Техническая политика в действии.
Вопросы технической политики, учитывая высокую техногенность нашей отрасли, всегда были и остаются значимыми и обсуждаемыми. Естественно, что в ходе реструктуризации отрасли, со сменой топ-менеджеров, менялись и подходы, как политические, так и тактические к реализации этого сложнейшего направления деятельности железнодорожного транспорта. Однако, с учетом того, что отдельные мероприятия технической политики носят средне- и долгосрочный характер, важнейшими требованиями является определенная преемственность и последовательность действий в этом вопросе. Согласно семи основных стратегических направлений развития АО «НК «КТЖ», утвержденных в августе 2006 г. Правлением Компании, уже в октябре 2006 года Управлением технической политики АО «НК «КТЖ» был разработан и утвержден Правлением Компании пакет документов, включающий в себя: Стратегию технической политики на период до 2015 г.; Программу мероприятий по реализации основных стратегических направлений развития Компании и Стратегии техполитики с указанием сумм, необходимых для ее реализации; трехуровневую систему организации, исполнения и координации работ по реализации указанных документов; Регламент планирования и организации работ по внедрению мероприятий указанных планов.На основании всех этих документов в Акционерном обществе «Локомотив» реализовываются ежегодные стратегические планы, основной упор в которых делается на техническую и технологическую составляющие бизнеса.Необходимо отметить, что непременным условием, отраженным в Регламенте, является подвязка указанных планов к утвержденным бюджетам, т.е. реализация мероприятий технической политики подкреплена финансами.Всего на период 2007-2008 г. по АО «Локомотив» было намечено 25 крупных мероприятий, из которых полностью выполнено 24 мероприятия или 96%. Еще одно мероприятие по приобретению комплексных локомотивных устройств безопасности (КЛУБ) в 2007 году было выполнено частично (на 51%) по вине поставщика - завода им. Кирова. Среди выполненных планов – приобретение ТПС, в том числе: 2-х пассажирских электровозов, 15-ти маневровых тепловозов производства КНР, 10-ти магистральных тепловозов серии «Evolushion», модернизация 76 ед. магистральных тепловозов и электровоза ВЛ80. Испытания китайских тепловозов, которые планируется эксплуатировать на ст. Достык, уже вступили в заключительную фазу. В настоящее время завершается также документационный этап по организации сервисного обслуживания в Республике Казахстан новых типов, а также модернизированных локомотивов.В 29 филиалах внедрена система менеджмента качества в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний (OHSAS) ИСО серии 18001:1999. Проведен внутренний аудит. Внедрялись приборы безопасности–КЛУБ, электропневматические тормоза (ЭПТ), радиостанции, а также универсальные психодиагностические комплексы, автоматизированная система экспертного определения здоровья локомотивных бригад (ЭКОЗ). Состоялись семинары обмена опытом по расшифровке скоростемерных лент, карт системы КЛУБ-У, обеспечению безопасности движения и предупреждению аварийности, по АРМ нарядчика и сокращению задержек поездов. Проведен конкурс машинистов на звание «Лучший знаток ПТЭ». Особое внимание уделено вопросам энерго- и ресурсосбережения. В пяти филиалах уже внедрен третий этап автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), в рамках реализации программы «колесо-рельс» 239 ед. локомотивов оборудованы гребнесмазывателями. По состоянию на 1 января 2009 года под рельсосмазыватели переоборудованы уже 10 локомотивов, за которыми закреплены локомотивные бригады и участки обслуживания во всех проблемных регионах страны. Для оптимизации весовых норм и повышения эффективности работы локомотивов проведено 11 тяговых испытаний с использованием вагона-лаборатории, приобретена программа автоматизированных тяговых расчетов для поездной работы локомотивов по участкам обслуживания локомотивными депо. При этом, даже учитывая непростой профиль пути, мы подняли вес поезда на участках, где используются модернизированные тепловозы на 500-1300 тонн. Еще один крупнейший проект, реализуемый в рамках технической политики – строительство завода по сборке локомотивов в г. Астана. Уже завершается поставка оборудования для нового завода, объявлен конкурсный набор рабочих кадров, которые дополнительно будут обучены новым технологиям на базовых предприятиях США. Общая сумма средств, освоенных на реализацию мероприятий технической политики, в 2007 году составила 20,2 млрд. тенге (98,7% от запланированной), в 2008 году – 23,5 млрд.тенге (99,4% от запланированной суммы). На 2009 год запланированы мероприятия на сумму 25,1 млрд. тенге, и их реализация уже идет.Важнейший вопрос–кадры для реализации технической политики. Хороших специалистов-технарей катастрофически не хватает. Надо честно говорить сегодня, что технические службы первыми попадают под оптимизацию, которая у нас, априори, воспринимается только как сокращение. При этом, новые технические кадры готовятся не на должном уровне, а те, что есть – большую часть времени работают «на корзину». Это связано, в первую очередь, со скачкообразностью и неэффективностью планирования работы из-за процессов, происходящих сегодня в экономике, науке и технике, как в мире, так и в нашей стране. И сегодня мы вынуждены учитывать эти процессы. Поэтому на современном этапе необходимо доработать существующие программы с учетом всех кризисных явлений, определить четкую структуру технических служб на основе их иерархии и специализации, и, самое главное, вести планомерную, последовательную работу, потому что за одни день такие вопросы не решаются. Нам в свое время потребовались огромные усилия, чтобы сконцентрировать в едином направлении работу технических и финансовых служб. Два года мы шли к этому, уже достигли взаимопонимания, и теперь нельзя потерять достигнутые положительные наработки. А для этого, помимо финансовых средств, нужна адекватная структура, штат и, главное, специалисты. Президент АО «Локомотив» Кадыл Таласпеков газета "Казахстан темiршолшысы" от 13 марта 2009 г.