Станция Достык отмечает рекордные достижения в области грузоперевозок.
В процессе ежесменной и бесперебойной работы станции Достык по узкой колее ...
Участник самого активного периода становления и развития хозяйства СЦБ в Казахстане, Почетный железнодорожник, ветеран труда Марс Терентьевич Ким отметил 90-летний юбилей. За его спиной – блестящая карьера в отрасли, десятки рацпредложений, растиражированных на всю сеть, и сотни построенных объектов, которые по сей день работают без единого брака. Продолжает трудиться на благо стальной магистрали и сам кавалер ордена «Знак почета», являясь бессменным членом Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ».
Сегодня в это уже трудно поверить, но железнодорожником Марс Терентьевич стал лишь по воле случая.
Родившись в семье земледельца, все детство и школьные годы он проводил в поле – на прополке риса, пшеницы, сенокосе. Отец Терентий Филиппович прошел путь от бригадира до председателя колхоза, мама Вера Александровна была воспитателем детского сада. В годы голодомора семья перебралась из села Свободный Хутор Дальневосточного края в Омск, а в 1936 году – в колхоз «Авангард» Фрунзенской области Киргизской ССР. Ближайшая школа находилась в двух километрах в соседнем Казахстане – добираться приходилось на пароме через речку Чу. Пытливый ум и тяга к знаниям помогали мальчику с легкостью преодолевать и по 12 километров ежедневно – в четвертом классе он перевелся в школу свеклосовхоза им. Фрунзе. А в годы войны, когда невозможно было достать тетрадей, добросовестный ученик умудрялся делать их из газет. Итогом такого рвения стала полученная по окончании школы серебряная медаль. К слову, Марс Ким стал одним из первых медалистов сразу после ее учреждения в 1946-м, высокая награда давала право поступления в любое учебное заведение Советского союза без вступительных экзаменов.
– Я мечтал стать инженером и строить электростанции. Отец же настоятельно рекомендовал мне поступать в педагогический институт, – делится Марс Тереньтевич.
По мнению Почетного железнодорожника, в тот период в его жизни случилось первое чудо. Вместе со своей будущей женой Зиной Марс отправился подавать документы на факультет физики и математики в пединститут города Фрунзе (Бишкек).
– Зине пришлось вернуться в свою школу за недостающими бумагами, я пошел с ней и увидел на входе в здание вывеску: «Ленинградский электротехнический институт объявляет прием». У меня потемнело в глазах, ведь это было моей мечтой! – признается Марс Терентьевич.
Вопреки завету отца, он пошел по указателю стрелки прямиком в сторону приемной комиссии. Для абитуриентов уже шел второй вступительный экзамен, однако медалисту достаточно было заполнить заявление и написать автобиографию. Через несколько минут в паспорте будущего железнодорожника уже стоял штамп о зачислении.
По окончании института Марса Терентьевича распределили на Чарскую дистанцию сигнализации и связи – она находилась в 110 километрах от Семипалатинска, где вскоре планировалось начать строительство самой совершенной системы автоматики, телемеханики и электросвязи на железнодорожном транспорте.
Вот так, 16 февраля 1952 года началась трудовая деятельность Марса Кима в должности электромеханика Чарской дистанции. Летом того же года его назначили инженером производства. В начале 1953-го на участке Чарская – Жана-Семей началось строительство обещанной системы автоматического регулирования поездов – диспетчерской централизации ДВК-3а. Тогда же молодого специалиста назначили заместителем начальника дистанции и поручили заниматься контролем строительства и подготовкой кадров для обслуживания.
– Это ведь тоже чудо: только окончил институт, и тут же дают возможность принять участие в наладке, строительстве и пуске в эксплуатацию новейшей и уникальной системы автоматики! – улыбается юбиляр.
По завершении работ на одном участке приступили к внедрению оборудования на другом – Чарская – Жарма. Все эти меры позволили обеспечить безопасность и увеличение пропускной способности на «однопутках» стальной магистрали.
В 1954 году уже профессионал своего дела Марс Ким стал одним из самых молодых в СССР начальников дистанции сигнализации и связи – там же, в Чарской. Через год его успехи были отмечены знаком «Ударнику Сталинского призыва». В 1959 году специалиста назначили уже начальником отдела сигнализации и связи Семипалатинского отделения Казахской железной дороги. А в 1963-м за вклад во внедрение новой техники и технологии по содержанию устройств автоматики Марс Терентьевич удостоился высшей награды отрасли – знака «Почетному железнодорожнику».
В течение последующих лет была череда новых достижений и наград. А в 1973 году перспективного и опытного работника перевели в Джамбульское отделение дороги, где он на протяжении четырех лет занимался строительством вторых путей на участках Моинты – Сарышаган – Чаганак – Чу, а в 1976-м за прорывные идеи удостоился звания «Лучший рационализатор МПС СССР».
– В 1977 году великую Казахскую железную дорогу разделили – на Алма-Атинскую, Целинную и Западно-Казахскую. И я был приглашен в качестве начальника службы СЦБ и связи Западно-Казахстанской железной дороги в Актюбинск, – рассказывает Марс Терентьевич.
В этой должности Почетный железнодорожник трудился до выхода на заслуженный отдых в 1989 году.
За годы работы Марсу Киму действительно удалось многое сделать для развития технических средств автоматики и электросвязи на железной дороге в пяти областях страны: Кзыл-Ординской, Актюбинской, Уральской, Атырауской и Мангистауской. Было уложено более 2 500 км магистрального кабеля связи, число каналов ВЦ возросло к 1990 году до 180 против 18 в 80-х годах, а автоматических телефонных станций – от 34 в 1973-м до 54 в 1990-м. Построены дома связи на станциях Актобе, Шалкар, Саксаульск, Жем, Кандыагаш, Илецк и Никельтау. На 2 310 км произведена модернизация поездной радиосвязи с заменой морально устаревшей. Протяженность участков диспетчерской централизации достигла 3 398 км. 4 221 стрелочный перевод включен в электрическую централизацию, тысячи километров вторых путей и двухпутных вставок оборудованы автоблокировкой и многое другое.
В копилке ветерана труда – порядка 15 различных государственных наград.
Несмотря на почтенный возраст, Марс Терентьевич полон энергии, идей и может дать фору многим молодым коллегам – сразу после пенсии он долгое время работал помощником начальника дороги, а с 2001 года является постоянным членом Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ», его опыт и знания по-прежнему вносят неоценимый вклад в развитие стальной магистрали независимого Казахстана.
Безусловно, главной своей наградой он считает большую и дружную семью. С супругой Зинаидой Сергеевной, окончившей тот самый педагогический институт и получившей знак «Отличник народного образования», они воспитали четверых детей – дочерей Эльвиру и Жанну и сыновей Станислава и Владислава. Все они продолжили династию железнодорожников.
В процессе ежесменной и бесперебойной работы станции Достык по узкой колее (по стыку Достык–Алашанькоу) было показано высокое качество в...
964 единицы специализированной техники доставлены железнодорожным транспортом в регионы, пострадавшие от наводнений. Оперативную доставку спец...
Правительством Республики Таджикистан направлена гуманитарная помощь населению, пострадавшему от стихийного бедствия, в Республике Казахстан. ...