Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2198 / 30.04.2013 10:48

Грани одной судьбы

Машинист Туркестанского локомотивного депо Асетулла Каримов – ровесник Президента страны. На первый взгляд, ничего удивительного, однако этих двух людей связывает не только общая дата рождения – в далеком 1958 году им довелось «делить общий хлеб» во время учебы в Украине.

Судьба распорядилась так, что после учебы дороги молодых металлургов разошлись. Но бывшие однокурсники по возможности встречаются, чтобы вспомнить былые времена. И совсем недавно Асетулла Каримов приехал на очередную такую встречу в Астане.

Послевоенное детство

Асетулла Каримов родился 7 апреля 1940 года. В семье уже подрастали старшие дочь и сын, детство самого младшего, как и всех его сверстников, назвать беззаботным нельзя – через год началась Великая Оте­чественная война, отца забрали на фронт.

– Он больше не вернулся – погиб в одном из сражений. Я даже не помню черты его лица, был слишком мал тогда, – рассказывает он.

Матери, которая осталась с тремя детьми, пришлось нелегко. Работала с утра до поздней ночи. Когда Асетулла окончил начальные классы, его отдали в Арысскую школу-интернат.

– Там, конечно, закалился характер. Родных рядом не было, просить о помощи некого, поэтому, хочешь – не хочешь, станешь самостоятельным. Это во многом мне помогло в жизни, – говорит железнодорожник.

Во время призывной комиссии на крепкого и рослого юношу обратили особое внимание. Через пару недель его вызвали в военкомат.

– Военком говорит: «Будем отправлять тебя после школы в военное авиационное училище, готовься». Я обрадовался. Прошел областную медкомиссию в Шымкенте. Уже представлял себя за штурвалом военного самолета, – улыбается Асеттула Каримов.

Но дальше представлений дело не пошло. Когда, вернувшись домой, Асетулла сообщил «радостную весть» родным, они отговорили его.

– Мать стала плакать, сказала: «Только не военным, никогда тебя не увидим больше». Я расстраивать их не хотел и отказался от карьеры летчика, – вспоминает он.

Как закалялась сталь

После окончания школы будущий железнодорожник планировал поступить в транспортный институт, но однажды на глаза попался выпуск «Лениншіл жас» («Ленинская смена»), в котором Центральным комитетом комсомола был объявлен прием молодежи на обучение в Украине.

– Это был 1958 год. Мне уже исполнилось восемнадцать, и я решил попробовать. Тогда только-только заложили фундамент металлургического комбината в Темиртау, и нужны были квалифицированные национальные кадры – металлурги, горновые, – рассказывает Асетулла Каримов. – Желающих набралось 71 человек со всей страны, среди них и Нурсултан Назарбаев. Всех нас отправили одним поездом в Днепропетровск, а оттуда в металлургический Днепродзержинск.

Будущих металлургов разместили в общежитии.

– Мы сразу обратили на себя внимание местных девчат, из-за чего ребята поначалу нас невзлюбили, – улыбается железнодорожник. – Но уже спустя пару недель все подружились, а Нурсултана избрали комсоргом училища. Он с первых дней выделялся из всех. Очень активный, с ярко выраженными организаторскими способностями. За работоспособность и находчивость его уважали не только сокурсники, но и директор училища и все преподаватели.

Ребят из Казахстана поделили на три группы. Через два месяца учебы несколько сокурсников задумали вернуться обратно.

– Мы пытались отговорить, но это никакого действия не возымело, тогда попросили помочь Нурсултана. Он собрал их и доходчиво объяснил, что нужно доводить начатое до конца, что важно учиться и приносить пользу стране, которая на тебя рассчитывает. Ну, в общем, после этой беседы никто не уехал, и разговоры подобные прекратились, – рассказывает мой собеседник.

Асетулла Каримов вспомнил еще одну историю с участием будущего Президента:

– Некоторые ребята, в том числе и я, до поступления учились в казахской школе и русского языка не знали. Учеба на первых порах нам давалась особенно трудно. Вызубрим все, а понять – не понимаем. И вот Нурсултан два месяца подряд учил нас русскому, объяснял неясные моменты, помогал решать задания. Крепко помог нам. Потом мы уже постепенно сами стали вникать.

После полутора лет обучения в Днепродзержинске молодые металлурги вернулись в Казахстан.

– Завод еще не достроили, поэтому мы были заняты на стройке, забивали бетон, работали ломами и лопатами. Вот-вот планировалось запустить доменный цех, и группу горновых, в которой был Нурсултан Назарбаев, оставили в Темиртау, а нас отправили на практику на металлургический комбинат в Луганской области, где мы год проработали, – рассказывает он.

В Темиртау работники вернулись зимой 1961 года. На тот момент уже стоял каркас завода, завозилось оборудование. Но по специальности работы еще не было, поэтому ребята вновь стали трудиться на стройке.

– Сами построили, сами и работать будете, смеялись прорабы. Работа была тяжелая, в условиях суровой зимы. Нас поселили в бараке за чертой города, а там никаких условий, возили на стройку на автобусе. И через полгода я, выросший в южном регионе, попал в больницу и пролежал там 20 дней. Как сказал врач, здешний климат мне не подходит или я не подхожу ему – на юг мне надо, – вспоминает собеседник.

Уезжать Асетулла не хотел. «Нас государство выучило, подготовило, а я должен, как беженец, бегать от работы», – сетовал он. Но врач настоял:

– Как бы ты ни хотел остаться, работать тут сможет только здоровый человек, а от больного толку не будет.

Жизнь – магистрали

Асетулла Каримов вернулся в родной край. Поехал в Туркестан, где жил и работал старший брат.

– Завода и фабрики в Туркестане не было, поэтому я подумал: раз с железа начал, то пойду на железную дорогу.

Так металлург стал железнодорожником. Сначала устроился рабочим в депо, затем перевелся слесарем, а уже через четыре месяца работоспособного юношу отправили на курсы подготовки помощников машиниста.

– Устроившись в депо, я всегда поглядывал с завистью на машинистов. Водят поезда, работа интересная, поэтому я не колебался при выборе специализации, – говорит машинист.

Совмещая учебу и работу, Асетулла все схватывал на лету. Пригодилось и знание русского языка, которому в Украине его обучил будущий Глава государства.

Уже через два года Асетулла Каримов стал машинистом и самостоятельно водил грузовые поезда от Туркестана до Арыси.

– Набравшись опыта, без этого никак, я перешел на пассажирские поезда. Много всякого бывало в дороге. Другие виды транспорта могут стоять из-за непогоды или иных обстоятельств, железная же дорога всегда работает. И в снег, и в дождь, и в 40-градусную жару, порой перчатки надевали – не могли голыми руками взяться за приборы, так нагревались, – рассказывает собеседник. – А бывало, отрезок 100 км целые сутки едешь. Когда землетрясение в Ташкенте произошло, поезда со всего Союза везли помощь пострадавшим через Арысь, тогда однопутка была, не успевали обработать все на сортировочной.

Асетулла Каримов сумел однажды предотвратить крупную аварию.

– Когда еще не было диспетчерского управления, на каждом разъезде дежурные по станции регулировали переезды, переводили стрелки. Как-то ехал ночью на пассажирском поезде № 18 Москва – Бишкек. На одном из раздельных пунктов, где мы не должны останавливаться, смотрю, горит желтый сигнал, вызываю дежурного по станции – не отвечает. На всякий случай я сбавил ход, хотя на желтый мы имеем право ехать. Подъезжаем ближе – путь занят, я применил экстренное торможение и остановился в 30–40 метрах от другого поезда.

По признанию машиниста, за годы работы всякое случалось, но никогда и мысли не было уйти со стальной магистрали, он уверен, что такая работа дается только по призванию.

– У меня много учеников было, всех и не сосчитать, кого обкатывал. Так вот, придет молодой на дорогу и через месяц-другой уходит, не выдерживает. Здесь же все строго, не каждый справится. Хотя мы тоже молодыми были, но как-то не задумывались и все успевали, знали, что надо работать, – рассказывает железнодорожник.

С того времени многое изменилось в отрасли, поступила новая техника, и работать стало легче.

– Сейчас говорю молодым коллегам-машинистам: вы же как студенты – в чистом и с портфелем смену принял и сдал. Мы в свое время носили с собой так называемые шарманки – большие сумки со спецовкой. Придешь, переоденешься и за дело. Масло и воду тащишь в ведре «комсомольском», все сами с помощником. Тогда тепловозы были маломощные, потом и мы обновление застали. Воспринимаешь новые локомотивы, как подарок. Сейчас уже и совсем все автоматизировано, – улыбается Асетулла Каримов. – Однако в нашей профессии сложнее даже не физический труд, а именно психологическая составляющая. На пути и человек может выйти, и животные, нужно смотреть в оба.

