Круглый стол на тему «Язык - основа государственности»
В честь празднования Дня Независимости Республики Казахстан ТОО «КТЖ-Грузовые ...
В Казахстане на разных стадиях реализации находятся четыре проекта в области железнодорожного машиностроения. В Республике будет организовано собственное производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов, а также магистральных грузовых электровозов.
В целях организации собственного железнодорожного машиностроения, которое могло бы покрывать потребности Казахстана, а в перспективе – обеспечить экспорт продукции на внешние рынки, в Республике в качестве приоритетных выбрано четыре проекта. Это строительство тепловозосборочного завода в Астане совместно с американской компанией General Electric; начало выпуска пассажирских вагонов на базе АО «Алматинский вагоноремонтный завод» (мощностью 100 единиц в год), организация завода на базе АО «Байтерек А» по созданию магистральных грузовых электровозов переменного тока; а также открытие завода на базе ТОО «Таман» по производству грузовых вагонов (два последних предприятия входят в ТОО «Камкор»).
По оценкам экспертов, остаточный ресурс парка магистральных тепловозов РК составляет 25%, маневровых – 21%. В такой ситуации поддержание их в рабочем состоянии требует больших затрат. Если сейчас ничего не предпринимать, то к концу 2015 года от имеющихся магистральных тепловозов останется меньше половины дееспособных машин. Помимо проведения капитально-восстановительного ремонта локомотивов, их модернизации, а также приобретения техники иностранного производства в Казахстане, сейчас активно развивается идея организации выпуска собственных локомотивов.
По заказу АО «Локомотив» компания General Electric уже изготовила два тепловоза нового поколения серии Evolution. 13 февраля они прибыли на станцию Актобе. Их испытания пройдут на одном из самых сложных железнодорожных участков АО «НК «КТЖ» – Алматы – Уш-Тобе (Алматинская область). Сначала тепловозы в течение двух месяцев протестируют в рамках программы пусконаладочных работ, проверят функционирование их систем, а также проведут комплексные тягово-энергетические и тормозные испытания. Одновременно с этим работники АО «Локомотив», которые будут эксплуатировать новые тепловозы, пройдут обучение у специалистов завода-изготовителя.
«Тепловозы нового поколения изготовлены с учетом казахстанских стандартов и условий работы на железных дорогах нашей Республики. Кабина машиниста оборудована в соответствии с современными требованиями – в ней созданы комфортные условия для работы, предусмотрены шумоизоляция и регулятор микроклимата, а также внедрена микропроцессорная система управления, которая значительно облегчит труд машинистов», – рассказывает президент АО «Локомотив» Кадыл Таласпеков.
Ожидается, что в ближайшее время в страну прибудут еще восемь тепловозов серии Evolution. Впредь на территории индустриального парка специальной экономической зоны г. Астаны разместится современный завод, в функции которого будет входить сборка тепловозов из элементов, поставляемых совместно казахстанской и американской сторонами. Президент General Electric Transportation Лорензо Симонелли в декабре 2008 года лично ознакомился с ходом строительства завода в Астане и отметил, что оно идет в соответствии с графиком. Открытие завода намечено на середину 2009-го. В декабре планируется собрать первый локомотив, а выход на проектную мощность – 100 локомотивов в год – намечен на 2011 год. «Мы верим в успех нашего совместного проекта, – отмечает Л. Симонелли. – Наша компания хочет быть партнером не только в инвестициях, но и во всех производственных процессах, касающихся совместного проекта мирового класса. Мы также планируем вести дальнейшую совместную работу по маркетингу и продвижению локомотивов на рынках Центральной Азии и СНГ».
Степень износа парка тягового электроподвижного состава Казахстана оценивается в 69%. Прежде всего это объясняется тем, что основная часть находящихся в эксплуатации грузовых электровозов серии ВЛ80 изготовлена в 1980-х годах.
АО «Байтерек А» при участии ОАО «ВЭлНИИ» реализован проект модернизации грузового электровоза серии ВЛ80 с продлением срока его службы на 20 лет. Опытный образец модернизированного электровоза успешно прошел эксплуатационные испытания, полностью подтвердив соответствие техническим требованиям, предъявляемым заказчиком. С 2008-го АО «Байтерек А» приступило к серийному производству работ по модернизации грузовых электровозов с продлением срока службы.
«Вместе с тем, – отмечает генеральный директор ТОО «Камкор Менеджмент» Юрий Лавриненко, – такая модернизация не снимает всех вопросов, связанных с обновлением парка электровозов. Исходя из данных о выбытии электровозов из эксплуатации по сроку службы определена минимальная потребность в электротяговом подвижном составе – это более 600 новых электровозов до 2020 года».
Примечательно, что в плане обновления парка пассажирских электровозов АО «НК «КТЖ» одним из первых на постсоветском пространстве заключило контракт на поставку скоростных электровозов. KZ-4A производства ООО «Чжучжоуская электровозостроительная компания» (Китай), поставленные в период с 2003 по 2005 год, в эксплуатации показали себя с положительной стороны. В целях повышения надежности электровоза специалистами КТЖ предложено внести изменения в его комплектацию. Наиболее отвечающим требованиям заказчика признано силовое электрооборудование компании Siemens. В ходе проведенных в 2008 году переговоров с представителями компаний достигнуты договоренности о поставке в 2010-м еще 22 пассажирских электровозов производства ООО «Чжучжоуская электровозостроительная компания» с данным силовым электрооборудованием. Также ведутся работы по организации сервисного обслуживания данных локомотивов предприятиями группы компаний ТОО «Камкор Менеджмент».
Техническими специалистами АО «НК «КТЖ» разработаны и утверждены технические требования к новым электровозам, обеспечивающие выполнение таких ключевых показателей, как обеспечение высоких тягово-энергетических свойств электровозов, повышенная степень надежности локомотивного оборудования, а также унификация основного локомотивного оборудования с целью минимизации затрат на техническое обслуживание и ремонт.
В рамках меморандумов, подписанных АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» с производителями электроподвижного состава (французским Alstom, немецким Siemens и российским ЗАО «Трансмашхолдинг»), последним было передано ранее утвержденное техническое задание для предоставления технических и коммерческих предложений на разработку проекта строительства грузового магистрального электровоза.
В частности, планируется организовать производство электровозов на базе АО «Байтерек А» в г. Атбасаре мощностью 50 единиц в год. На первом этапе реализации проекта предусматривается осуществление сборки электровозов из комплектующих, поставляемых из-за рубежа. Впоследствии планируется локализовать их производство на промышленных предприятиях Казахстана, причем на уровне, соответствующем мировой практике.
В конце февраля 2009 года состоялась встреча президента АО «НК «Казакстан темiр жолы» Аскара Мамина с председателем правления немецкого концерна Siemens AG Петером Лешером.
По заявлению А. Мамина, сотрудничество с концерном Siemens очень интересно компании «КТЖ», причем не только в части приобретения готовой продукции, но, что особенно важно, в плане создания на территории Казахстана предприятия, производящего современный тяговый подвижной состав. Глава «Казакстан темiр жолы» также отметил, что подобные проекты Республике предлагают и другие известные в мире компании, и КТЖ, в свою очередь, готова рассматривать все варианты. «Однако, по мнению наших специалистов, на данный момент наиболее подготовленным к решению этой задачи является именно Siemens», – признается А. Мамин.
П. Лешер, со своей стороны, признался, что для Siemens Казахстан является одной из главных стран в Центральной Азии по развитию производств. Немецкий концерн готов предоставить все необходимое оборудование для осуществления намеченного проекта, а также оказать всестороннюю поддержку при организации производства электровозов на территории Республики.
П. Лешер предложил также рассмотреть и возможность участия Siemens в создании современного грузового электровоза по техническим условиям Казахстана.
Средний износ инвентарного парка грузовых вагонов АО «НК «КТЖ» на сегодняшний день составляет более 70%. Наиболее востребованным традиционно является универсальный подвижной состав. Полувагоны; при условии их производства по сравнению с иными родами подвижного состава, имеют более гарантированный сбыт.
Проведенный маркетинговый анализ показал, что ежегодная потребность в приобретении полувагонов железнодорожной администрации Казахстана составляет примерно 5–6 тыс. единиц.
На сегодняшний день принято решение организовать на базе ТОО «Таман» в г. Экибастузе производство грузового подвижного состава в объеме 2,5 тыс. единиц (преимущественно полувагонов и фитинговых платформ). По словам Ю. Лавриненко, технологическое оборудование вводимых мощностей, а также его компоновка позволит наладить выпуск широкой номенклатуры грузовых вагонов в зависимости от конъюнктуры рынка.
Очевидно, что производство грузовых вагонов на базе ТОО «Таман» не обеспечит полного удовлетворения потребности в полувагонах. В связи с этим в настоящее время выпуск грузовых вагонов планируют организовать еще несколько организаций, в том числе ТОО «Мартукский механический завод» (п. Кумсай Актюбинской области), АО «ЗИКСТО» (г. Петропавловск) и Аральский вагоностроительный завод (г. Аральск).
Понятно, что при отсутствии собственного производства обновление парка грузовых вагонов может осуществляться только за счет внешних поставок. «Однако такая возможность представляется сомнительной с учетом значительной потребности КТЖ в полувагонах, с одной стороны, и большого внутреннего дефицита их производства в странах-изготовителях, с другой, а также в связи с постоянным непредсказуемым изменением цен», – замечает Ю. Лавриненко. Все это свидетельствует о необходимости создания собственного производства для своевременного обновления подвижного состава.
На первоначальном этапе основными поставщиками комплектующих для вагоносборочного производства ТОО «Таман» будут российские и украинские предприятия. Учитывая технические возможности машиностроительных организаций Казахстана, в том числе и самого вагоносборочного предприятия, планируется освоение около 80% наименований комплектующих грузового вагона в течение 4–5 лет.
В настоящее время ведутся работы по подготовке производства. Реализация проекта запланирована на 2010–2011 гг. Его стоимость, по данным департамента промышленности Павлодарской области Казахстана, составляет $59,3 млн, из которых $27,4 млн будет направлено на строительство цехов, покупку и монтаж необходимого оборудования, техническое сопровождение проекта и сертификацию. Остальная сумма станет оборотным капиталом для изготовления первых опытных образцов.
Елена Ушкова, журнал «РЖД - партнер»
Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...