Афганистан готов увеличить прием казахстанского зерна
В КТЖ состоялись переговоры с грузоотправителями, Бейнеуским элеватором по воп...
Справедливости ради отметим, что история АО «Локомотив» «де-юре» началась много десятков лет назад, со времен строительства стальной магистрали в Казахстане, но «де-факто» новейшая история Общества отчитывается с 2003 года, когда были определены новые задачи, поставленные в ходе реформирования отрасли, и повлекшие за собой изменения во всех причастных структурах. Об истории становления, развития Общества и о его планах рассказывает президент АО «Локомотив» Кадыл Таласпеков.
- Кадыл Секенович, можно ли говорить, что решение о создании Общества было оправданным? Расскажите вкратце об истории его зарождения.
В соответствии с Программой реструктуризации железнодорожного транспорта РК, решением Совета директоров ЗАО «НК «?аза?стан темiр жолы» (протокол от 05.09.2003 года № 9) и приказом Президента ЗАО «НК «?аза?стан темiр жолы» от 09.10.2003 года № 712-Ц на базе существующих эксплуатационных депо и эксплуатируемого локомотивного парка было создано акционерное общество «Локомотив».
Учитывая стратегическое значение железнодорожного транспорта для экономики Республики Казахстан, Программа предусматривает устойчивое развитие локомотивного хозяйства среднесрочной перспективе в качестве одного из основных элементов железнодорожных перевозок.
По размерам имущественных активов Общество является крупнейшим зависимым акционерным обществом АО «НК «?аза?стан темiр жолы». Акционерное общество «Локомотив» является крупнейшим владельцем тягового подвижного состава и сопутствующей эксплуатационной базы в Республике Казахстан, осуществляет деятельность по предоставлению услуг локомотивной тяги.
На сегодня Общество является одной из крупнейших аффилированных компаний АО "Национальная компания "Казакстан темiр жолы", в состав которого входит 2 региональных представительства, 29 филиалов - эксплуатационных локомотивных депо, 24 оборотных эксплуатационных депо, 7 пунктов подмены локомотивных бригад.
Для осуществления своей деятельности Общество имеет соответствующую производственную инфраструктуру, тяговый подвижной состав и другие ресурсы.
Этот день вошел в историю железных дорог не только как дата принятия АО «Локомотив» нового статуса, но и как очередная стадия развития железнодорожного транспорта.
Сегодня можно констатировать, что первый этап реструктуризации железных дорог, в результате которого образовалось Общество, был продуманным и логичным. За пять лет существования АО «Локомотив» доказало, что является одной из крупных в стране железнодорожных компании, предоставляющей своим клиентам качественные и надежные услуги, обладающей высокими финансовыми рейтингами и квалифицированными кадрами.
- Не секрет, что износ локомотивного парка составляет более 70 процентов – цифра тревожная. Как вы намерены переломить эту ситуацию?
-Остаточный ресурс парка магистральных тепловозов составляет 25 процентов, у маневровых - 21 процент. В такой ситуации поддержание их в рабочем состоянии требует большихзатрат. Поэтому если сейчас ничего не предпринимать по модернизации, не закупать новые локомотивы, то к концу 2015 года от имеющихся магистральных тепловозов останется меньше половины дееспособных машин.
Путями выхода из сложившего положения является капитально-восстановительный ремонт локомотивов, их модернизация, приобретение и выпуск собственных локомотивов. Сегодня модернизация локомотивов является серьезной мерой по обновлению парка. К этому мы шли долгие годы. Только тогда, когда был накоплен определенный багаж знаний по проведению капитального ремонта локомотивов, мы приступили к их модернизации. Отмечу, что ни одна из стран в СНГ столь широкомасштабные работы по проектам модернизации локомотивов еще не проводила. Поэтому можно констатировать, что среди стран СНГ мы имеем солидный опыт по модернизации локомотивов, особенно тепловозов. В этом вопросе мы опережаем даже Россию. Самое главное - нужно реально оценивать своивозможности, и если не иметь средства на покупку новых локомотивов и скупиться на их модернизацию, то можно уже через несколько лет остаться с устаревшей техникой.
В пользу модернизации можно привести много аргументов. Она продлевает срок использования локомотивов, увеличивает их среднесуточный пробег. Отдача от локомотива стала больше, что до некоторой степени позволило снизить напряженность в потребности парка. Всего до конца этого года будет модернизировано 398 секции. Это делается в рамках программы обновления парка локомотивов АО «НК «КТЖ», которая рассчитана до 2015 года. Все модернизированные локомотивы эксплуатируются в Западном регионе – депо Макат, Жем, Актобе, Мангистау, Орал, Сексеул.
- Наряду с модернизацией вы планируете начать выпуск собственных локомотивов. Как реализуется этот прорывной проект?
- Для нас это серьезный проект, на который мы возлагаем большие надежды. Лет 10-15 назад, когда в стране отсутствовал опыт, традиции, технологии локомотивостроения, идея начать модернизацию или строительство новых локомотивов казалась нереальной. Теперь она воплощается в жизнь. Современный локомотивосборочный завод разместится на территории индустриального парка Специальной экономической зоны г. Астаны.
В данный момент график работ выдерживается. Ожидается, что уже в конце следующего года начнется сборка первого тепловоза казахстанского производства. Компанией «Дженерал Электрик» предложен к строительству в Казахстане тепловоз серии «Evolution» с асинхронным тяговым двигателем мощностью 3356 КВТ (4400 л/с).
Машины, которые будут собираться в Астане, будут выгодно отличаться высокой мощностью, значительно сниженным уровнем вредных выбросов в атмосферу, современным дизайном. Это совместный проект с компанией General Electric.
В функции завода будет входить сборка тепловозов из элементов, поставляемых совместно казахстанской и американской сторонами. Наши специалисты уже проходят обучение на заводах группы компании GE в США, Мексике, Австралии.
Максимальная производительность завода составит ежегодно 100 локомотивов.
- Как строится партнерство с компанией «General Electric International, Inc.»?
8 декабря 2008 года в Астане состоялась встреча руководства АО «НК «КТЖ», АО «Локомотив» и ТОО «Камкор-менеджмент» с Президентом и делегацией американской компании «General Electric International, Inc.»
В программу встречи были включены посещение строящегося по технологии GE локомотивосборочного завода, консультации и переговоры с руководителями АО «НК «КТЖ» и АО «Локомотив», а также подписание ряда совместных документов.
В числе этих документов - меморандум о стратегическом партнерстве между АО «Локомотив» и компанией «General Electric International, Inc.», и протокол о намерениях по покупке АО «Локомотив» тепловозов серии Evolution и другие.
Подписание этих важнейших документов, определяющих действия трех компаний на долгосрочную перспективу, явилось результатом длительной напряженной работы, как наших специалистов, так и американских коллег.
Следует отметить, что на этом этапе работа не завершается, но переходит в новую фазу, направленную на доработку основных технических спецификаций и условий окончательных договоров, что, в конечном итоге будет значительно способствовать обновлению и улучшению технических характеристик локомотивного парка.
- Понятно, что в данный момент только за счет своего инвестиционного ресурса Общество не сможет провести модернизацию парка. Возможно, нужно, чтобы здесь сказало свое слово государство, как это делается во многих странах. Как Вы считаете, какова роль государства и частного бизнеса в развитии отечественной железнодорожной отрасли?
Мой опыт и анализ, который я несколько лет провожу по этому вопросу, показывает, что на сегодня участники перевозочного процесса с участием только частного капитала работают в отдельных направлениях хуже, чем государственные. Это связано, в первую очередь, с тем, что железная дорога - это объект, требующий огромных капиталовложений. Сегодня, пожалуй, никто из частников не в состоянии пойти на такие долгие деньги. Только государство имеет возможность оказывать помощь железным дорогам. Другой вопрос, в какой форме может выражаться эта помощь.
Железные дороги сегодня вынуждены самостоятельно решать ряд вопросов по развитию и эксплуатации своих мощностей. Мы говорим о рыночных отношениях между хозяйствующими субъектами в государстве, при этом ставим задачи о значительном увеличении ВВП, то есть о развитии экономики страны. Но без адекватной модернизации транспортной инфраструктуры такое развитие невозможно.
При этом, в условиях мирового финансового кризиса, железнодорожники должны самостоятельно решать свои вопросы, связанные с расходами на строительство и эксплуатацию своих мощностей, подвижного состава. Я бы хотел отдельно остановиться на проблеме локомотивостроения, не потому что возглавляю АО «Локомотив», а потому что считаю – это государственная проблема, уходить от решения которой ни в коем случае нельзя. К 2010 году дефицит парка локомотивов достигнет значительного количества. Даже в советское время практически 100% пассажирских электровозов обеих систем тока поставлялось из-за границы. Там же производились практически все маневровые тепловозы. За короткие сроки создать эту базу, разработать новые образцы – довольно непросто. Сегодня, с реализацией проекта строительства локомотивосборочного завода в Астане, о котором я уже упоминал выше, стоит вопрос: будем ли мы сами в своей стране из отечественных материалов производить локомотивы, или мы их будем только собирать? Необходимо еще решать многие вопросы, в том числе -сбыта.
Сегодня необходима основательная целевая программа развития транспортного машиностроения, и здесь поддержка государства может сыграть решающую роль. Это все через некоторое время даст хорошие дивиденды, как железнодорожной отрасли, так и стране в целом. В этом направлении помощь государства неоценима.
- Вопрос обеспечения безопасности движения, один из важнейших на железной дороге. И роль локомотивного хозяйства в его решении постоянно обсуждается в Компании и в обществе. Как Вы прокомментируете эти выступления?
Несмотря на имеющиеся неприятные случаи затруднений и браков в работе, чего, в общем, быть не должно, я хочу обратить внимание на тот факт, что мы стараемся предпринять все необходимые меры для их профилактики и недопущения впредь. Имеются сложности экономического характера, даже экологического, но, несмотря на все эти сложности, мы намерены продолжать надежно и уверенно работать в этом направлении.
Анализ ситуации и разработка превентивных мер в деле обеспечения безопасности на транспорте, выделение средств на эти цели на постоянной основе, не допущение секвестирования бюджетов по данной статье – вот короткий перечень системных мер, которые призваны обозначить положительную динамику в деле обеспечения безопасности движения.
В АО «Локомотив» в этом направлении ведется активная деятельность. Совершенствуются анализ причин допускаемых браков, взаимодействие с ремонтными локомотивными предприятиями и другими участниками перевозочного процесса, работа по подбору и подготовке кадров, организации режима труда и отдыха локомотивных бригад. Мы, в первую очередь, нацелены на ликвидацию предпосылок для наличия случаев браков и затруднений в работе и осознаем, что как ведущее подразделение по предоставлению услуг локомотивной тяги, должны консолидировать усилия всех причастных структур в данном вопросе.
К сожалению, рыночные взаимоотношения иногда ограничивают нас в том, чтобы добиться адекватной, а, главное, своевременной ответной реакции от локомотивных предприятий, не аффилиированных к АО «НК «КТЖ» и АО «Локомотив», но работа с ними будет продолжена и должна привести к достижению положительных тенденций.
- Что задумано сделать в будущем? Какие крупные инвестпроекты Вы намерены реализовать?
Инвестиционный портфель АО «Локомотив» достаточно обширен и разнообразен. В его состав, помимо уже названных выше проектов по строительству и модернизации локомотивов, включены проекты по приобретению технических средств, направленных на обеспечение безопасности движения, таких, как радиостанции, комплексные локомотивные устройства безопасности (КЛУБ-У), приборы электропневматического торможения для локомотивов пассажирского движения и другие. В части информатизации процессов управления, а также в соответствии с программой ресурсо- и энегосбережения продолжится внедрение автоматизированной системы коммерческого учета дизельного топлива (АСКУ ДТ). Данный проект направлен на усиление контроля за экипировкой и расходом топлива при эксплуатации тепловозов. Для обеспечения соблюдения требований правил охраны труда и пожарной безопасности планируется за счет средств инвестбюджета строительство административно-бытовых зданий для наших работников, приобретение оргтехники, кондиционеров и пр. В социальном плане предусмотрено строительство жилья на ст. Достык. Ну и, безусловно, предусмотрены средства для капитального ремонта тягового подвижного состава. Этот перечень необходимо дополнять и развивать, но это уже будет зависеть от наших инвестиционных возможностей, что в условиях жесткой экономии в связи с мировым финансовым кризисом пока не предусматривается.
- Как повлияет на результаты работы Общества мировой финансовый кризис? Продумана ли антикризисная программа?
Сегодня, в условиях необходимости преодоления последствий кризиса мировой экономики, существует насущная необходимость оптимизировать свою работу. Это, в первую очередь связано с предполагаемым снижением доходов от перевозок, объемы которых по вышеозначенной причине объективно пойдут на спад. Но ведь, независимо от объемов работы, парк локомотивов уже существует, его необходимо содержать, своевременно ремонтировать и обновлять. Кризис не может быть вечным, и мы сегодня уже должны думать о будущем.
Безусловно, без определенных потерь не обойтись, но мы постараемся все силы приложить к тому, чтобы эти потери минимизировать.
В этой связи в первых числах декабря в АО «Локомотив» принята антикризисная программа на период до 2010 года, реализация которой должна смягчить негативные последствия от кризисных явлений. Большая роль, наряду с организационными и техническими мероприятиями, отводится разъяснительной работе с сотрудниками Общества, созданию здорового климата в коллективах.
В этом вопросе значительную помощь могли бы оказать и наши СМИ, объективно и грамотно рассказывая о фактическом состоянии дел в железнодорожной отрасли и в локомотивном хозяйстве, в частности, заостряя внимание не только на негативных явлениях, всю пагубность которых мы отлично осознаем и с которыми активно боремся.
В целом же хочется отметить, что локомотивное хозяйство – это одно из сложнейших и динамичных хозяйств железнодорожной отрасли, которое при этом впрямую связано с обеспечением перевозок. Поэтому мелочей в нашем деле нет. Повышенного внимания требуют не только вопросы, связанные с содержанием и обновлением парка локомотивов, организации труда и отдыха локомотивных бригад, обеспечением безопасности движения поездов, но и проблемы ресурсосбережения и многое-многое другое.
Над адекватным решением всех этих задач и трудится сегодня многотысячный коллектив АО «Локомотив», деятельность которого буквально на днях была отмечена оргкомитетом Национальной общественной транспортной премии «Алтын-Тулпар», где наше Общество стало лауреатом в номинации «За многолетний вклад в развитие железнодорожной отрасли».
В заключение разрешите поздравить весь коллектив АО «Локомотив» с 5-летием со дня создания нашего Общества и пожелать коллегам крепкого здоровья, всяческих успехов, благополучия в семьях и новых трудовых достижений, а нашему акционерному обществу - дальнейшего развития и прогресса.
Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...