Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Почетный рейс Виктора Негодина
2464 / 01.05.2014 09:49

Почетный рейс Виктора Негодина

Очередной поезд Алматы – Москва в Уральске встречали торжественно, с музыкой и цветами. Впервые за последние 20 лет диктор вокзала объявила не по «форме»: «Прибывает скорый поезд под управлением машиниста первого класса Виктора Негодина. Спасибо за хорошую работу!»

Имя машиниста Уральского эксплуатационного локомотивного депо прозвучало неслучайно. Для Виктора Негодина, очень уважаемого железнодорожника и во многом уникального человека, это была последняя поездка с пассажирским составом в карьере. Коллеги с почестями провожали Виктора Николаевича на пенсию прямо с рейса, что для профессии машиниста – редкость.

– Работа машиниста поезда – одна из самых трудных и стрессовых, – объяснил директор депо Орынбек Шуйиншалиев. – Водить поезда, к тому же пассажирские, в предпенсионном возрасте – большая ответственность, которая возлагается не на каждого машиниста. Здесь учитывается опыт, заслуги, личные качества.

Но и не каждый машинист, по словам Орынбека Ботабаевича, соглашается оставлять за собой такую ответственность, учитывая многолетние нагрузки, возраст. Кто-то уходит в грузовое движение, кто-то в маневровое. Виктор Негодин – один их немногих, кто водил пассажирские поезда до последнего, и в свой заключительный рабочий день доставил до Уральска более 800 пассажиров.

Обо всем начистоту

– Работа машиниста интересная и ответственная. Он отвечает за все, начиная с состояния рабочего места и заканчивая безопасностью движения. За время моей работы непредвиденные ситуации случались и с людьми, и с грузами. Помню, как-то на перегоне Таксай – Алгабас у меня был случай развала груза. С платформы упали железобетонные плиты. Пришлось искать выход. Вагоны расцепили, закрепили, с оставшейся частью уехали в Алгабас. Вызвали другой тепловоз, груз закрепили, состав объединили и снова в путь. Хорошо, если вовремя заметишь, что что-то идет не так. Все зависит от опыта машиниста. Например, почувствовать неполадки машинист может лишь при отправлении (если поезд пошел тяжело), а когда состав разогнался, возможности предугадать ситуацию практически не остается, – рассказывает особенности работы машиниста Виктор Негодин.

Кроме техники, особый риск для машиниста, по его словам, поведение людей – как пассажиров, так и посторонних людей на путях. Однажды в поезде, который вел Виктор Негодин, подвыпившие пассажиры учинили скандал. Сорвали стоп-кран, начали обижать других пассажиров, многие были вынуждены покинуть вагон, несколько человек прибежали к тепловозу.

– Я никак не мог связаться с диспетчером, потому что мы двигались за станцией Деркул как раз в «мертвой зоне», где не было связи. Вынужден был отправить своего помощника, очень хорошего машиниста Валерия Шишова, пешком на ближайший разъезд, чтобы он доложил о ситуации диспетчеру и вызвал полицию. Но «разборки» постепенно прекратились. Мы тронулись, догнали помощника, добрались до Шипово и там уже разбирались в причинах погрома, – вспоминает машинист.

Не раз доводилось ему останавливать поезда и для того, чтобы спасти жизнь пешеходам. По его словам, особенно остро эта проблема стоит на перегоне Уральск – Жилаево. Однако задача машиниста, хочет он того или нет, оберегать жизни таких безответственных людей. Поэтому каждый раз приближаясь к злополучному перегону, страх перед тем, что может случиться, выбивает из под ног почву, вводит в ступор. Но нужно двигаться дальше, поэтому эмоциональные потрясения машинисты прячут глубоко в себя, а свою работу выполняют так, как она того требует.

– В депо вас хвалят как хорошего учителя. Вы – строгий наставник?

– Скорее, принципиальный. Когда меня учил мой первый наставник, машинист Юрий Александрович Плешаков, он говорил: «Садись и езжай, как поедешь – все поймешь». Учил только подсказками, добрыми советами. Больше наблюдал и иногда говорил, что верно я делаю, а что нет. Главное в этой работе пробовать, поэтому я не сторонник жесткого контроля.

– А как вам новое поколение машинистов? Достойная смена?

– Ребята все, безусловно, хорошие. Но сегодняшняя молодежь отличается от нас тем, что не проходила такую школу, которую прошли мы. Сейчас обучение зачастую поверхностное и, мне даже кажется, не поспевающее за техническим прогрессом. Сейчас ведь все на электронике. А студентам по ней мало что дают. И одно точно: мы на учебе гораздо больше писали, читали, чертили. Все готовили сами, а это опыт.

И еще, с каждым годом все больше и больше километров пути теряют свое качество в силу окончания срока эксплуатации. Честно признаться, я боюсь, что молодые машинисты перестанут распознавать «толчки» при движении, чувствовать, когда состав «кидает», потому что начнут считать это нормой. В этом плане для диспетчеров я всегда был неудобным машинистом. Часто заявлял о «толчках», настаивал на закрытии перегонов для обследования. Это не занудство или вредность с моей стороны, это чувство долга.

Возрождая традиции

Несмотря на издержки профессии, Виктор Негодин ничуть не жалеет о годах, проведенных в кабине тепловоза. Железнодорожником он мечтал быть с детства. С отличием окончил Уральское училище №79. спустя пять лет, в Дорожно-технической школе г.Казалинска получил диплом машиниста. Работать в депо начинал со слесаря, катался в помощниках машиниста, подтвердил 1 класс. Была и служба в армии, и председательство в комиссии народного контроля при депо.

В 1994 году за своевременное обнаружение «выброса» пути машинисту Негодину было присвоено звание лауреата «Фонда железнодорожной безопасности» с вручением специального значка. В 2001 звание лауреата вышеупомянутого фонда было присвоено ему вторично. Помимо этого, Виктор Николаевич имеет множество грамот и благодарственных писем. И хотя он не любит хвастать своими достижениями, коллеги отмечают, что за 34 года работы машинистом Виктор Негодин достиг настоящего мастерства в профессии. Достаточно сказать, что ежегодно он предотвращал по несколько аварийных ситуаций.

Именно поэтому директор Уральского эксплуатационного локомотивного депо Орынбек Шуйиншалиев принял решение возродить старую традицию торжественных проводов на пенсию и начать ее с машиниста Негодина.

Последний рейс

… На перроне собрались руководители, коллеги и члены семьи. Его имя объявлено диктором вокзала, Для самого железнодорожника такая встреча оказалась сюрпризом, поскольку ее организация держалась втайне. Он искренне поблагодарил всех за внимание и – вернулся к работе – поезд нужно было отправлять дальше, на Москву.

Всегда собранный, подтянутый, вежливый Виктор Николаевич, по мнению всех знающих его людей, своим самоотверженным трудом по-настоящему возвысил профессию машиниста. И, несмотря на то, что трудовые будни на железной дороге теперь для него остались в прошлом, отцу двоих детей и дедушке пятерых внуков, наверняка, скучать не придется. Хотя посматривать на железную дорогу из окна своего дома Виктор Николаевич, конечно, не перестанет никогда.

Юлия НИКИТИНА, Уральск

Фото автора и из семейного архива

Газета «Казахстан темиржолшысы»

Поделиться:
Популярные новости
1367 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4331 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее