Плановые пожарно-тактические учения на ст. Кызылорда
2 октября на станции Кызылорда успешно прошли плановые пожарно-тактические уче...
В рамках проекта «Испытано на себе» мы пришли в закрытое для посторонних глаз железнодорожное предприятие «Астанинское эксплуатационное локомотивное депо», чтобы прожить один день жизнью машиниста локомотива.
Работа машиниста ответственная и тяжелая, поэтому давно эта профессия стала чисто мужской. Рабочий день машинистов начинается и заканчивается в депо.
Режимный объект
Столичное депо встречает нас повоенному строго. Перед входом в здание охранник бросает оценивающий взгляд, интересуется нашими документами и разрешением для входа на режимный объект. Пара минут ожидания, пока наши имена вносятся в журнал посещений, затем в компании нашего героя – машиниста Ардака Казкенова – идем по территории депо.
– Коллектив у нас хороший и сплоченный. Люди приходят работать в депо осознанно. Сейчас депо стало для меня вторым домом, – говорит машинист.
Он собран и подтянут, в форме, носить которую большая честь для железнодорожника.
Ардак готовится в поездку. Перед тем, как отправиться в рейс, он должен пройти несколько процедур в депо: медосмотр, инструктаж, получить допуск. Увязываемся следом за ним.
Ардак Казкенов работает на железной дороге 16 лет, начинал помощником машиниста. С 2006 года самостоятельно водит поезда.
– В моей семье не было железнодорожников. В 9 классе я осознанно решил стать машинистом. Поступил в железнодорожный колледж. Пришел работать в столичное депо, – говорит он.
За добросовестный труд не раз награждался почетными грамотами от руководства депо.
Шарманка, алкотест и … цифровизация
– Машинист – уважаемая профессия на железной дороге. Он должен быть ответственным и профессиональным. Во многом в работе помогают природное жизнелюбие и позитивный настрой, – говорит Ардак.
В специальном помещении в депо установлены металлические ящики для личных вещей машиниста и его помощника. Рядом – душевая комната. Во все времена машиниста отличали не только по форменной одежде, но и по дорожному сундучку – шарманке. Шарманку делали из жести, чтобы в дороге уберечь скарб от огня и воды.
Современные локомотивные бригады отправляются в путь тоже с тяжелой сумкой. Ее вес достигает 4-5 кг. Содержимое практически одинаковое. Здесь есть фонарик, необходимый предмет для осмотра локомотива ночью, изолента и другие технические приспособления (чаще всего лежат без дела), служебные формуляры, инструкции, распоряжения и прочие документы, которые могут потребоваться в поездке.
Посещение медкабинета – обязательная процедура перед каждой поездкой. Здесь измеряют пульс, давление, а также проводят алкотест. Если все в норме, машинист получает у дежурного по депо маршрутный лист, флеш-карту, которая идентифицирует машиниста и записывает всю информацию по маршруту: остановки, скорость движения и другое. Безбумажная технология дает возможность объективно оценивать работу локомотивных бригад. Это важно для соблюдения требований охраны труда и безопасности движения.
На электронном терминале самообслуживания, внешне похожем на терминал для приема платежей, локомотивная бригада с помощью флеш-карты фиксирует время явки.
Затем машинист отправляется на предрейсовый инструктаж. Повторяет правила техники безопасности, зачитывает новые распоряжения и приказы.
Главная цель инструктажа – ознакомить машиниста с новыми документами, указаниями, которые появились за время его отсутствия на работе.
Далее машинист приступает к непосредственному приему локомотива. Осматриваются токоприемник, колесные пары, проверяется подача воздуха в тормозные цилиндры и т.д. Как отмечает Ардак, каждая локомотивная бригада прекрасно разбирается во внутреннем устройстве тепловоза и электровоза и принципах его работы.
Кабина локомотива оборудована по последнему слову техники. В ней установлены высокоточные контрольно-измерительные приборы.
С помощью индикаторов машинист следит за скоростью поезда, расстоянием до следующей станции, работой электродвигателей и подключением тока к вагонам.
Локомотив исправен, отправляемся в путь.
Поезд – в надежных руках
Ардак водит пассажирские поезда по маршрутам Астана-Есиль, Астана-Кокшетау, Астана-Экибастуз. Он четко знает свои маршруты: все их тонкости, профиль пути, каждый стык рельсов, расстановку светофоров и многое другое и может повести поезд с закрытыми глазами.
– Каждый день один и тот же маршрут, можно ли назвать вашу работу монотонной? – интересуюсь я.
Ардак со мной не соглашается: «Каждый раз в поездке происходит что-то новое и интересное».
Из окна кабины машинист видит дома, деревья и низкое голубое небо. Красота вокруг не зависит от сезона года.
Иногда в поездках случаются инциденты с участием посторонних людей, скота и приходится делать экстренное торможение. В 90% случаев удается спасти кому-то жизнь. Гудки локомотивов неусыпно предупреждают об опасности. Настоящим бичом стало хождение молодых людей вдоль железнодорожных путей в наушниках, когда подаваемые машинистом звуковые сигналы не слышны.
– Иногда взрослые и дети стараются сократить путь, не заботясь о последствиях. Передвигаются с риском для жизни. Такое наблюдается на станциях Макинка, Акколь. Проезжаешь такие места с особой бдительностью. Психически готовишься ко всему, – говорит Ардак.
Невнимательность, безответственность, спешка людей приводят к трагедии. Железнодорожники проводят комплексные оперативно-профилактические мероприятия. С лекциями приходят в школы, колледжи, где напоминают о том, что для перехода через железнодорожные пути необходимо пользоваться пешеходными мостами, настилами и переездами, обращать внимание на указательные знаки безопасности, прислушиваться к подаваемым сигналам локомотивов.
Даже в нерабочее время Ардак предпочитает путешествовать на поездах.
– Надежно, – улыбаясь, отмечает он.
После поездки машинист сдает маршрутные листы и флеш-карту в депо и отправляется домой. Там Ардака ждут супруга и двое детей: дочь и сын. Сыну 11 лет. Он мечтает пойти по стопам отца – водить поезда.
Отдых машиниста – очень важный производственный процесс. Как он проведет выходные часы, зависит его будущая поездка. В локомотивных депо стали традиционны встречи с приглашением супруг машинистов и их помощников, направленные на сплочение семей и повышение безопасности движения.
На сегодня машинисты железной дороги имеют возможность за счет работодателя раз в год поправить здоровье в санатории, отправить своего ребенка в детский летний лагерь, уйти на отраслевое пособие в 57 лет, которое выплачивает предприятие до достижения 63-летнего возраста. За проходной депо клонится к закату морозный февральский день.
На прощание жмем руку человеку, которому доверили бы свое путешествие по железной дороге.
газета "Литер" https://liter.kz/ru/articles/show/55973-stuchat_kolesa_tra-ta-ta
2 октября на станции Кызылорда успешно прошли плановые пожарно-тактические учения по теме: «Тушение условного пожара в резервуаре филиала ТОО «К...
В ТОО "КТЖ Грузовые перевозки" успешно прошел онлайн тренинг, посвященный функционированию автоматизированных систем управления (АСУ) и ...
Сегодня заседание оперативного штаба ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» завершилось торжественным моментом — вручением Почетных грамот. Генеральный ди...