Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
1656 / 09.05.2013 08:34

Человек-легенда

Великая Победа ковалась и тружениками тыла

В мае этого года участник трудового фронта Анна Диденко отметила двойной праздник: Великий День Победы и свое 90-летие. Несмотря на солидный возраст, Анна Федоровна держится молодцом. Она крепка духом и телом. Однако и сейчас, спустя много лет, вспоминать без слез свое голодное детдомовское детство и военную юность не в силах.


В один год она потеряла родителей: отец умер от брюшного тифа, мама, спустя два месяца, от голода. Троих детей разлучили и отправили в разные детдома Карагандинской области. Анна Федоровна оказалась в детском доме 5-го поселка Осакаровского района.
– Мы жили в бараках, где, кроме деревянных нар и соломы, ничего не было, – вспоминает Анна Диденко.
В 14 лет Анна вместе с другими сверстницами была отправлена на шахту в качестве ученика. По возрасту девочки не подходили для такой тяжелой работы, тогда директор детдома прибавил им по году. Руководство шахты обман раскрыло и категорически отказало им. Пришлось возвращаться в детдом.
В сентябре 1939 года Анну Федоровну направили в Акмолинск на годичное обучение в фабричное заводское училище (ФЗУ), где она освоила профессию слесаря паровоза. Когда началась война, женщин-одиночек отправляли на самую тяжелую работу – работать на паровозе. Анна Федоровна стала идеальной кандидатурой: ни родителей, ни мужа, ни детей. 15 сентября 1940 года она отправилась в свою первую поездку в качестве кочегара паровоза. В круг ее обязанностей входило чистить переднюю топку, заливать буксы мазутом, набирать воду, чистить поддувала, кидать в лоток уголь, на перегоне у дежурного по станции ловить на ходу жезлоподаватель и многое другое. Работала, как отмечает ветеран, словно маятник: то здесь, то там. За одну поездку своими маленькими ручками она перекидывала 16 тонн угля. Она до сих пор знает, какой уголь лучше всего использовать. Ее тут же прозвали Золушкой – она все время ходила в мазуте и золе.
Паровоз Диденко увозил на фронт из Акмолинска молодых солдат, обратно возвращался с ранеными. А потом ее бригаде, как самой ответственной и проверенной, доверили сопровождать поезда особого назначения, как отмечает ветеран тыла, «хитрые» воинские поезда. Литерные поезда перевозили особо важные грузы или пассажиров.
– Если нас отправляли с литерным поездом, то приглашали в НКВД, брали с нас расписку, что довезем груз в целости и сохранности. Один раз четырехосный поезд вели. Не знаем, что в нем было, но не детские игрушки точно. Вагоны были покрыты брезентом, вход был только один. Это мы потом сообразили, что с Балхаша и Жезказгана «катюши» везли. Поезд сопровождали высокие военные чины. В паровозе сидел пожилой генерал. Он мне сказал: «Ты, дочка, все, что делаешь, докладывай», – вспоминает Анна Федоровна.
Каждое свое действие комментировала не только она, но и машинист паровоза, и его помощник. Этот поезд контролировал лично министр путей сообщения СССР.
– Откуда он приехал в Акмолинск, никто не говорил. Приняли мы его ночью, до следующей ночи везли до Орска. На каждом перегоне машинисту командовали: «Добавь скорость!» – говорит труженик тыла.
За эту поездку бригада получила солидную денежную премию и благодарность от министра.
Весной 1945 года заместитель директора депо по эксплуатации Ольга Петровна Лазарева пригласила молодого кочегара Диденко «на ковер». Поговорили по душам, а потом Ольга Петровна сказала: «Нужно ехать на Дальний Восток за новыми паровозами, другая возможность побывать в тех краях у тебе вряд ли появится».
Путь до Владивостока был долгим, осложнялся тем, что на перегоне приходилось долго ждать «зеленого света», пропуская эшелоны, которые направлялись с запада на восток, где началась советско-японская война.
9 мая 1945 года Анна Федоровна встретила в депо.
– Мы только вернулись из поездки и вдруг слышим: «Война закончилась!» Радовались, целовались, ликовали, – вспоминает ветеран со слезами на глазах.
А в октябре 1945 года вступил в силу приказ министра путей сообщения, согласно которому женщин с паровозов списали. Анна Федоровна стала работать в депо нарядчиком, затем старшим нарядчиком, техником по учету – на этой должности она проработала 30 лет. В 1978 году ветеран вышла на заслуженный отдых. В целом Анна Федоровна проработала в локомотивном хозяйстве больше 40 лет.
В день рождения ее пришли поздравить коллеги, руководство филиала АО «Локомотив» – «Астанинское эксплуатационное локомотивное депо» и Совет ветеранов депо. Они пришли не с пустыми руками – подарили юбиляру телевизор.
– С подарком угодили, – говорит Анна Федоровна. – Мой старый телевизор плохо показывал, теперь новенький приятно смотреть.
Она отмечает, что бывшие коллеги часто навещают ее, к знаменательным датам вручают ценные подарки и денежные средства. В прошлом году установили в ее квартире пластиковые окна, после чего в комнате стало светло и уютно.
Председатель Совета ветеранов Людмила Красноштанова, которая в свое время трудилась с Анной Федоровной в одном депо, прочитала юбиляру стихи, написанные машинистом депо Геннадием Андреевым, который тоже уже давно на пенсии:

Стучат колеса, будто сердце бьется,
И ритм мы этот чувствуем всегда,
И снег и в зной идем мы на работу,
Чтоб шли без остановки поезда.

– Анна Федоровна стала легендой локомотивного хозяйства. Она на себе оценила всю тяжелую мужскую работу – водить паровозы, – сказала подруга.
Анна Федоровна говорит, что главный залог долголетия – оптимизм.
– Бабы звонят и говорят: «Что у тебя, с роду ничего не болит, что ли?» А я в ответ – анекдот или что-нибудь еще. Не жалуюсь. Они: «Вот хорошо, что ты есть, я вот умирать собралась, а теперь развеселилась». Да, не плачу я, и все тут. А что плакать-то?


Любовь Артымович, фото Сергея Волошина, Астана

газета "Литер"

Поделиться:
Популярные новости
1339 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4294 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее