Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
3010 / 02.08.2013 09:20

Стратегия модернизации

По объемам оборота и капитала АО «НК «Қазақстан темiр жолы» вошло в десятку крупнейших железнодорожных компаний мира

В послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства Н.А. Назарбаев обозначил глобальные вызовы, ключевые направления и приоритеты развития страны. Правительству, бизнесу и обществу в целом предстоит решение задачи по выходу страны на траекторию устойчивого роста. Одной из составляющих казахстанского пути к лидерству, определенного «Стратегией «Казахстан-2050», является достижение устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры.

В силу геостратегического потенциала Казахстана и системообразующей роли транспортной инфраструктуры в экономике корпоративная стратегия национального транспортно-логистического оператора АО «НК «Қазақстан темір жолы» является важной составляющей страновой стратегии модернизации.

Бизнес компании динамично трансформируется в соответствии с обновленной миссией и структурой целевых рынков. Портфель группы АО «НК «Қазақстан темір жолы», кроме базовой деятельности по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, сегодня включает услуги логистического оператора и провайдера терминальной инфраструктуры разных видов транспорта, производство и поставку (в том числе на экспорт) продукции транспортного машиностроения (локомотивов, вагонов, оборудования).

В соответствии с изменением бизнес-портфеля и институциональной реформой отрасли трансформируется структура активов и компетенций. По объемам оборота и капитала АО «НК «Қазақстан темір жолы» является одной из ведущих корпораций Казахстана и входит в десятку крупнейших железнодорожных компаний мира.  Эффективная реализация долгосрочной стратегии развития компании позитивно отражается на улучшении экономических и социальных показателей деятельности, способствует повышению ее финансовой устойчивости. В период с 2008 по 2012 год грузооборот компании увеличился с 214,9 до 235,8 млрд т-км, пассажирооборот – с 10,6 до 16,7 млрд пасс-км, доходы компании возросли в 1,7 раза (с 496,8 до 819,3 млрд тенге).

Консолидированный чистый доход компании в 2012 году составил 113,3 млрд тенге, что в 1,8 раза выше уровня 2008 года. Финансовая устойчивость и улучшение корпоративного управления позволяют компании привлекать на выгодных условиях заемные средства для масштабных инвестиций в реновацию технического комплекса, системы управления и технологические процессы.

Результатом эффективной инвестиционной политики стало снижение на 25% износа парка грузовых вагонов, на 23% – парка пассажирских вагонов, на 11% – парка локомотивов. Существенно снижен уровень износа магистральной железнодорожной сети.

Стратегические вызовы

Осуществляемая модернизация АО «НК «Қазақстан темір жолы» является стратегическим ответом компании на глобальные вызовы. В условиях усиления глобальной конкуренции, замедления темпов роста мировой экономики и высокой волатильности рынков в результате мирового финансового кризиса вопросом выживания стала способность нахождения нестандартных решений по повышению конкурентоспособности компании.

Краеугольным камнем стратегии компании стали поиск новых источников роста и формирование долгосрочных ориентиров развития, отвечающих на ключевые вызовы:

какие ниши на рынке может занять или сформировать для устойчивого развития компания;

какие транспортные продукты нужны и как железнодорожный бизнес намерен соответствовать требованиям «умной» экономики будущего;

какие факторы оказывают позитивное и негативное влияние на качество и стоимость транспортных услуг;

возможны ли инновационные решения в части новых потребительских свойств транспортных услуг и каков спрос на инновационные решения в железнодорожном бизнесе;

какие институциональные реформы может предложить компания для повышения глобальной конкурентоспособности транспортного комплекса Республики Казахстан, эффективности отраслевых рынков и устранения барьеров развития;

смогут ли высокотехнологичные производства стать основой инновационного прорыва и расширения спроса на транспорте;

что необходимо предпринять для повышения заинтересованности бизнеса в железнодорожной модернизации.

Проведенные исследования рынка, анализ возможностей и угроз дали нам исходную информацию для формирования стратегического видения, позволили определить и структурировать на долгосрочную перспективу целевые рынки, позиционирование компании в рыночных сегментах.

Вектор модернизации

Анализ сильных и слабых сторон компании в соотнесении их с состоянием и прогнозируемой динамикой внешней среды позволил нам определить долгосрочные ориентиры развития, цели и задачи модернизации системы для ее перехода на качественно новый уровень, соответствующий стратегическому видению.

Модернизация АО «НК «Қазақстан темір жолы» включает интегрированный комплекс целевых программ и мероприятий по следующим укрупненным направлениям:

1. Сохранение и завоевание лидирующих позиций на существующих и новых сегментах рынка на основе:

a) дифференциации и стандартизации адекватно структуре спроса линейки транспортных продуктов,

b) расширения бизнеса посредством строительства новых объектов инфраструктурной сети;

c) внедрения всеобъемлющей системы менеджмента качества;

d) реинжиниринга коммерческих и технологических процессов по критериям клиентоориентированности ;

e) создания новых сегментов рынка на основе инновационных транспортных продуктов.

