Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2265 / 31.05.2013 09:23

Рыцари стальных магистралей

Стальная магистраль завораживает, притягивает, увлекает, и если для кого-то она становится профессией, то это почти наверняка – навсегда. Не напрасно ведь те, кто отдал работе на железной дороге многие годы, говорят, что железнодорожник – не просто профессия, это – состояние души. Машинист поезда – профессия ответственная и романтичная. Для железнодорожников – это белая кость, для пассажиров – самый главный человек.

Мечта, ставшая явью

Машинистом филиала АО «Локомотив» – «Актогайского эксплуатационного локомотивного депо» Байкеном Жанашевым движет огромная любовь и необычайная преданность своему делу. Свой выбор он сделал еще в школе.

– Со своей будущей профессией я определился сразу. У меня не только родители железнодорожники, но и брат, – рассказывает он.

В 1991 году после окончания Семипалатинского железнодорожного училища Байкен прошел службу в армии. А потом началось серьезное знакомство с профессией. Шесть лет наш герой шел к заветной мечте, пройдя непростой путь от помощника до машиниста. Свою любовь к «железке» машинист передал своим четверым сыновьям, которые уже сейчас грезят железной дорогой.

Гордится наш герой большими объе­мами перевозок узловой станции Актогай, через которую проходят поезда в четырех направлениях.

– Основная профессия работающих в депо – это машинисты локомотивов. От нашего профессионализма напрямую зависит безопасность движения поездов, и люди этой профессии оправдывают возлагаемые надежды. В локомотивном депо ценят каждого работника, заботятся о ветеранах и пенсионерах, проявляют внимание, – с гордостью говорит Байкен Жанашев.

И небеспочвенно, ведь многие члены его коллектива имеют награды: знаки «Адал еңбегі үшін», «Қауіпсіздік қозғалысы үшін» и «Почетный железнодорожник».

Жизнь под стук колес

Более 80 лет фамилия Черник числится в списках железнодорожников. Общий трудовой стаж подсчитать оказалось непросто: ведь уже четыре поколения этой семьи трудятся на «железке». И, вполне возможно, династия продолжится – самый младший Черник только учится разговаривать, но уже с интересом рассматривает трудягу – маневровый тепловоз.

– Родители отца переехали на станцию Тайга Кемеровской области в начале 30-х годов прошлого века, – рассказывает Олег Черник, машинист 2-го класса маневрово-хозяйственной колонны Шым­кентского оборотного депо. – Дед устроился кондуктором и так проработал всю жизнь. Отец также работал кондуктором, но в начале 50-х годов приехал в Шымкент, женился и остался здесь. А мой дядя всю жизнь был машинистом на станции Тайга.

Олег Черник до сих пор с теплотой вспоминает, как он ребенком ездил к родственникам в Сибирь, как он заслушивался рассказами дяди-машиниста, который охотно рассказывал племяннику о своей работе. Немало о работе кондуктора рассказал и отец.

– В общем, наслушавшись рассказов, я решил после окончания восьми классов поступить в Ташкентское железнодорожное училище, – рассказывает Олег Черник. – Поступил в 1974-м, закончил в 1977 году. Кстати, когда еще учился, уже ездил с бригадами, чтобы лучше узнать профессию. Теория – это одно, а практический опыт ничто не заменит, – сказал он.

Потом была служба в армии, наш герой тогда думал, что эту школу жизни должен пройти каждый мужчина. В 1981 году вернулся в Шымкент и устроился в депо помощником машиниста. А через два года отучился на курсах машиниста локомотива, получил заветное право водить поезда. Так сбылась мечта всей его жизни!

По стопам Олега Александровича пошли и два его сына – Денис и Александр. Их не испугали рассказы отца, что профессия машиниста не терпит невнимательности и расхлябанности, что относиться к этой работе надо со всей ответственностью. Вообще, по мнению Олега Александровича, по сложности и степени ответственности профессия машиниста стоит сразу за профессией летчика. Закончив школу, сначала Денис, а за ним и Саша выучились на помощников машиниста в Арыси и, проработав несколько лет, закончили курсы машинистов – Денис – в Таразе, а Саша – в Караганде. Сейчас они оба являются машинистами 3-го класса грузовой колонны оборотного депо Шымкента.

Профессию выбрал отец

Одна из династий, которыми гордится Кызылординское локомотивное депо – семья Сейткамаловых.

Ее родоначальник – Сагидулла Сейткамалов. Трудовую деятельность начал в 1970 году. Будучи механиком по образованию, он работал машинистом тепловоза второго класса по маршруту Кызылорда – Туркестан. Коллеги вспоминают его как внимательного, ответственного и дисциплинированного человека. На работу приходил за несколько часов до рейса, брал путевой лист, проходил медосмотр, а потом приводил в порядок тепловоз. То же самое было и после поездки. Помощник уже домой соберется, а он еще возится час-другой.

Но однажды, в один из рейсов, он не вышел на работу. Коллеги, привыкшие к его пунктуальности, забеспокоились, и, как оказалось, не зря. По дороге на работу он попал в автомобильную катастрофу и погиб.

У него остались трое сыновей, которым он сумел передать не только любовь к профессии железнодорожника, но и лучшие черты своего характера – верность делу, самопожертвование во имя близких. Не рассказами о работе он детей воспитывал, а делом, отношением. Они с детства знали и о традициях, порядках. Им не нужно было рассказывать о плюсах этой профессии, убеждать в том, что железная дорога – это особый мир.

И когда дети с малых лет берут пример самообладания, терпения, жизненной мудрости и профессиональных навыков у отца, посвятившего себя своей профессии, тогда, возмужав и выбрав ту же стезю, они становятся истинными профессионалами, влюбленными в свое дело. Поэтому неудивительно, что дети пошли по стопам своего отца и стали железнодорожниками.

Старший сын Юрий говорит, что профессия железнодорожника была у него в крови. Поэтому после школы он пришел в локомотивное депо, закончил курсы машиниста и продолжил дело отца.

– Помню, в детстве с нетерпение ждал возвращения отца из рейса. У машинистов в те времена были специальные саквояжи. Они казались мне такими красивыми, – вспоминает Юрий. – А сами «водители» локомотивов – подтянутые, всегда аккуратные, форма – с иголочки. Отец иногда брал меня с собой на работу, и мне было там очень интересно. Уже в то время железная дорога казалась мне целым миром и уже тогда я хотел бы быть его частью.

Когда настала очередь среднего сына Алика выбирать профессию, он так же, как и старший брат, не раздумывая поступил сначала в железнодорожный техникум, а потом, получив высшее образование, пошел работать машинистом.

– Однажды ощутив власть над могучей техникой, ведущей за собой огромную вереницу вагонов с грузом или пассажирами, не сможешь больше расстаться с ней, – говорит Алик Сейткамалов. – Для машиниста стук колес – особая песня, без звучания которой он уже не представляет свою жизнь.

Вслед за старшими братьями пошел и младший – Алибек.

– Недаром говорят, что стальная магистраль воспитывает у людей стальной характер. Я стал железнодорожником и нисколько не жалею об этом, как отец и старшие братья предан этому делу, – говорит он. – Машинист – это нелегкая профессия, он должен досконально знать свой участок дороги – каждый подъем, поворот, светофор. Чуть зазевался, не выдержал на определенном участке нужную скорость – и состав может повести себя по-своему.

Братья Сейткамаловы – достойные продолжатели дела своего отца. Коллеги их уважают не только за высокое чувство ответственности и великолепное знание дела, но и за простую человеческую порядочность, открытость, доброту и преданность. И стальная магистраль платит им благодарностью. В копилке братьев – грамоты и благодарственные письма от железнодорожных руководителей разного уровня за самоотверженный труд, бдительность и профессионализм.


Родительское дело

В Актюбинском эксплуатационно-локомотивном депо трудовых династий немало, скорее, здесь это обычное явление. Калагановы, Буранкуловы, Игликовы, Арыстановы, Кучербаевы – список можно продолжить. Молодое поколение продолжает дело старших. Среди них и Зейнулла Бозжигитов. Он работает машинистом тепловоза грузового движения, но, как он сам признался, настроен, получив высшее образование, принять на себя более масштабные заботы. Хороших примеров в родном коллективе достаточно. Общий трудовой стаж семьи Бозжигитовых давно перевалил столетний рубеж. На железной дороге трудился его отец – Орынгали Бозжигитов. Более половины из своих семидесяти шести лет он отдал любимому делу. С двадцати лет он работал машинистом тепловоза. Орынгали Бозжигитов воспитал десять детей, четверо из них, ни минуты не сомневаясь, пошли по стопам отца, стали продолжателями славной трудовой династии. В выборе их профессии, безусловно, лежат любовь и уважение к отцу, к его труду. С детства они видели его в рабочей форме, ждали его из рейса. Так они впитывали любовь к будущей профессии. Слушая рассказы отца, проникались ответственностью к его постоянным заботам.

Зейнулла Бозжигитов после девятого класса поступил в железнодорожное училище. Пришел работать в депо – помощником машиниста. Стремился самостоя­тельно водить поезда, поэтому заочно поступил в Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий. Совершенствует свои знания он и сейчас. Этим летом он получить диплом по специальности «Эксплуатация тепловозного хозяйства».

С сентября 2008 года он стал водить поезда самостоятельно.

– Свою первую поездку я запомнил на всю жизнь. Это был вечерний рейс в Илецк, сразу ответственность за свои действия прочувствовал на все сто процентов. Перевозим грузы на миллионы. Доставить их нужно в полной сохранности и минута в минуту. За семь лет работы ни разу не разочаровался в своем выборе, – говорит машинист.

Он предупреждает сегодняшних выпускников школ, мечтающих работать на железной дороге, что необходимо иметь хорошее здоровье и обязательно – знания.

– Наша работа не для слабых, еще нужно великое терпение, выносливость, – делится Зейнулла.

Современные герои

Машинисты локомотивов – это настоящие герои наших дней. Они предотвратили не одну трагедию на железной дороге.

Стальная магистраль славится закаленными людьми, которые в самых нестандартных ситуациях не теряют присутствия духа. Грамотные и профессиональные действия локомотивных бригад не раз предотвращали сходы и крушения на железной дороге. О своих подвигах машинисты не любят рассказывать, скромно говорят, что выполняли свой долг, действовали строго по инструкции.

В октябре прошлого года локомотивная бригада филиала АО «Локомотив» – «Павлодарское эксплуатационное локомотивное депо» предотвратило аварию пассажирского поезда № 31 сообщением Алматы – Павлодар. Машинист тепловоза Николай Сливкин и его помощник Дмитрий Неклюдов на участке Дегелен – Аксу-1 увидели в свете прожектора блики на одной из ниток рельса. Машинист применил служебное торможение для снижения скорости, при приближении локомотивная бригада увидела находящийся в стыке рельсов посторонний предмет. Было мгновенно принято решение об экстренной остановке поезда. Выяснилось, что разобрано стыковое соединения рельсов, обнаружено отсутствие болтовых соединений, накладок, подрельсовых подкладок, одна из которых была забита в стыковой зазор ниже головки рельса. Локомотивная бригада смогла вовремя отреагировать и предотвратить тяжелые последствия схода пассажирского поезда. За проявленную бдительность и профессионализм руководство железной дороги вручило Николаю Сливкину высшую награду отрасли – нагрудной знак «Почетный железнодорожник», его помощнику Дмитрию Неклюдову – знак «За безопасность движения».

Другая локомотивная бригада также успешно сдала экзамен на прочность и профессионализм, не допустив крушения поезда на участке Есиль – Атбасар Акмолинского отделения дороги. Произошла эта история 6 февраля 2012 года. Машинист электровоза оборотного депо Атбасар Андрей Храпатый и его молодой помощник Ериш Ауезханов вели грузовой поезд с рудой. Он состоял из 49 вагонов и направлялся на станцию Достык. Что-то подсказало машинисту остановить поезд, это и предотвратило серьезные последствия. Между 19-м и 20-м вагонами, в самой середине состава, произошел разрыв в 50-60 метров, причиной которого явился излом боковины рамы тележки. Локомотив с грузом более 4,5 тысячи тонн оказался в большой опасности, предотвратить которую смогли только два человека. Действовали машинисты обдуманно, быстро и уверенно. Героям были вручены нагрудные знаки «Қозғалыс қауiпсiздiгi үшiн».

Таких случаев на железной дороге бывает немало. Благодаря профессионализму и бдительности машинистов спасены сотни человеческих жизней и перевози­мые грузы.

газета "Литер"

Поделиться:
Популярные новости
1343 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4300 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее