Оптимизировать, но не в ущерб производству
Мировой кризис заставил по-другому посмотреть на многие вещи. Если еще год назад практически все инвестиционные проекты приветствовались, то теперь их сворачивают. Реализация тех или иных идей переносится на лучшие времена. Глав-ная задача сегодняшнего дня – сберечь кадры. Акценты четко поставлены и перед железнодорожной отраслью, которая, как и другие сферы экономики, намерена оп-тимизировать свою деятельность. О том, как строится работа в АО «Локомотив» в условиях кризиса и какие изменения системного характера будут проводиться в ближайшее время, рассказывает президент АО «Локомотив» Кадыл ТАЛАСПЕКОВ.
– Как влияет мировой финансовый кризис на результаты работы АО «Локомотив»?
– Сегодня можно констатировать, что выйти из кризиса без определенных потерь нам не удастся, но в наших силах постараться сделать все возможное, чтобы наши по-тери минимизировать. Мы понимаем, что необходимо отработать четкие меры по пре-одолению последствий кризиса, от которого пострадали экономики многих стран, а для этого нужно оптимизировать свою работу, но не в ущерб безопасности движения или за счет освобождения рабочих мест. Это самый легкий путь, который никаких резуль-татов, кроме отрицательных, не принесет. В данный момент АО «Локомотив» имеет четкий прогноз, как будет развиваться в условиях снижения объемов перевозок на 10 и 20 процентов. Мы понимаем, что кризис не может быть вечным, и мы сегодня должны думать о том, как будем развиваться завтра – в посткризисном периоде.
– Какие конкретные шаги предприняты АО «Локомотив» в нынешних непро-стых условиях?
– Советом директоров АО «Локомотив» принята Антикризисная программа на период до 2010 года. Ее реализация должна смягчить негативные последствия от кризисных явле-ний. В рамках программы предусматриваются такие мероприятия, как оптимизация рас-ходов на текущий и капитальный ремонты основных средств, административных и транспортных расходов, снижение затрат на услуги связи, консалтинговые и информационные услуги.
В этом документе, наряду с организационными и техническими мероприятиями, большое внимание уделяется разъяснительной работе с сотрудниками, которые должны знать ситуацию из первых уст, то есть от своего руководства, а не от сторонних людей, это позволит сохранить здоровый климат в коллективе. Значительную роль в этом вопросе мы отводим профсоюзам, совместно с которыми и будет проводиться эта работа.
Большой помощью и поддержкой для нас в этот период станет также спокойное и объективное освещение обстановки со стороны средств массовой информации, которые в огромной степени влияют на формирование общественного мнения.
– Какие принимаются меры по экономии расходов?
– В данный момент у нас на особый учет взят расход материалов и запасных частей, качество ремонта тягового подвижного состава. Также повышены требования к монито-рингу и снижению уровня закупочных цен. Сокращены программы капитального ремон-та основных фондов. Особого внимания требует вопрос экономии дизельного топлива, составляющего значительную долю от всех расходов. Предусмотрен целый ряд мероприятий, однако, несмотря на наши старания, по итогам двух месяцев этого года пока достиг-нуть экономии к установленным нормам не удалось. И это несмотря на то, что был полу-чен определенный эффект от ресурсосберегающих мероприятий. Произошло это по не-скольким причинам.
Во-первых, из-за невыполнения планового задания по такому показателю, как сред-ний вес поезда в грузовом и пассажирском видах движения. Во-вторых, из-за перевыполнения общего пробега локомотивов в хозяйственном виде движения в период снегоборь-бы при одновременном недовыполнении объема перевозочной работы. И, в-третьих, из-за перевыполнения планового общего пробега в маневровом движении. Кроме того, при рас-чете удельных норм расхода заранее был учтен эффект от планируемых к внедрению ре-сурсосберегающих мероприятий, но не был принят во внимание тот факт, что часть этих проектов – пилотные и эффект от их внедрения может значительно отличаться от расчет-ного.
Таким образом, сегодня нормы расхода дизельного топлива требуют корректировки с учетом произошедшего значительного отклонения показателей использования локомотивов.
– Прокомментируйте, что ожидает сотрудников АО «Локомотив», предвидится ли сокращение штата?
– Наша главная задача в период кризиса – сохранить коллектив, от которого зависит устойчивость функционирования локомотивного хозяйства, бесперебойность и безопас-ность движения. Поэтому только в крайнем случае, когда объем перевозок снизится на 20 и более процентов, на участках, где произойдет падение объемов работы, локомотивные бригады придется отпускать в вынужденные отпуска. Предполагаются также такие выну-жденные меры, как уменьшение контингента за счет естественного оттока кадров при от-сутствии приема на работу, введение режимов неполного рабочего дня. Планируется про-водить переобучение освободившихся машинистов и их помощников на смежные про-фессии. Кроме того, значительная роль отведена борьбе с непроизводительными потерями рабочего времени локомотивных бригад. Для этого усилен контроль за режимами труда и отдыха бригад, повышается качество нормирования их труда.
В целом, в АО «Локомотив» сегодня предпринимаются все возможные в этих непро-стых условиях меры, не только для оптимизации своих расходов, но и организации работы на перспективу.
Мы надеемся, что все это вместе взятое позволит нам с минимальными потерями пе-режить сложный период и сохранить главный ресурс – кадры.