2. Повышение эффективности операционной деятельности за счет:

i) реинжиниринга и внедрения инноваций в системы организации перевозочного процесса и обслуживания активов;

ii) перехода на систему управления стоимостью жизненного цикла производственных активов.

3. Формирование эффективной структуры портфеля активов.

4. Повышение эффективности управления и формирования корпоративной культуры, нацеленной на результат.

В дополнение к традиционному рынку перевозок массовых грузов внутри и за пределы Казахстана корпоративная стратегия предусматривает рост бизнеса компании в следующих целевых нишах:

– интегрированные услуги по перевозке грузов в трансконтинентальном сообщении Юго-Восточная Азия (ЮВА) – Европейский союз, ЮВА – Центральная Азия и страны Персидского залива от центров консолидации грузовой базы до центров ее дистрибуции;

– мультимодальное транспортно-логистическое обслуживание материальных потоков промышленных кластеров Казахстана;

– перевозки пассажиров в скоростных поездах;

– производство продукции транспортного машиностроения.

Стимулируемое и естественное расширение сегментов перевозок промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью требует от нас предложения на рынке высокотехнологичных транспортных услуг, поскольку условие обеспечения ее конкурентоспособности переносит международные требования к эффективности производства и логистики на наш рынок.

С учетом этого компания осуществляет:

– внедрение инноваций в процессы организации и осуществления перевозок;

– формирование линейки транспортных услуг с гарантированными сроками доставки;

– расширение спектра логистических услуг и развитие соответствующей инфраструктуры.

При этом основным вызовом для железнодорожного транспорта сегодня является комплексная модернизация, подразумевающая перестройку институциональной и экономической структуры отрасли, технологическое развитие и обновление производственных активов, формирование оптимальной конфигурации магистральной и локальной инфраструктуры.

Для обеспечения конкурентоспособности страновой транспортно-логистической системы и субъектов экономики РК, зависимых от качества логистического сервиса на региональном и глобальном рынке, устранения дисбалансов спроса и предложения востребованных рынком услуг по ассортименту, качеству и стоимости реализуется институциональная реформа отрасли. Актуальным остается вопрос либерализации рынка перевозок.

При этом мы исходим из того, что первична модернизация в сознании, позволяющая выявить и мобилизовать внутренние резервы отрасли по повышению эффективности и производительности труда, оптимизации ресурсов и задействованных активов.

В этом контексте нами поставлена цель трехкратного увеличения производительности труда на железнодорожном транспорте к 2020 году по отношению к уровню 2010 года.

Таким образом, стратегия АО «НК «Казахстан темiр жолы» направлена на обеспечение адекватной транспортной основы экономического роста Республики Казахстан.

Кроме того, она охватывает развитие отрасли транспортного машиностроения на основе инвестиционного спроса железнодорожного транспорта, стимулирует развитие смежных отраслей экономики и обеспечивает мультипликативный эффект в ВВП страны.

Итоги первого этапа модернизации

В рамках реализации стратегии АО «НК «Қазақстан темір жолы» выполняет комплексную модернизацию, направленную на повышение производительности труда и эффективности производственных процессов, в результате которой в период с 2010 по 2012 год получен кумулятивный экономический эффект свыше 54 млрд тенге.

В период с 2008 по 2012 год произошло значительное обновление подвижного состава (797 локомотивов, 31 884 грузовых вагона, 649 пассажирских вагонов), осуществлен капитальный ремонт и модернизация 2 742 км пути. Это позволило переломить многолетний тренд накопления износа активов.

На смену отработавшим свой ресурс активам в эксплуатацию вводится самое современное высокопроизводительное оборудование. При этом совокупные издержки в течение жизненного цикла нового оборудования (включающие стоимость приобретения, эксплуатации, обслуживания и утилизации) ниже, чем у старого.

В результате первого этапа модернизации по ряду показателей, таких как средняя участковая скорость, мощность локомотива на тонну состава, доля времени работы локомотива в голове поезда, АО «НК «Қазақстан темір жолы» уже сегодня вышел на уровень высокоэффективных железных дорог Северной Америки.

При этом достигнутые показатели производительности грузового вагона, технической и участковой скорости движения грузовых поездов, среднесуточного пробега грузового вагона у АО «НК «Қазақстан темір жолы» превышают аналогичные показатели других железнодорожных администраций стран СНГ.

Несмотря на особое внимание всех железнодорожных компаний к вопросам безопасности, существующий уровень развития технологий, а также неустранимый человеческий фактор не позволяют полностью исключить инциденты и аварии на железнодорожном транспорте, о чем свидетельствуют последние случаи аварий в США, Франции, Канаде и Испании с человеческими жертвами.

