Круглый стол на тему «Язык - основа государственности»
В честь празднования Дня Независимости Республики Казахстан ТОО «КТЖ-Грузовые ...
Проблема повышенного износа колес подвижного состава на сети железных дорог все еще остается актуальной.По мнению специалистов, она может привести к снижению эффективности работы железных дорог, колоссальным затратам по предотвращению сбоев в движении поездов и в целом влияет на безопасность движения. О принимаемых мерах по уменьшению износа колесных пар рассказывает главный специалист отдела мониторинга состояния локомотивов управления организации ремонта локомотивов Ольга Сеньковская.
- Несмотря на многолетние исследования, вопрос износа колесных пар до конца не изучен. Специалисты уже определили большое количество причин этого негативного явления. Среди них - рост вертикальной и особенно горизонтальной жесткости пути, сужение колеи, замена буксовых подшипников скольжения на роликовые подшипники, введение электрического торможения с «головы» состава, а также рост весов поездов и продольных нагрузок в составе, что приводит к возникновению дополнительных сил трения.
Интенсивный износ колесных пар вызывает обеспокоенность на только в Казахстане, но и во всем мире. Однако пока не найдено единого решения для ее ликвидации этого сложного процесса. На сегодня у нас эта проблема решается, в первую очередь, путем применения лубрикации (смазывание рельс). Широкомасштабные международные исследования доказали целесообразность использования передвижных и стационарных рельсосмазывателей, а также гребнесмазывателей различных систем. Значительный эффект от смазывания проявляется на кривых участках пути. Это обеспечивает снижение износа бандажей колесных пар ориентировочно в два раза. Конечной целью внедрения технологии лубрикации является достижение стабильного нормируемого уровня удельного износа, обеспечивающего срок службы локомотивных колес, не менее 700 тыс. км пробега. Однако, следует учитывать, что неправильное нанесение смазки, ее чрезмерное количество могут в определенных условиях вызвать нежелательные последствия, такие как сходы подвижного состава, увеличение времени торможения, пробоксовки в начале движения.
Средства лубрикации применяются во всем мире. В АО «Локомотив» изготовлено десять рельсосмазывателей, переоборудованных на базе локомотивов. Их работа позволяет значительно снизить темп роста износа по сравнению с 90-ми годами и сохранять величину износа гребней бандажей колесных пар в пределах норм, рекомендуемых специалистами ВНИИЖТа (Всероссийского научно-исследовательского института инженеров транспорта). Шесть рельсосмазывателей модернизированы на базе тепловозов серии 2ТЭ10Л (В) с установкой специальной лыжи, то есть контактное нанесение смазки производится на рельс, и четыре локомотива, модернизированных под рельсосмазыватели на базе электровоза ВЛ60, которые имеют бесконтактную систему смазывания.
Рельсосмазыватели задействованы по всей стране на участках, где идет интенсивный износ гребней колесных пар. Их эксплуатация производится специально подготовленными и обученными локомотивными бригадами. Работы ведутся по установленному и утвержденному графику. В рамках осуществления лубрикации также проводится смазывание гребней колесных пар. Для этого 430 локомотивов по инициативе и разработке специалистов АО «Локомотив» были оснащены специальным устройством для смазывания гребней колесных пар с использованием графитосодержащих (твердых) стержней. Ранее 150 единиц локомотивов было оборудовано гребнесмазывателями с использованием жидких смазок. По нашей оценке, наиболее эффективно применение твердых смазок, поэтому в будущем мы рассчитываем полностью перейти на их использование.
Наряду с лубрикацией в локомотивном хозяйстве применяется плазменное упрочнение гребней колесных пар. С помощью специальной установки колесная пара подвергается обработке плазменной струей высокой температуры, что обеспечивает закалку, то есть повышение твердости структуры металла бандажа колеса. Ежегодно АО «Локомотив» таким способом продлевается «жизнь» 200 –м колесным парам. Еще одним профилактическим средством является обязательный «разворот» локомотивов, обеспечивающий исключение одностороннего износа колес.
Благодаря этим действиям, мы смогли добиться сдерживания на протяжении многих лет роста интенсивности износа колесных пар. Так, износ по АО "Локомотив" составил в 2006 году - 0,41 мм, в 2007 году - 0,42 мм, в 2008 году - 0,44 мм,. При этом рекомендованная ВНИИЖТ величина износа составляет 0,5 мм на 10 тысяч км. пробега. Анализируя износ гребней бандажей колесных пар за последние годы, в целом можно констатировать по АО "Локомотив", что прилагаемыми усилиями его величина остается в пределах допустимых норм.
При износе профиля колеса производится его обточка на токарном или токарно-фрезерном станке в ремонтных депо. Ежегодно обточка колесных пар локомотивов по причине износа требует больших финансовых затрат. Наибольшее количество обточек колесных пар по износу гребня зафиксировано в локомотивных депо: Арысь, Караганда, Защита, Астана, Алматы, Макат, Жем и Шу. В целом по АО «Локомотив» средний пробег колесных пар локомотивов между обточками в прошлом году составил 77 288 км, что на 1050 км меньше чем в предыдущем году. Средний ресурс колесных пар по АО «Локомотив» в прошлом году составил 439 219 км, в 2007 - 445 527 км.
Решением вопроса износа на контакте «колесо-рельс» должны заниматься все. Только при общей заинтересованности всех структурных подразделений и руководителей всех уровней, согласованности действии ее можно добиться положительных результатов. Сегодня проводится большая работа, однако нужно применять более прогрессивные методы, позволяющие увеличить сроки эксплуатации рельсов и колесных пар подвижного состава.
Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...