В ТОО "КТЖ Грузовые перевозки" завершился онлайн тренинг по автоматизированным системам управления
В ТОО "КТЖ Грузовые перевозки" успешно прошел онлайн тренинг, посвященный фун...
АО «КТЖ — Грузовые перевозки» — грузовой железнодорожный перевозчик Казахстана, начавший свою работу в июне 2016 года. Главная миссия компании – обеспечение быстрой и бесперебойной транспортировки грузов по территории Казахстана. Об успехах компании за год существования и планах на будущее нам рассказал вице-президент по интегрированному планированию и информатизации АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Владимир Викторович Петров.
- Как известно, грузоперевозки – это индикатор состояния экономики. Что показывает рынок железнодорожных грузоперевозок в Казахстане и какова его тенденция роста?
- Как вы верно отметили, грузоперевозки являются одним из точных индикаторов состояния экономики. Грузовой перевозчик – важное звено в цепи развития промышленности. В Послании Президента народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» была отмечена важность дальнейшего развития транспортно-логистического потенциала Казахстана и новые возможности для того, чтобы стать частью мировой транспортно-коммуникационной системы. Мы движемся к модели, которая создаст единую систему доставки и хранения грузов из Китая в Казахстан, и далее в страны Восточной и Западной Европы. То есть речь идет о континентальном и трансконтинентальном транзите в направлениях Север-Юг и Запад-Восток. В этой связи радует положительная тенденция роста наших показателей.
Так, по итогам 1 полугодия 2017 года Компанией обеспечено улучшение показателей перевозок грузов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Выполнение эксплуатационного грузооборота Компании составило 98 млрд. ткм, рост составил +11% к I полугодию 2016 года, рост к плану 8%.
Объем перевозок грузов в 1 полугодии 2017 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 14,7 млн.тонн или на 13% и составил 128,5 млн.тонн, к плану 6%.
На рост перевозок оказали влияние следующие факторы: увеличение перевозок угля в республиканском сообщении в связи с ростом потребления коммунально-бытовым сектором и промышленными предприятиями РК, что обусловлено погодными условиями зимы 2016-2017 годов, в экспортном сообщении рост погрузки в направлении РФ и стран ЕС, рост погрузки химикатов, удобрений, лома черных металлов за счет увеличения перевозок в республиканском и экспортном сообщениях, увеличение погрузки строительных грузов и цветной руды в республиканском сообщении.
Также хочу отметить позитивную динамику транзитных перевозок. За 6 месяцев 2017 года объем перевозок грузов транзитом по территории РК составил 6,8 млн.тонн, что на 7% больше по отношению к аналогичному периоду 2016 года (6,3 млн.тонн). До конца года объем транзитных перевозок планируется на уровне 16 млн. тонн.
- Развитие транзитных перевозок является одной из важных задач для АО «КТЖ — Грузовые перевозки». Что делается в этом направлении?
- Верно, в число приоритетных задач АО «КТЖ-Грузовые перевозки» входит реализация государственной стратегии по организации транспортно-логистических услуг и развитию транзитного потенциала Казахстана.
Достижение целевых параметров по росту объемов транзитных перевозок обеспечивается в условиях высокого уровня конкуренции с альтернативными маршрутами.
Несмотря на жесткую конкуренцию доля Казахстана на этом рынке постоянно увеличивается. Если в 2011 году Казахстан имел 12% доли на сухопутном маршруте Китай – Европа – Китай (Россия 88%), то за 2016 год доля Казахстана увеличилась до 68%. (Общий объем перевозок по транссибирским и трансказахстанскими маршрутами в направлении Китай-Европа за 2016 год составил 153 тыс. ДФЭ, в т.ч. через Казахстан 105 тыс. ДФЭ).
К 2020 году ставится цель повысить на маршруте Китай – Европа – Китай эту долю до уровня не менее 80%.
При этом анализ рынка грузоперевозок Казахстана, подтвердил, что наибольшим потенциалом роста обладает рынок транзита контейнеров через Казахстан.
Размер транзита контейнеров через Казахстан для Компании определяется во многом конкурентоспособностью ее услуг для экспортирующих грузоотправителей Китая и Европейских стран относительно альтернативных маршрутов – морской, авиа транспортировки и Транссиба, а также пропускной способностью сети железных дорог. Учитывая, что Казахстан занимает всего 0,2% рынка транзита из Китая в ЕС, ключевым фактором переориентации грузопотоков является не темпы роста торговли между Китаем и ЕС, а темпы увеличения доли Компании в данном потоке.
Для развития наиболее перспективных для Компании услуг транзитных контейнерных перевозок через Казахстан и достижения потенциала в 2 млн. ДФЭ/год к 2020 году Компания намерена реализовать инициативы по следующим направлениям:
• усиление функций маркетинга и продаж;
• повышение уровня обратной загрузки, сокращение порожних пробегов путем консолидации грузов через активизацию усилий по продажам грузоотправителям на целевых рынках;
• оптимизация стоимости транспортировки через дальнейшую реализацию программ снижения затрат;
• сохранение конкурентоспособных сроков доставки в 12-14 дней при значительном повышении объема транзита до целевых уровней.
-Как решается вопрос с тарифной политикой?
- В настоящее время тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан в республиканском и экспортно-импортном сообщениях регулируются Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
В то же время, в целях привлечения дополнительных объемов грузов на железные дороги Республики Казахстан и формирования конкурентоспособных тарифных условий в условиях острой конкуренции с альтернативными маршрутами и видами транспорта Компания наделена правом реализации гибкой тарифной политики при транзитных перевозках грузов по территории Республики Казахстан.
В текущем году установлены благоприятные тарифные условия на перевозки черных металлов, удобрений, хлопка, сахара-сырца, глинозема, цветных металлов, плодоовощной продукции, нефтепродуктов. Кроме того, предоставлены особые тарифные условия на перевозки в сообщении между Китаем, странами Центральной Азии и Российской Федерации. А также контейнеров в сообщении Китай – Европа, Китай – Центральная Азия, Китай – страны Балтии, контейнеров через пограничные переходы Достык и Алтынколь в направлении Актау-Порт и Курык-Порт. Для дальнейшего развития железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран установлены тарифные преференции на транзитные грузовые перевозки из России и Китая через станцию Болашак в направлении Ирана.
В I полугодии 2016 года привлеченный объем транзитных перевозок удобрений составил 161 тыс.тонн, цветных металлов – 38 тыс.тонн, химикатов и соды – 534 тыс.тонн.
- Какие принимаются меры для привлечения грузопотоков на Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)?
- В феврале 2014 года по инициативе АО «НК «КТЖ» в рамках стратегии по формированию партнерств и альянсов для выстраивания новых трансевразийских логистических цепочек, проходящих через территорию Казахстана создан Координационный комитет по развитию ТМТМ. Для участия в данном проекте привлечены ЗАО «Азербайджанские железные дороги», АО «Грузинская железная дорога», Турецкие государственные железные дороги, ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство», АО «НК «Актауский международный морской торговый порт», ООО «Батумский морской порт», ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» и компания Minsheng Logistics Co., Ltd, выступающая от имени Правительства города Чунцин (КНР).
В рамках данного проекта разработана и утверждена Технология взаимодействия между транспортными компаниями по пропуску контейнерных поездов сообщением Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция.
Во второй половине 2015-го года создан контейнерный сервис «Nomad Express» и организовано два контейнерных поезда. В январе 2016 г. в целях тестирования технологической эффективности контейнерных перевозок по маршруту Европа - Украина - Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай через ТМТМ из порта Ильичевск (Украина) назначением в Китай запущен тестовый поезд. В 2016 г. организовано три контейнерных поезда по маршруту КНР-Кавказ/Турция.
Координационным комитетом была проведена большая работа по созданию конкурентоспособных условий для привлечения дополнительных грузов на Транскаспийский маршрут. Сформированы конкурентоспособные комплексные ставки по ТМТМ на такие грузы, как цветные металлы, химикаты, цинк, серу, газойль, уголь, пшеницу, черные металлы и перевозки грузов в контейнерах. Утверждены комплексные ставки на перевозку универсальных контейнеров на фитинговых платформах (до 15 метров) из Китая в Европу и обратно. В настоящее время ведется работа по привлечению грузоотправителей Узбекистана на данный маршрут.
Грузовой потенциал маршрута оценивается в 300 тыс. ДФЭ к 2020 году.
- Расскажите о проводимой работе в рамках цифровизации перевозочного процесса.
- Во исполнение Послания народу Казахстана Главы Государства Н. Назарбаева АО «КТЖ-Грузовые перевозки» сделана ставка на цифровизацию.
Так, продолжается работа по взаимодействию и сотрудничеству с признанными глобальными лидерами IT производства. В целях системного сотрудничества модернизации промышленных цифровых технологий, АО «КТЖ – Грузовые перевозки» проведена встреча с представителями GE Transportation по обсуждению вопросов демонстрационных испытаний и возможного внедрения системы Trip Optimizer.
Хотелось бы акцентировать внимание и озвучить результаты по одному из наиболее клиентоориентированных проектов – автоматическая система управления «Договорная и коммерческая работа» (далее – АСУ ДКР). Так, на текущий момент в системе работают все грузоотправители Республики (более 19 тыс.). На сегодняшний день к АСУ ДКР в промышленном режиме с возможностью оформления электронных перевозочных накладных подключены порядка 422 станций (93%), в системе задействованы более 12 тыс. работников АО «КТЖ-Грузовые перевозки».
В АСУ ДКР производится автоматическое формирование ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), памятки приемосдатчика (форма ГУ-45), актов общей формы (форма ГУ-23), вагонного листа (форма ГУ-38), введен контроль проверки вагона по паспортными данным, кодов плательщика (лицевой счет клиента, экспедиторской организации). В АСУ ДКР реализован функционал, позволяющий клиентам регистрироваться и осуществлять подачу заявок на присвоение единых лицевых счетов, кодов экспедирования и заключения договоров на оказание экспедиторских услуг.
Вместе с тем на текущий момент времени на ряде станций посредством системы АСУ ДКР работниками АО «КТЖ-Грузовые перевозки» осуществляется предоставление предварительной информации в Комитет государственных доходов РК о товарах и транспортных средствах, заходящих на территорию РК до пересечения ими границы.
Посредством данной функциональной возможности передается и принимается от системы ТТС ЦОУ (таможенно-транзитная система центра оперативного управления) с получением подтверждения об успешном приеме в виде УИНП (Уникальный идентификационный номер перевозки).
В рамках достигнутых договоренностей с ОАО РЖД с 16 марта 2017 г. отправлен груз, оформленный по безбумажной технологии в АСУ ДКР, с казахстанской станции Екибастуз-2 на российскую станцию Малорефтинская и в обратном направлении. Данный маршрут с применением безбумажной технологии, оформляемый крупным грузоотправителем ТОО «Богатырь Комир», продолжает курсировать и в настоящее время.
В ближайшей перспективе АО «КТЖ – Грузовые перевозки» ставит перед собой задачу расширить географию безбумажных перевозок как внутри Республики, так и с ОАО «РЖД».
К числу крупнейших проектов по энергосбережению относится проект АСУ «Энергодиспетчерская тяги», основной целью которого является снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу, контроль за расходом топливно-энергетических ресурсов и повышение эффективности использования локомотивного парка, который успешно функционирует с 2014 года. В текущем году с 1 марта осуществлен переход на электронный маршрут машиниста, что позволило повысить точность и достоверность учета и сократить непроизводственные потери, Кроме того, планируем оптимизировать эксплуатационную работу за счет сквозного управления бригадами от заказа до сдачи маршрута.
Краеугольным камнем перевозочного процесса является график движения поездов. Внедрение Автоматизированной системы для разработки прогнозных (вариантных) графиков движения поездов позволит автоматизировать построения энергооптимального прогнозного (вариантного) и ситуационного графика движения поездов с учётом всех условий пропуска и заданных параметров поездопотока, автоматизирует процесс планирования предоставления «окон» в процессе разработки прогнозного (вариантного) и ситуационного графика движения поездов с передачей расписания на борт локомотива, автоматизацию анализа выполнения прогнозного (вариантного) графика движения.
Данный проект входит в Государственную программу «Цифровой Казахстан». Работы по проекту начались. До конца года планируется внедрение трех подсистем. В следующем году проект будет завершен.
Я озвучил лишь основные проекты. В целом Обществом будет продолжен курс на дальнейшую цифровизацию бизнес-процессов.
- Какие задачи решает АО «КТЖ – Грузовые перевозки» и какие результаты достигнуты по выполнению заданных планов эксплуатационных показателей деятельности?
- Наше Акционерное Общество обеспечивает потребности в транспортировке грузов крупнейших компаний в сегментах добычи и производства металлов, нефти и газа, угля и других отраслях промышленности. Приспособление производства к изменениям спроса рынка к продукции перевозочной деятельности в условиях нынешней экономической обстановки требует не только детального планирования, но именно интегрированного и объемного. В связи с этим, основной целью Общества является обеспечение эффективного планирования процесса для получения максимально возможной прибыли. Ускорение оборота подвижного состава и повышение его производительности – залог прироста продукта деятельности.
За 6 месяцев 2017 года Акционерным Обществом обеспечено улучшение количественных и качественных показателей использования подвижного состава к утвержденным планам и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Показатели использования вагонного парка к плану и факту прошлого года выполнены на все 100% и даже больше. К примеру, среднее время оборота грузового вагона ускорено к плану на 7% и факту 2016 года на 10%.
Отмечу, что по результатам работы за шесть месяцев 2017 года, за счет выполнения качественных показателей использования локомотивного парка и максимального охвата системой АСУ «Энергодиспетчерская тяга» достигнуто снижение удельного расхода дизельного топлива к факту прошлого года на 1,7 кг/10 тыс.ткм-брутто, в натурном выражении более 14 тысяч тонн.
Как было отмечено ранее, 2017 год для Общества ознаменован переходом на технологию ведения электронного маршрута машиниста путем автоматизации процессов формирования и обработки маршрутных листов машиниста. Это позволило повысить точность учета топливно-энергетических ресурсов расходуемых на тягу поездов, тем самым влияя на результаты удельного расхода. Итогом использования локомотивов оснащенных АСУ ЭДТ в течение 6 месяцев текущего года явилась экономия дизельного топлива (более 28 тысяч тонн) и электроэнергии (более 39 миллионов киловатт часов).
Пользуясь случаем, в преддверие профессионального праздника – Дня работников транспорта, хочу поздравить всех железнодорожников страны и пожелать здоровья, успехов, благополучия, мира и согласия!
Журнал «Транзит»
В ТОО "КТЖ Грузовые перевозки" успешно прошел онлайн тренинг, посвященный функционированию автоматизированных систем управления (АСУ) и ...
Сегодня заседание оперативного штаба ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» завершилось торжественным моментом — вручением Почетных грамот. Генеральный ди...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» успешно запустило 4-й модуль программы обучения для своих работников в Санкт-Петербург-Витебском подразделении Октя...