С учетом этого АО «НК «Қазақстан темір жолы» придает приоритетное значение повышению уровня безопасности движения поездов. Компанией проводится работа по приведению системы управления безопасностью движения поездов к соответствию требованиям лучшей мировой практики.  Система управления безопасностью движения поездов интегрируется с системами менеджмента качества, охраны труда и экологической безопасности в соответствии с требованиями стандартов семейства ISO.

АО «НК «Қазақстан темір жолы» в период с 2008 по 2012 год достигнуто улучшение уровня безопасности движения поездов.  Результаты первого этапа реализации корпоративной стратегии АО «НК «Қазақстан темір жолы» убеждают в правильности выбора основных направлений стратегии и внушают уверенность в достижении всех намеченных целей и в выходе компании на уровень лидирующих транспортных компаний мира по качеству услуг, эффективности и масштабам деятельности.

Дальнейшие этапы модернизации

В горизонте до 2020 года нами запланированы мероприятия и целевые параметры по всем основным направлениям стратегии. Общий объем инвестиций в обновление подвижного состава, модернизацию и строительство новых объектов инфраструктуры, технологическое развитие в период с 2013 до 2020 года составляет 3,5 трлн тенге.

Будет построено 1202 км новых железнодорожных линий, капитально отремонтировано и модернизировано 6630 км пути, обновлено 12 925 грузовых вагонов, 800 локомотивов, 1548 пассажирских вагонов, доведены до проектных уровней мощности заводы по производству подвижного состава, крупному вагонному литью, а также будут введены новые заводы по производству дизельных двигателей и рельсобалочной продукции.

В результате программы обновления активов уровень износа парков пассажирских вагонов, локомотивов и объектов магистральной железнодорожной сети планируется довести до 40%, парка грузовых вагонов – до 34%, что обеспечит соответствие оптимальному уровню структуры активов.

Модернизация и обновление технического комплекса будут сопровождаться внедрением передовых IT-решений в производственные процессы управления движением поездов, сервисного обслуживания клиентов, процессы содержания и обслуживания объектов инфраструктуры и подвижного состава на базе разработок ведущих мировых вендоров Siemens, HP, Bombardier, Teltronic, Tera, а также собственных know-how компании.

Внедрение в эксплуатацию АСУ «Магистраль» позволит полностью автоматизировать деятельность хозяйства пути в части измерений и диагностики состояния верхнего строения пути, планировать и осуществлять ремонты объектов инфраструктуры исходя из их фактического состояния, автоматически формировать задания для механизированных комплексов. В результате будут достигнуты следующие цели:

– продление срока службы рельсов, шпал, креплений в 2 раза;

– повышение производительности работ по диагностике (в 5 раз) и содержанию объектов инфраструктуры на 20%;

– сокращение численности эксплуатационного персонала;

– автоматизированный контроль качества выполняемых ремонтов;

– повышение скорости движения поездов.

Значительный эффект мы также ожидаем от внедрения информационных систем АСУ «Договорная и коммерческая работа», АСУ «Энергодиспетчерская» и «Казахстанской системы интервального регулирования движением поездов».

Несмотря на достигнутые на первом этапе показатели эксплуатационной деятельности, мы видим значительные резервы повышения качества услуг, производительности подвижного состава, энергоэффективности и эффективности содержания инфраструктуры, заключающиеся в модернизации технологий организации перевозочного процесса.

Ключевой системной инновацией, внедренной в рамках первого этапа реализации стратегии компании, стал переход от «тоннажной» к «рейсовой» модели организации перевозочного процесса, при которой грузовые поезда отправляются со станций в соответствии с установленным графиком движения поездов (расписанием).

Внедрение «рейсовой» модели организации перевозок грузов создает необходимую платформу для:

– предложения принципиально более ценного транспортного продукта с контрактными сроками доставки;

– формирования мультимодальных логистических сервисов в высокодоходных сегментах рынка;

– внедрения эффективных технологий эксплуатации подвижного состава;

– оптимизации вспомогательных активов и процессов обслуживания подвижного состава и объектов инфраструктуры на основе оптимального месячного планирования поездной работы.

Проведенные АО «НК «Қазақстан темір жолы» совместно с международными экспертами компании Oliver Wyman углубленные исследования потенциала оптимизации работы и повышения производительности с учетом внедрения «рейсовой» модели позволили сформировать комплекс мероприятий по модернизации технологий, систем управления, эксплуатации и обслуживания локомотивов, вагонов, магистральных путей и пассажирского хозяйства. В результате реализации всех мероприятий будут значительно улучшены показатели эффективности эксплуатации (производительности и оборота), содержания и обслуживания производственных активов, персонала и энергоэффективности.


a37e528a275df6b821edf406d1668d5e.JPG


71d0811beb1fcf1ffeb218e16af574be.JPG

Аскар МАМИН, президент АО «НК «Қазақстан темір жолы»

газета "Литер"

Поделиться:
Популярные новости
1337 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4291 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее