От теории - к практике
В Астанинском эксплуатационном локомотивном депо технические занятия с первозимниками ведутся ежедневно. Консультируют новобранцев опытные инструкторы. Мы посетили депо и увидели, как происходит обучение машинистов, для которых эта зима первая в их трудовой биографии.
В полутемном помещении на белом экране идет видеолекция об устройстве локомотива. За столами сидят машинисты-первозимники. Машинист-инструктор по обучению Петр Гринчишин зорко следит за реакцией слушателей и при необходимости останавливает запись, чтобы объяснить смысл сказанного. Некоторые стараются услышанное сразу же занести в блокнот, те, кто не совсем понял ситуацию, тут же задают уточняющие вопросы.
Затем слушатели переходят в кабинет техзанятий. Здесь запах машинного масла, по периметру класса закреплены различные детали локомотивов. Для большей наглядности представлены составные узлы и детали локомотивов, наиболее ответственные части, такие как, например тормозной цилиндр, представлены в разрезе. Перед столами висит электропневматическая схема электровоза ВЛ 80.
Петр Михайлович вызывает одного из сидящих, чтобы тот разобрал и собрал узел – кран машиниста №394. Его устройство нужно знать всем. Молодой парень-первозимник разбирает его, немного волнуясь. Попутно называет детали. Там, где он затрудняется ответить, ему на помощь приходит инструктор и снова заостряет внимание слушающих, говоря, «вот тот самый клапан, о котором шел разговор в лекции». Остальные вслушиваются и вытягивают шеи, чтобы лучше рассмотреть процесс сбора детали. Последнее действие и инструктор напоминает: «направление на припой!» – и все готово.
– Стараемся охватить все – второстепенных знаний в этой профессии нет, – рассказал нам в перерыве Петр Михайлович. – У нас здесь несколько классов – электровозный, компьютерный, по тепловозам. Машинисты достаточно подкованы знаниями – их они получали в своих учебных заведениях, затем будучи помощниками машинистов. В этом году им впервые доверили вести локомотивы. Эта зима у большинства первая, поэтому технические занятия в настоящий момент проходят каждое утро. По нормативам же, даже опытная локомотивная бригада должна посещать занятия не менее четырех раз в месяц. Ведь учиться никогда не поздно.
Игорь Воронов, машинист электровоза, тот самый первозимник, который выходил к доске, подтверждает слова наставника: малозначимых знаний здесь нет.
– В локомотиве все взаимосвязано. Когда я был помощником, то видел работу машиниста со стороны. А сейчас, когда разбираем нестандартные ситуации, понимаю, что теорию знаю, а в практике надо подтянуться, – говорит он.
На занятиях машинисты-первозимники получают основы основ – устройство локомотивов, которые уже много лет на ходу. Конструкцию же локомотивов нового поколения они изучают уже в процессе вождения, уделяя этому дополнительное время.
В обучении нового поколения машинистов-первозимников, по словам Петра Гринчишина, есть свои особенности, продиктованные временем.
– Как и многие сверстники, ребята увлечены Интернетом и многие знания стремятся почерпнуть оттуда – в уже готовом виде. Я же пришел в депо помощником машиниста в 1993 году и перелопатил горы специальной литературы, выискивая нужную информацию. Мне кажется, что в таком случае знаний в голове остается больше. Вот такая особенность современного поколения!
Помимо техзанятий, в депо каждую осень практикуют школу передового опыта. Несколько опытных машинистов снимаются со своих рейсов и начинают курсировать с молодыми машинистами, подсказывая им правильность ведения поезда, как экономично расходовать топливо благодаря правильному режиму управления локомотивом, делятся опытом.
– Мы изучаем многие моменты, которые характерны для нашего северного региона. Например, получаем знания, как вести локомотив в сложных метеусловиях – в буран, морозы, когда густеют все смазочные материалы или из-за обледенения перестает действовать тормозная рычажная передача. Это очень важно! – говорит первозимник ЖанатТулегенов.
– Хотя лучше бы эти знания на практике не применять и всегда водить поезда без проблем, – подытоживает его коллега,Дмитрий Чередник.
Маржан Бакиева,
"Қазақстан теміржолшысы"