Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
1937 / 30.09.2014 09:05

Дороги, которые мы выбираем

Транспортно-логистический комплекс является одним из драйверов экономического развития Казахстана. О весомом вкладе акционерного общества «Локомотив» в становление как транспортной отрасли республики, так и экономики в целом рассказывает его президент Марат Медеубаев.

Не секрет, что транспортная инфраструктура сродни кровеносной системе, и от ее «здоровья» во многом зависит здоровье всего организма, то есть государства. Расскажите о том, как шло становление и развитие АО «Локомотив» в ходе реструктуризации железнодорожного транспорта Казахстана и что на сегодняшний день представляет собой компания.
— Сравнение с кровеносной системой организма очень точное. Но это только часть общей картины. Нельзя забывать о таком жизненно важном процессе как интеграция. Президент Нурсултан Назарбаев сказал: «Казахстан должен стать частью мировой транспортно-коммуникационной системы, что потребует от нас опережающего развития всей транспортной инфраструктуры страны». Именно с этой целью более десяти лет назад и была предпринята реформа транспортной системы республики.

В ходе реструктуризации железных дороги было создано акционерное общество «Локомотив» — в качестве дочерней структуры Республиканского государственного предприятия «Казакcтан темiр жолы». Наша компания создавалась на базе существующих эксплуатационных депо и национального локомотивного парка, что определило ее основные функции: предоставление услуг тягового подвижного состава; обеспечение безопасности движения при поездной и маневровой работе; техническая организация работы локомотивов.

С самого начала главной целью общества было предоставление безопасных и эффективных услуг локомотивной тяги перевозчикам грузов и пассажиров. Из года в год, благодаря поступательному движению и грамотным решениям топ-менеджмента, оно демонстрировало неплохие производственные и финансовые показатели, закрепив за собой репутацию надежной, высокоэффективной и социально ответственной организации. И я горжусь тем, что наша работа получила высокую оценку и признание не только на республиканском, но и на международном уровне.

В 2008 году «Локомотив» был удостоен Национальной общественной премии «Алтын Тулпар» в номинации «За многолетний вклад в развитие железнодорожной отрасли». Это первая и единственная премия в Казахстане, отмечающая достижения транспортного комплекса. Затем, по итогам работы в 2009 году, нам присуждена международная общественная награда Best Enterprise («Лучшее предприятие»), которая красноречиво свидетельствует о высоком статусе компании в европейском бизнес-сообществе. Надо сказать, что международное признание стало для более чем 20-тысячного коллектива АО «Локомотив» мощным стимулом непрерывно двигаться вперед, осваивать новые горизонты, реализовывать свой потенциал. Кроме того, АО «Локомотив» получило сертификаты на подтверждение соответствия требованиям интегрированной системы менеджмента ИСО 9001, ИСО 14001, ОНSАS 18001, ИСО 14001:2004, ИСО 50001:2011.

Все это доказывает, что, являясь на сегодняшний день одной из крупнейших в стране железнодорожных компаний, АО «Локомотив» предоставляет своим клиентам качественные услуги, обладает высоким финансовым рейтингом и квалифицированными кадрами.

Успешно пройдя нелегкий путь реформирования железнодорожного транспорта Казахстана, в настоящее время АО «Локомотив» занимается решением основополагающих задач, непосредственно влияющих на качество нашей работы и конкурентоспособность. Это обновление локомотивного парка, совершенствование системы его эксплуатации, ремонта и технического обслуживания, информатизация и автоматизация производственных процессов, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и технических средств, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.

— Расскажите подробнее о том, как решаются эти задачи.
— Пожалуй, один из самых ярких примеров — реализация долгосрочного стратегического проекта «Автоматизированная система управления «Энергодиспетчерская тяги» (АСУ ЭДТ), к реализации которого мы приступили в прошлом году. Его основная задача в том, чтобы уменьшить потребление дизельного топлива и электроэнергии в АО «Локомотив». К началу 2014 года системой учета оборудовано и принято в постоянную эксплуатацию 218 секций тепловозов и 273 секции электровозов. По подсчетам экспертов, в прошлом году АСУ ЭДТ позволила сэкономить 1167 тонн дизельного топлива. В этом году перед нами стоит задача увеличить эту экономию в 10 раз.

Проект АСУ ЭДТ направлен на то, чтобы оказывать комплексную поддержку бизнес-процессам по учету, контролю и анализу потребления топливно-энергетических ресурсов. В настоящее время развитие информационных технологий позволяет сделать процесс контроля и учета топливно-энергетических ресурсов одновременно непрерывным и практически свободным от человеческого фактора, автоматизируя многие технологические процессы учета как топливно-энергетических ресурсов, так и времени работы локомотивных бригад.

Данная система без участия человека сможет сопоставить фактический расход дизельного топлива и электроэнергии с параметрами проделанной каждым локомотивом работы, а именно: расстояние, скорость движения, вес груза, режим работы, профиль пути, и дать сигнал в случае аномального расходования топлива или режима эксплуатации локомотива.

— Расскажите, почему вами было принято решение начать внедрение систем менеджмента (СМ).
— Для АО «Локомотив» суть внедрения, например, системы менеджмента качества состоит в разработке на предприятии механизма постоянного улучшения, позволяющего повышать результативность и эффективность деятельности компании. Немаловажную роль играет и то, что наличие систем менеджмента способствуют росту конкурентоспособности и улучшению инвестиционной привлекательности. Это, в свою очередь, имеет решающее значение при заключении контрактов и договоров с потребителями и партнерами.

— С какими трудностями вы столкнулись на пути внедрения СМ?
— При внедрении СМ возникали проблемы, которые являются в большей степени психологическими, так как появляются при работе с персоналом. Имеется в виду, к примеру, формальный подход к использованию инструментов, а также отношение людей к актуализации документации, которое можно описать словами «скоро это пройдет и будет, как прежде», ну и некоторые другие негативные моменты. Все проблемы мы рассматривали в порядке поступления. Они решались путем непрерывного обучения, обмена опытом и вовлечения персонала в процесс качественного исполнения своих должностных обязанностей. При этом большое внимание уделялось приведению в надлежащий вид документации и систематизации записей о проделанной работе.

— В итоге, какого положительного эффекта вам удалось добиться?
— Преимущество системы менеджмента качества в том, что она упорядочивает деятельность внутри организации, позволяет осуществлять постоянный мониторинг процессов посредством различных механизмов: самооценки, процесса постоянного улучшения, внутреннего аудита, что позволяет выявлять несоответствия и оперативно устранять их. Что касается внешней оценки нашей деятельности, то мы регулярно проводим так называемый мониторинг удовлетворенности потребителя; результаты этой работы тщательно изучаются для того, чтобы предвосхищать ожидания наших клиентов. Кроме того, организация деятельности на основе принципов менеджмента качества позволяет вовлекать персонал в процессы оптимизации, что позволяет максимально полно использовать потенциал каждого сотрудника. В свою очередь, качественная инфраструктура предприятия, обеспечение безопасности труда работников и создание для них благоприятных условий существенно влияют на конечную цель — повышение удовлетворенности потребителя. — Почему своим партнером вы избрали именно Quality Austria? Как вы оцениваете это партнерство? Планируете ли внедрять и другие системы менеджмента? — Вопрос выбора органа по сертификации решился в соответствии с действующей в Казахстане процедурой государственных закупок товаров и услуг. Был объявлен открытый тендер, победителем которого стала компания Quality Austria. Что касается второй части вопроса, то эксперты-аудиторы QA, указывая нам на конкретные несоответствия или недочеты, сыграли немалую роль в принятии большинства стратегических решений. К примеру, они отмечали необходимость автоматизации отдельных рабочих мест и совершенствования знаний персонала, причем так, чтобы сотрудники смогли применять полученные знания на практике. Надо сказать, что когда делаются такие конструктивные замечания, необходимо выявить причины и минимизировать их негативное влияние на конечный результат. Опять же, в этом случае исключается возможность повторного возникновения подобных несоответствий в других процессах или на других участках. АО «Локомотив» постоянно анализирует цели и задачи, стоящие перед обществом, предпринимает корректирующие и упреждающие действия, исключает «незавершенное производство». В целом эта работа проводится в рамках нашей Стратегии развития. Мы также очень хорошо понимаем важность системы управления рисками, внедрение новых технологий, и в недалеком будущем ставим себе задачу по обеспечению информационной безопасности, соответствующей международным требованиям. Отмечу, что в компании уже действует, правда, пока не подтвержденная сертификатом, система управления рисками, которая наряду с другими системами менеджмента является эффективным стратегическим инструментом. Любой руководитель принимает решения, основываясь на фактах. Поэтому, когда информация обо всех управляемых процессах достоверна и поступает систематически, то качество управленческих решений намного эффективнее.

— Каким образом система и сертификат Quality Austria/IQNet помогает вам добиться конкурентных преимуществ, освоить новые рынки и повысить эффективность?
— Документы, подтверждающие соответствие международным (государственным) стандартам Интегрированной системы менеджмента АО «Локомотив», способствуют налаживанию сотрудничества в любых направлениях, в том числе и на международном уровне.

— Каково Ваше личное отношение к системам менеджмента?
— Считаю, что любая организация, стремящаяся к лидерству в определенной отрасли производства, даже находясь в неконкурентной среде, должна быть готова к изменениям. Организация, имеющая устоявшуюся структуру, налаженную систему управления, развитой процессный подход к любому виду деятельности, способна преодолеть любые трудности и успешно развиваться.

Business Excellence, № 8, 2014
Поделиться:
Популярные новости
1334 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4278 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее