Актюбинское отделение грузовых перевозок: повышение объемов погрузки, развитие маршрутизации
За 11 месяцев текущего года план погрузки грузов по Актюбинскому отделению гру...
Вопрос безопасности движения напрямую связан с техническим состоянием локомотивного парка
Ежегодно железная дорога направляет солидные финансовые вложения на обновление собственного парка. В дочернем предприятии АО «НК «Казахстан темир жолы» - АО «Локомотив» такие инвестиции расценивают, как надежное вложение капитала в будущее. О том, как ведется обновление локомотивов в условиях мирового кризиса, рассказывает главный инженер АО «Локомотив» Бакытжан Куанышев.
- Вопрос обновления локомотивного парка – остается актуальным для железной дороги. Сегодня на территории СНГ пока только две страны серьезно занимаются модернизацией локомотивного парка и имеют четкие программы снижения износа основных средств. Это Россия и Казахстан. В нашей стране этим вопросом занимается специально созданная рабочая группа по обновлению локомотивного парка во главе с главным инженером АО «НК «КТЖ».
На сегодняшний день при нормативном износе в 50-55 процентов накопление физического износа основных средств фактически составил 74 процента. Следует отметить, что без проведения модернизации износ парка достиг бы 88 процентов. Исправить положение можно путем капитально-восстановительного ремонта локомотивов, их модернизации, а также приобретения и выпуска собственных.
АО «Локомотив» начиная с 2004 года в целях обновления парка тепловозов провело усиленную модернизацию тепловозов серии 2ТЭ10М. В январе этого года этот проект по модернизации тепловозов был завершен. Всего было модернизировано 202 магистральных тепловоза. После модернизации «начинка» тепловоза, включая электропроводку, системы управления, контроля и диагностики, была полностью обновлена. При модернизации монтировались комплекты дизельных генераторных установок производства компании «Дженерал Электрик» (GE,США). Результаты эксплуатации модернизированных тепловозов показали их экономичность и надежность. По сравнению с немодернизированными тепловозами снижен расход дизельного топлива и масла, прослеживается значительная экономия по затратам на техническое обслуживание. На модернизированных тепловозах улучшены эксплуатационные показатели, такие как средний вес поезда и средний пробег, увеличена доля выполненного объема грузоперевозок. Модернизированные тепловозы эксплуатационных локомотивных депо Актобе, Орал, Мангыстау, Жем, Макат, Кандыагаш, Алматы выполняют основную перевозочную работу.
Кроме того, были обновлены два грузовых электровоза серии ВЛ80 по проекту ВЭЛНИИ. Они успешно прошли испытания. По этой схеме планируется продлить «жизнь» еще 40 электровозам.
В рамках программы обновления тягового подвижного состава 2004-2008 годах было приобретено пять единиц пассажирских электровозов серии KZ4A, 30 единиц маневровых тепловозов и 10 единиц магистральных тепловозов пятого поколения серии ТЭ33А (Evolution), изготовленных по заказу АО «Локомотив» компанией GE. В данный момент тепловозы нового поколения курсируют на одном из самых сложных железнодорожных участков АО «НК «КТЖ» – Алматы – Уш-Тобе (Алматинская область). По техническим характеристикам они значительно превосходят существующие в нашей стране локомотивы.
- Как организовано сервисное обслуживание модернизированных локомотивов?
- Вы задаетеправильный вопрос, поскольку без должного внимания новые локомотивы выйдут из строя уже в ближайшие годы. АО «Локомотив» провело тщательный анализ существующей ситуации. В данный момент ремонтные предприятия рассредоточены по отдельным небольшим депо, что приводит к недостатку оборудования и комплектующих частей и, как следствие, длительным простоям, некачественному ремонту.
Кроме того, ремонтные депо в Казахстане специализируются на опыте обслуживания локомотивов российского производства и не рассчитаны на ремонт модернизированных тепловозов с дизельной генераторной установкой компании GE. Поэтому АО «Локомотив» вышло с предложением создать на территории Казахстана специальные сервисные центры по системе полного сервисного обслуживания. Аналогичная схема существует и в других странах. Нами проведен анализ опыта передовых железных дорог в области проведения сервисного обслуживания локомотивного парка и выделены основные элементы, которые могут быть внедрены в нашей стране. Согласно нашим выводам, процесс полного сервисного обслуживания должен охватывать все виды технического обслуживания и ремонта, причем полное сервисное обслуживание должно осуществляться на долгосрочной основе.
Итогом наших исследований стало подписание в апреле этого года трехстороннего 15-летнего договора о сервисном обслуживании модернизированных магистральных тепловозов между АО «Локомотив», компанией GE и ТОО «Ремонтная корпорация «Камкор». Внедрение сервисного обслуживания позволит отойти от планово-предупредительного ремонта, а также увеличить производительность локомотива и повысить процент готовности эксплуатируемого парка с существующих 80 до 94 процентов, при этом будет производиться оптимизация затрат на ремонт и техническое обслуживание.
В рамках этого договора осуществляется техническое обслуживание модернизированных тепловозов. Согласно подписанному договору основные сервисные центры обслуживания появились в городах Алматы, Актобе, Шалкаре Актюбинской области и поселке Макат, Атырауской области. В них будет проводиться не только плановый ремонт, но и подготовка локомотивов к эксплуатации в зимний и летний период.
- Как мировой кризис сказался на планах АО «Локомотив» по обновлению парка?
- В данный момент рынок начинает сужаться - объемы перевозок постепенно снижаются, соответственно падают и доходы Общества, поэтому нам необходимо максимально минимизировать расходы. При этом существует ряд расходов, обусловленных технологическим процессом, которые мы вынуждены нести, независимо от колебаний доходности бизнеса. Чем сложнее ситуация, тем более жесткие меры мы вынуждены будем предпринимать по сокращению своих расходов. Поэтому экономический кризис значительно скорректировал наши планы, так как для того чтобы производить регулярное планомерное обновление локомотивного парка железных дорог необходимы инвестиции. Уже сегодня мы отказались от покупки 10 тепловозов компании GE, 20 пассажирских электровозов производства КНР и 15 маневровых тепловозов, что предусматривалось недавно заключенными договоренностями.
Начатые работы по новым направлениям мы не сворачиваем. Среди них – проект строительства тепловозосборочного завода в Астане, открытие которого запланировано в июле этого года, а первый локомотив будет собран уже в декабре этого года. Общая проектная мощность завода 100 единиц магистральных тепловозов в год, при этом планируется обеспечить не только собственный рынок, но и рынки стран СНГ и ближнего зарубежья. В данный момент отрабатываются вопросы по сотрудничеству с железнодорожными администрациями соседних стран. Также на базе строящегося завода будет освоена и сборка маневровых локомотивов, проект в настоящее время уже отрабатывается совместно с компанией GE.
Кроме того, введение в эксплуатацию данного завода, позволит создать до 700 новых рабочих мест, а также положит начало развитию собственного локомотивостроительного производства.
Сегодня перед железной дорогой стоит непростая задача – в условиях снижения объемов работы максимально оптимизировать имеющиеся основные фонды и при этом найти средства на обновление локомотивного парка с учетом предполагаемого в будущем роста объемов перевозок.
Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...