Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2945 / 07.04.2016 13:16

Год машиниста: В здоровом теле – здоровый дух и работоспособность

Готовность к работе локомотивных бригад тестируют психологи

Как к пилотам самолета, так и к машинистам поездов предъявляются особые требования относительно их здоровья. У кандидата должно быть орлиное зрение и острый слух, отсутствие проблем с сердечно-сосудистой системой и другими жизненно важными органами. У него не должно быть вредных привычек. Как и летчиков, машинистов тестирует психолог. Он проверяет их стрессоустойчивость, скорость реакции, внимательность – все эти качества должны быть на высоте, ведь машинисту предстоит каждый день нести ответственность за жизни сотен людей. При приеме на работу машинисты и их помощники проходят психологическое обследование, которое проводит психолог эксплуатационного локомотивного депо. Новые работники проходят тестирование профессионально важных качеств и индивидуальных особенностей личности.
В АО «Локомотив» считают, что изучение функционального состояния, профилактика утомления и сохранение работоспособности относятся к числу самых сложных и важных вопросов, решение которых позволит повысить успешность дальнейшей деятельности, и как следствие – повысить уровень безопасности движения, а также сохранить надежность и профессиональное долголетие работников локомотивных бригад. Эта работа ведется в рамках объявленного в АО «Локомотив» Года машиниста.

Перед тем как приступить к самостоятельной работе работник локомотивной бригады обязан пройти психофизиологическое обследование на универсальном психодиагностическом комплексе, проводимое штатным психологом депо, для определения группы допуска и имеющихся уязвимых качеств при осуществлении поездной работы. Учитывая рекомендацию психолога по формированию локомотивной бригады, группу допуска психофизиологического обследования и уязвимые качества локомотивной бригады, машинист-инструктор производит закрепление данного помощника машиниста за машинистом, формируя локомотивную бригаду.

В рамках поручения президента АО «Локомотив» Марата Шакенова во всех эксплуатационных локомотивных депо активно ведется анкетирование по повышению психологических аспектов надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад. Цель опроса – оценить удовлетворительность своей работой, определить профессиональные качества и умение справляться с трудными ситуациями.

На основе полученных данных составляется анализ с четким определением проблемных моментов и разработкой системных профилактических мер.

К примеру, по итогам опроса было выявлено, что большинство локомотивных бригад «Кандыагашского эксплуатационного локомотивного депо» имеет высокий уровень пригодности для работы на транспорте.

Недавно здесь был проведен опрос по определению профессионального уровня, в котором приняли участие работники 467 локомотивных бригад.

Анкетирование включало 55 вопросов по методике для определения пригодности испытуемого для работы на транспорте, которая также позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие и состояние здоровья, опре­делить усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность, умение сосредото­читься при наличии внешних раздражителей.

По результатам опроса высокий уровень пригодности для работы на транспорте показали 293 локомотивные бригады, а средний уровень пригодности – 163 локомотивные бригады, низкий уровень пригодности оказался всего у 11 локомотивных бригад.

Аналогичный опрос в «Шуском эксплуатационном локомотивном депо» и «оборотном депо Сары-Шаган», в котором приняли участие 150 респондентов в возрасте от 20 до 55 лет, показал, что здесь царит благоприятный психологический климат.

Как отметила психолог-диагност депо Татьяна Лузанова, в целом работники локомотивных бригад четко оценивают меру ответственности за безопасность движения поездов и к своим профессиональным обязанностям относятся серьезно, выполняют работу качественно.

Однако также опрос выявил, что настроение машинистов и помощников машинистов во многом зависит и от «погоды» дома. В ходе анкетирования многие интервьюируемые говорили о семейных проблемах, связанных с кредитами, обучением детей в вузах.

- Анкетирование показало, что для продуктивной работы нужны благоприятные условия. И речь здесь не только об удобном кресле и современной технике. Большое значение имеет психологический климат, царящий как в рабочем коллективе, так и в семье, - рассказала психолог.

Оценили состояние психологического климата на рабочем месте и в «Защитинском эксплуатационном локомотивном депо». Здесь в анкетировании участвовал 61 работник локомотивных бригад.

- На главный вопрос: «Нравится ли вам Ваша работа?» большинство респондентов уверенно ответили: «Да», - отметил директор филиала АО «Локомотив» - «Защитинское эксплуатационное локомотивное депо» Ермек Смагулов.

Также, по его словам, немаловажно, что на вопрос: «Уверены ли Вы, что Ваше решение работать у нас полностью соответствует Вашим интересам и желаниям?» все респонденты ответили, что уверены.

Опрос среди локомотивщиков «Балхашского эксплуатационного локомотивного депо», в котором приняли участие 174 работника, показал, что и здесь случайных людей нет.

Более 86 процентов локомотивных бригад депо полностью удовлетворены своей работой, а около 14 процентов – довольны работой, но мечтают о большем.

Психолог депо Ляззат Абеубекова считает, что к профессии «машинист» и «помощник машиниста локомотива» предъявляются повышенные требования по некоторым психическим свойствам и качествам. Ведь работа машиниста связана с постоянной сменой обстановки, периодическими отлучками из дома и не только в будние дни, но и в праздники. И важную роль в жизни машиниста играет семья, которая является надежным тылом, источником положительной энергии.

- Опрос показал, что у нас случайно выбравших профессию машиниста и помощника машиниста нет, - сказала психолог. – Я очень часто провожу индивидуальные беседы с молодыми помощниками машинистов и могу сделать вывод, что многие из них удовлетворены своим выбором профессии. В основном, ребята с детства мечтают быть машинистами. Большинство приходят в депо по стопам родителей. В нашем депо работают такие династии, как Тергеубаевы, Куатовы, Андриенко, Бажбеновы, Бикешевы, Глазковы, Жузбаевы, Ислямовы, Кабаевы, Линник, Микерены и другие.

Также важно, что по результатам тестирования стрессоустойчивости, 88 процентов работников оказались готовыми к любым стрессовым ситуациям.

Профессиональный психолог говорит, что работники «Балхашского эксплуатационного локомотивного депо» уравновешенны, всегда готовы помочь коллеге в трудную минуту, любят и гордятся своей профессией.

Очень хорошие результаты показал и опрос бригад «Алматинского эксплуатационного локомотивного депо».

В нем приняли участие 162 работника пассажирской, грузовой и маневровой колонны.

Ключевым вопросом опроса, который провела психолог депо Фарида Алтыбаева, был «Какими профессиональными качествами должен обладать машинист и помощник машиниста?». Большинство респондентов указали такие качества, как внимательность, бдительность, ответственность, грамотность, опыт, стрессоустойчивость, трудолюбие и честность. Также в анкете был вопрос о том, что нужно сделать для улучшения условий труда локомотивных бригад, на который были даны самые разнообразные ответы. Работники предложили увеличить заработную плату, вести планомерное обновление локомотивного парка, проводить на регулярной основе «Дни здоровья», различные спортивные и культурные мероприятия. Опрос в столичном локомотивном депо показал, что психологический климат в депо астаны благоприятный и дружественный. Среди локомотивных бригад Астанинского эксплуатационного локомотивного депо проведен опрос. В нем приняли участие 195 работников. Цель анкетирования - оценить удовлетворенность своей работой, определить профессиональные качества и умение выходить из трудных жизненных ситуаций.

- Анализ распределения участников анкетирования в соответствии со стажем работы позволил выделить две группы работников локомотивных бригад: первую – со стажем работы от 1 года до 7 лет, вторую – со стажем работы - более 21 года. Первая группа состоит в основном из молодых специалистов, заинтересованных в дальнейшем своем развитии как профессионалов. Вторая группа – лица старшего возраста, имеющие богатый опыт поездной работы, сохранившие интерес к железной дороге, - сказал ведущий психолог депо Сауле Жаканова.

Анкеты включали такие вопросы, как: считают ли респонденты свою работу интересной, насколько высока социальная защищенность работников депо, как складываются отношения с руководством депо, а также с другими членами коллектива, есть ли в депо возможность для реализации своих знаний и умений.

По словам ведущего психолога, анкетирование показало, что для обеспечения безопасности движения поездов в коллективе депо психологический климат благоприятный и дружественный, работники к своим профессиональным обязанностям относятся ответственно, стремятся выполнять работу качественно.

Среди работников локомотивных бригад Павлодарского локомотивного депо также был проведен опрос. Психологом депо была разработана анкета, которая позволяет получить первичную информацию о некоторых аспектах профессиональной жизни работников локомотивных бригад в рамках организации, о вопросах взаимовлияния их профессиональной деятельности и семейных отношений. В анкетировании приняли участие 150 работников локомотивных бригад.

На предположение: «Если бы я вернулся к моменту выбора профессии, то……« — 69% работников ответили, что остались бы при своём выборе, 31% — выбрали бы другую профессию. Это говорит о том, что большинство работников сделали когда-то правильный выбор и чувствуют себя «на своём месте».

Ещё один блок вопросов предлагаемой анкеты позволил выявить, что коллективу, в котором трудятся опрашиваемые работники, присуща дружеская (40%), деловая (15%) атмосфера. Больше всего их привлекают профессиональные (72%) и личные (20%) качества членов коллектива.

На вопрос: «Что могло бы повлиять на большее сплочение нашего коллектива?» 40% респондентов ответили — «совместное решение производственных проблем», 28% — «проведение совместного отдыха», и 31% — «увеличение зарплаты».

Данные многих психологических обследований свидетельствуют, что важнейший фактор работоспособности, собранности и адекватности действий локомотивных бригад, — семейное благополучие. Семья работника- это своеобразный «тыл», обеспечивающий его работу.

На вопрос «Ваши супружеские отношения приносят Вам…?" 80% опрошенных ответили — «скорее радость и удовлетворение», 19% — затруднились ответить.

91% работников утверждают, что в семье есть поддержка со стороны супруги, родных и близких. У 69% респондентов супруга всегда интересуется их здоровьем, целями, стремлениями, проблемами и т. д.

В АО «Локомотив» постоянно ведутся работы, направленные на совершенствование методов психофизиологического обеспечения локомотивных бригад. В жизнедеятельности компании учитываются все итоги проведенного анкетирования, бесед и тренингов, в результате чего, достигается планомерное улучшение качества жизни локомотивных бригад, а также повышение степени удовлетворенности работой.

журнал «Транзит»

Поделиться:
Популярные новости
1336 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4289 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее