Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2159 / 08.10.2015 09:01

И каждый поезд как литерный

Три поколения машинистов – так емко представлена династия Ашаниных со станции Караганда – Сортировочная.  Их общая судьба это путь, тесно связанный с техническим развитием отрасли. И рабочая биография династии продолжается.
    Иван Никитович Ашанин родился в Саратовской области в многодетной крестьянской семье. Молодым пареньком пришел на железную дорогу. Сначала был кочегаром, потом помощником машиниста, машинистом паровоза депо Балашов. В конце тридцатых годов минувшего столетия его отправили на месяц в командировку в депо Караганда-Сортировочная. Не думал, не гадал тогда Иван Никитович, что обоснуется здесь навсегда  и станет родоначальником железнодорожной династии.
    Сначала срок его командировки продлили на три месяца, а затем на год, опытные машинисты очень нужны были на одном из напряженных участков железной дороги страны. Переезд семьи из Балашова в Караганду ускорила и война. Его жена Федосия Кирилловна с двумя детьми чудом остались живы, когда фашистские захватчики начали бомбить российские города и деревни.
    Разные поезда водил Иван Ашанин: и литерные, и санитарные. В обязанности «литерного» машиниста вменялось быть постоянно готовым к транспортировке стратегических грузов и важных персон. Миссия нелегкая и довезти высокопоставленных лиц  из одной станции своего региона в другую, или же особый груз поручали не каждому.
    Дома с трепетом относились к профессии главы семьи. Было за правило соблюдать идеальную тишину, когда отец отдыхал после поездки. А набравшись сил, тот направлялся на работу, ноги туда несли его сами. Спешил посмотреть в каком состоянии  паровоз. Без его, старшего машиниста, подписи не принималась работа слесарей по ремонту локомотивов.
Более 40 лет своей жизни Иван Никитович посвятил железной дороге. Будучи уже в годах переучивался на машиниста тепловоза.
Его привязанность к локомотивам передалась самому младшему из четырех детей – сыну Саше, который с большим удовольствием ходил на детскую железную дорогу. Ну а уж когда отец его брал с собой в поездки до ближайших станций -  Агадыря, Дарьи, то был просто на седьмом небе от счастья.
После окончания восьмого класса Александр Ашанин поступил в Целиноградский железнодорожный техникум.  В карагандинское депо пришел в 1966 году, немного работал слесарем, а потом стал помощником машиниста. Отец был его строгим экзаменатором при проверке знаний инструкций, Правил технической эксплуатации, требовал быть бдительным  и не уставал повторять, что самое опасное для машиниста это сонное состояние и проезд запрещающего сигнала.
Окончив курсы, А.Ашанин сам стал водить поезда. 20 августа 1971 года он повел свой первый поезд. От Караганды до Агадыря свыше двухсот километров, и это расстояние проехал за восемь часов. Для начала было неплохо. Позже и по 24 часа приходилось добираться до пункта назначения, подолгу простаивая у каждого блок-поста, светофора из-за «окон», интенсивности движения. Участок только до Жарыка был двухпутным, а дальше – однопутным. Движение поездов не прекращалось, когда строились вторые пути, проводилась электрификация линии. Водить поезда в тот период было очень сложно и ответственно.
Когда на смену тепловозам стали приходить электровозы, А.Ашанин самостоятельно научился управлять новой техникой. Со временем освоил еще и дизель-, электропоезда. Прослыл как опытный специалист, неустанно повышающий свое мастерство и добивающийся хороших результатов. Получил высшую квалификацию – машиниста первого класса. Стал водить пассажирские составы. И каждый поезд с людьми для него был «литерным».  Ведь ничто несравнимо с человеческой жизнью, и нет ничего ответственнее, чем отвечать за безопасность пассажиров в пути.  И потому всегда было велико напряжение. За время работы Александру Ивановичу почти ни в один из праздничных дней не удавалось быть в кругу семьи, они проходили по-будничному, за пультом управления локомотивом, в пути.
Впоследствии не один год был  машинистом-инструктором, до выхода на пенсию работал машинистом маневрового локомотива.
Безмерно гордился ветеран, которого не стало два года назад,  своей наградой – знаком «Почетный железнодорожник», сорокалетним стажем работы на транспорте и сыновьями, которые пошли по его стопам.
Старший Сергей стал машинистом чуть ли не в девятилетнем возрасте. Он учился в третьем классе и по детской железной дороге,  под зорким присмотром опытного машиниста водил поезда.
Успешно окончив Целиноградский железнодорожный техникум, Сергей начал работать помощником машиниста, затем машинистом электровоза. Помнит, как дед защищал свои паровозы, которые технический прогресс отставил в сторону. «С ними ведь надежнее, был бы только уголь, и я всегда доеду. Ну а ты как, если, допустим, порвется контактный провод? С места ведь не сдвинешься», говаривал он.
Сейчас Сергей Александрович водит тепловозы. Весной этого года участвовал в эвакуации жителей поселка Токаревка и станции Нуринская, пострадавших от наводнения. Из зоны бедствия людей вывозили специально сформированными поездами.
    Второй сын Александра Ивановича Ашанина  – Дмитрий – тоже машинист электровоза. И он знал еще будучи школьником  что собой представляет кабина локомотива. Примерно в десять лет, оказавшись на отцовском электровозе, удовлетворил свое мальчишеское любопытство. А однажды почти полдня прокатался с отцом на его маневровом тепловозе. Эта первая поездка, конечно же, произвела на него большое впечатление. И детский восторг от локомотивов перерос в твердое убеждение, что машинист – это главная профессия на транспорте, и водить поезда – самое что ни на есть мужское дело. Он тоже, как и старшие в семье, окончил Целиноградский железнодорожный техникум, отслужил в армии, работал помощником машиниста в грузовом и пассажирском движении.
    В конце  90-ых годов минувшего столетия  локомотивная бригада, где работал Дмитрий, участвовала в событии, имевшем историческое значение,- передислокации столицы. Она доставила в город на Ишиме  первых переселенцев из Алматы – представителей высших эшелонов власти, работников государственных учреждений.    
    Сергей и Дмитрий  Ашанины   с улыбкой вспоминают, как обращались за советом и консультацией к «домашним» железнодорожникам, когда не хотели беспокоить лишними вопросами своих первых наставников на работе. И дед-пенсионер, отец с увлечением и знанием дела растолковывали, как лучше провести поезд по тому или иному участку, бывало, даже спорили между собой. Позже полноправными участниками семейных разговоров и дискуссий на профессиональную тему стали и Сергей с Дмитрием.  По нынешний день они трудятся на совесть, не имея нареканий, неукоснительно выполняя правила технической эксплуатации.
    … Станция Караганда-Сортировочная стала родной для Ашаниных, в числе других железнодорожников по призванию они внесли  и продолжают вносить большой вклад в работу Карагандинского отделения дороги.
            
Поделиться:
Популярные новости
1334 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4284 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее