают затрат на их осуществление.

Нужно учитывать, что сегодня на отечественном рынке помимо АО «НК «ҚТЖ» также присутствуют в режиме пилотного проекта два частных грузовых перевозчика, а еще более 30 компаний имеют лицензии на оказание услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом. При этом частные перевозчики грузов свободны в выборе перевозимых грузов и маршрутов перевозок. Так, один частный перевозчик перевозит дорогостоящие грузы – нефтепродукты, второй частный перевозчик осуществляет перевозки только на высоко маржинальных электрифицированных маршрутах и при этом оба не несут нагрузку по кросс-субсидированию пассажирских перевозок.

Решение проблемы мы видим в проведении большой совместной работы с госорганами, с участием всех заинтересованных сторон – грузоотправителей, экспедиторов, грузополучателей – по введению дифференциации тарифов на электро- и теплотягу, по родам грузов, установке равных рыночных условий ведения бизнеса для всех перевозчиков, что в целом будет способствовать стимулированию повышения операционной эффективности и развитию транспортной отрасли страны.

- Сейчас много говорится о клиентоориентированности, развитии новых сервисов для грузоотправителей, экспедиторов и т.д. Какие шаги предпринимает компания в этом направлении?

- В первую очередь - это внедрение в процессы компании всех компонентов автоматизированной системы управления договорной и коммерческой работы, которая охватила все 456 станций Казахстана. На сегодняшний день по безбумажной технологии оформления перевозочных документов успешно работают порядка 37 тысяч клиентов.

Внедрение системы позволило существенно упростить процесс и оптимизировать время работы. Планирование, к примеру, сократилось с 11 часов до 5 минут во внутриреспубликанских отправках и с 2 дней до 1 часа в экспортных отправках, а переадресовка - с 2 дней до 1 часа.

Отмечу, что за 9 месяцев 2019 года через систему обработано более 200 тысяч заявок на перевозку грузов. Мы также внедрили сервис отслеживания грузов, который предоставляет возможность клиентам получать информацию о месте нахождения вагонов и контейнеров в режиме реального времени.

В компании также действует Call-центр, где клиенты могут получить всю необходимую справочную информацию, консультации специалистов и ответы на вопросы, касающиеся услуг транспортировки грузов.

Мы планируем совершенствовать наши услуги для всех участников перевозочного процесса и дальше. 

https://kursiv.kz/news/kompanii/2019-11/kayrat-saurbaev-my-naceleny-na-sovershenstvovanie-uslug 

Поделиться:
Популярные новости
82 / 19.03.2024

В КТЖ снижено потребление дизельного топлива локомотивами на 3,3%

В 2023 году ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» удалось снизить удельный расход дизельного топлива на 3,3 % в сравнении с 2022 годом и сэкономить 1 169...

201 / 12.03.2024

В КТЖ разработана Программа по повышению эффективности грузоперевозок

Программу по повышению эффективности грузоперевозок обсудили в Алматы на совещании с участием руководителей филиалов отделений дорог, региональн...

310 / 07.03.2024

Уважаемые дамы!

Поздравляем вас с наступающим 8 Марта - Международным женским днем! Более двенадцати тысяч работниц нашей компании, обладающих высоким професс...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее