Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Рука об руку с железной дорогой
3012 / 04.08.2017 15:20

Рука об руку с железной дорогой

Ганимат Загипарович Бердыбаев – потомственный железнодорожник. Их династия насчитывает более 200 лет. Отец Загипар работал стрелочником на станции Убаган, мама Касия – техничкой, брат Жандильда около 25 лет проработал железнодорожником, младший брат Галымжан тоже трудится в Астане старшим осмотрщиком вагонов.

Дети Ганимата Загипаровича тоже железнодорожники: старший сын Сержан работает на станции Майлин составителем поездов уже около 15 лет, его жена Махаббат – дежурная по станции Лисаковск. Средний сын Алимжан – машинист на Куржункульском руднике, хоть и выучился на юриста, но все же перешел на железную дорогу. Младший сын Ержан работает в дистанции сигнализации и связи старшим инженером группы технической документации. Супруга героя очерка Рабига с 1979 года работала на железной дороге: начинала билетным кассиром, вышла на пенсию в должности товарного кассира.

Так случилось, что всю жизнь он и его семья идут рука об руку с железной дорогой, да и дом его, впрочем, там, где она.

Ганимат родился и жил со своей семьей в железнодорожном поселке Кушмурун. В 1963 году семья переехала на станцию Убаган. Там он окончил школу, там волею судьбы началась его железнодорожная карьера. В 1973 году умер отец, старший брат ушел в армию. И дома он остался самый старший, нужно было помогать маме.

– Мне было 16 лет, когда я пошел работать монтером пути. Работать нам разрешали по 7 часов: болты смазывали, очищали пути. Такую работу нам доверяли. Бригада была молодая, работали весело и дружно. Выполняли норму-план и шли домой. Так я работал до 1976 года. Моим наставником был старший брат. Он начинал работать стрелочником на станции Убаган, потом ушел в армию. В 1976 году я был призван в армию, когда вернулся в 1978 году, то мы переехали на станцию Тюнтюгур. Причиной переезда стало то, что мой брат Жандильда стал начальником этой станции, – вспоминает Ганимат Загипарович. – По возвращении из армии я хотел стать шофером. Нравится мне работать с техникой. А Жандильда меня убедил, что на железной дороге мне будет лучше и интереснее работать, поскольку здесь есть где приложить свои умения и навыки. Так я и остался. Поступил работать сигналистом. Была у меня наставница – Малиновская. Она готовила себе смену, так как собиралась на пенсию, вот я и проходил у нее практику. После этого пошел практиковаться дежурным по станции. Практиковал меня наставник Борисенко, он был лучшим общественным инспектором Костанайского отделения дороги. Познакомившись поближе с железной дорогой и людьми, которые посвятили ей свою жизнь, полюбил и я эту профессию.

В 1979 году Ганимат Загипарович продолжил свое профессиональное обучение, он поступил в Дортехшколу на курсы дежурного по станции. Шесть месяцев без отрыва от производства он учился, чтобы получить свидетельство о присвоении профессии «Дежурный по станции с правом работать начальником станции 4-5 классов». В дальнейшем, в 1990-х годах, окончил техникум.

До 1985 года он работал дежурным по станции Тюнтюгур. С 1985 по 1987 был ее начальником.

– Станция Тюнтюгур была зернопогрузочная. Свой богатый опыт передал мне старший брат, поэтому трудностей в работе не было. Это была станция 5-го класса с хлебоприемным пунктом, билетной и товарной кассой. Но в 1987 году в связи с перестройкой хлебоприемный пункт закрылся, и станцию тоже решили закрыть, – с горечью говорит Ганимат Загипарович.

Тогда же ему предложили стать начальником станции Арыстансор. 31 декабря 1987 года он со своей семьей приехал на станцию. Ему предстояло участвовать в становлении станции, через которую впоследствии пролегла железная дорога Алтынсарино – Хромтау, связавшая север и запад Казахстана.

Когда Ганимат Загипарович приехал на станцию, там еще работала бригада Магнитогорских строителей. Ему нужно было принимать объект. Станции предстояла важная роль: отправлять грузы из недавно открывшихся рудников. В течение года набирали людей, оформляли документацию, настраивали работу всех служб. В 1989 году станцию запустили. От Арыстансора шли две ветки: на Краснооктябрьский и Белинский рудники. Оттуда вывозили цветную руду на Павлодар. Позже от Краснооктябрьского рудника открылась новая ветка Алтынсарино – Хромтау.

– Первые годы работал только Белинский рудник, – вспоминает герой. – Тогда из-за низкой загруженности – в сутки уходил примерно один состав (вертушка) – мы совместили должности дежурного по станции, приемосдатчика и товарного кассира. Один человек выполнял обязанности трех специалистов. Потом, когда погрузка стала больше, набирали составителей, и тоже пришлось совместить обязанности осмотрщика вагонов и составителя поездов, хотя оплата была за одну специальность.

– Для железнодорожников здесь построили четыре двухэтажных дома по 12 квартир, был свой детский сад, начальная школа, магазин, – продолжает вспоминать Ганимат Загипарович. – Станция жила своей независимой жизнью. Вскоре открыли тупик, соединивший близлежащий поселок Покровский со станцией, чтобы помогать друг другу. Когда дети подросли, возникла проблема: детей нужно было возить в среднюю школу, дороги не было, техники тоже. Взяли в аренду автобус. Пустой пробег составлял 110 км, а ехать нужно было всего 3 км. Потом взяли УАЗик, поставили на баланс дистанции пути. Но дорога была несносная, тяжело было добираться и зимой, и весной. Решили строить грейдер. И построили. Дорога по сей день пользуется спросом. Я проработал на станции Арыстансор по 1998 год ее начальником и рад, что принимал участие в ее становлении.

В августе 1998 года его перевели на станцию Майлин. Коллектив там был многочисленнее, да и деятельность несколько отличалась от прежней. В то время работали Лисаковский горно-обогатительный комбинат и Куржункульский рудник, эти предприятия отгружали железную руду, известняки и бокситы.

В то время вагоны под погрузку готовили прямо на станции, это сейчас этим занимаются непосредственно на рудниках. А раньше на станции работали обработчики, которые чистили вагоны от остатков груза: и зимой, и летом нужно было очищать. Работы было много, ведь один состав – это 50-55 вагонов. С межпутий нужно было постоянно вывозить мусор. Этим в то время была специфична работа на станции Майлин. Но находить общий язык с людьми для Ганимата Загипаровича не составляло сложности. Коллектив свою работу знал, с его стороны оставалось только контролировать. На станции Майлин он работал по 2001 год.

В 2001 году его попросили поработать ревизором по безопасности движения на участке Сурган – Притобольская. Об этом времени он рассказывает:

– На моем участке находилось 12 станций. Раз в месяц нужно было проверить каждую станцию на выполнение нормативов, соблюдение оформления документации и так далее. Проработал ревизором я семь лет. При этом участвовал в открытии новой ветки Алтынсарино – Хромтау. Обеспечивал безопасность движения во время строительства. В мои обязанности входил контроль над передвижением поездов, техники. Тогда мы готовили людей для работы на этой ветке: из близлежащих поселков набирали молодежь, обучали, отправляли на главный ход для прохождения практики. А когда запустили ветку, подключили электрическую централизацию, то уже непосредственно обучали на новых станциях, принимали экзамены и допускали к самостоятельной работе.

Со временем работа ревизором стала для нашего героя физически сложна: целую неделю в разъездах, выходные дни дома, и опять командировка. Он попросил перевести его дежурным по станции Лисаковск. Хотелось больше времени проводить с семьей.

В 2008 он занял место дежурного по станции Лисаковск, где и трудится до настоящего времени. Пять пассажирских поездов курсируют через станцию Лисаковск, грузовых поездов – в сутки 8-9 пар. Основная работа здесь – пропуск поездов, есть и два действующих подъездных пути. Как считает Ганимат Загипарович, ему в его возрасте как раз нужна такая работа – более или менее спокойная. В конце 2018 года он собирается завершить свой трудовой путь и выйти на заслуженный отдых.

Ганимат Загипарович считает, что, несомненно, работа на железной дороге сложна не только физически, но и психологически. Железнодорожные пути – зона повышенной опасности. Мало того, что надо быть предельно внимательным при выполнении обязанностей, но еще и криминальные истории случаются. В память ему врезался случай, когда ему пришлось человека, которого выкинули из поезда, собирать по частям. Так его и похоронили на станции Тюнтюгур, никто за ним не приехал.

Однако его профессия ему нравится, несмотря на сложности. На вопрос, чем же она его привлекает, отвечает – дисциплиной:

– Здесь нет «не могу» и «не хочу». Железная дорога закаляет человека. Ну и испытывать чувство ответственности мне нравится. Ты знаешь, что одно твое неправильное действие может привести к серьезным последствиям. Поэтому автоматически в голове мы заранее все планируем, знаем, как поступить в экстренной ситуации.

Основное место в его трудовом стаже занимает работа дежурным по станции, хотя приходилось выполнять и другие обязанности. Именно дежурство по станции ему и импонирует больше, потому что здесь он всему голова, отвечает за свою работу, принимает решения, которые выверены и приносят пользу работе станционного коллектива.

Человек ощущает себя на своем месте еще и тогда, когда передает богатый опыт молодым. Это значит, что он не зря трудился, и молодежь использует знания, приобретенные им в процессе деятельности на железной дороге. У нашего героя тоже есть ученики. О них он рассказывает с гордостью:

– Абылайхан Утепов, он после армии пришел работать дежурным по станции Арыстансор, потом стал начальником станции, потом был ревизором и так далее. Из тех, кто пришел на новую линию – нынешний начальник станции Арка Кенжетай Аманбаев, в Шолаксае – Ербол Жарылгапов, Гуля Сабирова – дежурная по станции Талдыколь, Сарсенбаев Зеин и Бекпанов Асхат – дежурные по станции Арка. Тогда акиматы просили брать именно местных людей, чтобы они получили работу и стали железнодорожниками. Да и для людей это была большая возможность для личностного развития. Многие ребята, получив железнодорожную профессию, до сих пор работают в отрасли. Может быть, и их дети станут железнодорожниками, продолжат династию.

Ганимат Загипарович рассуждает как философ о своем главном принципе в жизни и работе:

– Я всегда говорю молодежи: чтобы быть руководителем, нужно быть еще и психологом. Потому что к каждому человеку нужен свой подход. Ведь люди не роботы, у них есть и семья, и личная жизнь. Поэтому главный принцип – рассматривать каждого работника не только как профессионала, но и как человека в первую очередь.

Он считает, что где бы он ни работал, коллектив всегда складывался хороший. По его мнению, если сам умеешь обращаться с людьми, то нет никаких проблем. Когда приходит молодежь, он всегда говорит им: спрашивайте, что непонятно, не стесняйтесь, пока я работаю, буду делиться опытом.

– За свою трудовую деятельность Ганимат Бердыбаев зарекомендовал себя как трудолюбивый, грамотный, коммуникабельный специалист, умеющий четко и оперативно организовывать работу. Свой практический опыт и знания он передает молодым коллегам, умеет хорошо ориентироваться в сложной поездной обстановке, большое внимание уделяет безопасности движения поездов, умело руководит работой смены и добивается хороших производственных показателей. Производственные задания выполняет без срыва графика движения поездов. Эффективно использует технические средства, добивается хороших производственных показателей. Обладает высоким чувством ответственности за положение дел на станции, – так говорит о нем председатель профсоюзного комитета Костанайского отделения грузовых перевозок Бахитжан Нурсеитов, который в свое время дважды работал в одном коллективе с нашим героем – на станции Тюнтюгур и Майлин.

Сам по себе Ганимат Загипарович обожает технику, любит покопаться в гараже. Все лето проводит на даче, ходит в баню, живет на природе – и счастлив этим. Скромный человек, не считает, что о нем нужно много рассказывать, ведь он просто работал. Главное, по его мнению, честно выполнять свои обязанности. Ни ради наград и славы нужно трудиться, а ради собственного счастья. А что может сделать человека довольным своей жизнью? Конечно же, профессиональные достижения и семья. По отношению к родным он строг и добр. Внуков у него уже пятеро.

– А какой вы по жизни человек? – спрашиваю напоследок.

– Ответственный, исполнительный, – задумавшись, отвечает Ганимат Загипарович.

Ну вот, даже качества, которыми он себя характеризует, больше относятся к профессиональной деятельности. Ведь вся его жизнь так или иначе связана с работой.

В 2012 году был награжден нагрудным знаком «Адал еңбегі үшін». Кроме этого имеет множество наград местного и республиканского значения.

Вот что о нем говорит его ученик, ныне начальник отдела службы безопасности Костанайского отделения грузовых перевозок Аблайхан Утепов:

– Когда я стал начальником станции Арыстансор, в 2001 году, Ганимат Загипарович работал ревизором по безопасности движения. У него на тот момент уже был большой опыт работы начальником станции, и я многое у него перенял. Для меня его профессиональные рекомендации и поддержка стали отправной точкой в карьере. Для молодых управленцев очень важно иметь наставника, который бы оказывал методическую помощь по решению тех или иных профессиональных вопросов. Так вот Ганимат Загипарович для меня стал именно таким учителем. Приезжая на станцию, он не только выявлял неисправности, он помогал исправить положение. Я пропускал всю информацию через себя, понимая, что на железной дороге шуток быть не может. Я могу охарактеризовать его как положительного человека, к которому у меня никогда не возникало каких-то претензий. Благодаря советам своего наставника за три года работы на станции я стал профессионалом и заслужил уважение коллег, и я очень благодарен ему за это.

Книга «Трудовая доблесть магистрали» 

Поделиться:
Популярные новости
20 / 27.12.2024

Очередной миллион зерна нового урожая отгружен в декабре

27-12-2024 В маркетинговом 2024-2025 году наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов перевозок зерна. За 26 дней декабря погрузка зерн...

38 / 25.12.2024

Актюбинское отделение грузовых перевозок: повышение объемов погрузки, развитие маршрутизации

За 11 месяцев текущего года план погрузки грузов по Актюбинскому отделению грузовых перевозок вырос на 9,5%, а выгрузки увеличились на 9,2&#...

38 / 25.12.2024

Погрузка черных металлов в Карагандинском отделении грузовых перевозок выросла на 39%

По итогам 11 месяцев 2024 года объем погрузки черных металлов по сети Карагандинского отделения грузовых перевозок составил 2,9 млн тонн, что на...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения, в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации.

Подробнее