Машинист убежден, что придя на железную дорогу, уже никогда не забудешь ее и никак не отвыкнешь.

– Когда я вышел на пенсию в 1995 году, все равно тянуло на работу, приходил в депо, да и до сих пор хоть раз в месяц обязательно схожу к молодым коллегам, – говорит он.

За 35 лет добросовестного труда в отрасли Асетулла Каримов не раз был отмечен наградами руководства, медалями и грамотами. Особенно он благодарен начальнику Туркестанского депо Максуту Ескендирову за заботу и внимание, которыми в депо по сей день окружают ветеранов труда.

– Нас всегда приглашают на празднование Дня работников транспорта, Наурыз и День пожилых людей. Дарят подарки, выдают премии, дают возможность встретиться с коллегами, поговорить. Хоть и в одном городе живем, а видимся в основном лишь в родном депо.

Надежный тыл

История дружбы, которая началась еще в школьные годы, закончилась свадьбой в 1963 году, и супруга Гульжаухар была опорой и соратником Асетуллы Каримова на протяжении долгих лет совместной жизни.

– Она на два года младше меня. Окончив школу, поступила в Ташкентский мясо-молочный техникум. Я в то время был в Днепродзержинске. Связь не прерывалась никогда – мы писали друг другу письма, а после окончания учебы ее направили в Карагандинскую область, мы расписались и вдвоем вернулись в Туркестан. Она устроилась в организацию рабочего снабжения на железной дороге, затем стала заведующей железнодорожной пекарней, откуда и вышла на пенсию, – рассказывает собеседник.

За годы счастливой семейной жизни в семье Каримовых появилось пятеро детей – два сына и три дочери. По стопам отца пошел лишь младший сын – он поступил в транспортный институт в Алматы. Но судьба распорядилась иначе и, будучи студентом пятого курса, он трагически погиб в автокатастрофе. В 2011 году ушла из жизни супруга Гульжаухар.

Сегодня самое главное в жизни Асетуллы Каримова – его дети и 11 внуков.

– Хотелось бы, чтобы кто-то из них продолжил мое дело. Железная дорога хорошо воспитывает, учит дисциплине и трудолюбию, чего зачастую не хватает нынешней молодежи. Но выбор, конечно, останется за ними, – улыбается он.

Две дороги

О своем легендарном сокурснике Нурсултане Назарбаеве Асетулла Каримов редко кому рассказывал.

– Я с большой гордостью и радостью принял новость о том, что Нурсултан стал Президентом страны. Сколько металлургов училось на пространстве СССР, и именно мой коллега взял на себя управление нашей Родиной, – говорит он.

Вновь встретиться им довелось лишь спустя 30 лет. Тогда еще первый секретарь Центрального комитета Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев был с рабочей поездкой в Туркестане. После посещения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави он вышел на площадь к народу.

– Вокруг него столько охраны, я попытался подобраться поближе и окликнул его. Нурсултан повернулся и стал всматриваться в мое лицо. Потом произнес: «Каримов?». Насколько сильным было мое удивление, ведь прошло 30 лет со времени учебы в Украине, а он вспомнил меня и даже мою фамилию! – рассказывает машинист.

После этой мимолетной встречи они увиделись снова во время XVII съезда Компартии Казахстана, делегатом которого был Асетулла. Тогда же он задумал провести встречу однокурсников. Созвонился с бывшими коллегами-металлургами и после о намерении повидаться сообщили Президенту.

– Он отреагировал сразу. Сказал: назовите мне дату и время, и я в этот день оставлю все дела. Мы понимали, что работа у него напряженная, круглосуточная, поэтому подстроились под график его поездок. Когда он был с визитом в Шымкенте в октябре 2003 года, мы встретились. Тогда как раз была 45-я годовщина поступления в Днепродзержинское профтехучилище. Приехали 28 человек, – рассказал машинист.

Асетулла Каримов вспоминает, что Президент попросил всех однокашников сесть с ним рядом.

– Он сказал: «Сегодня мы все однокурсники. Поэтому чувствуйте себя свободно». Сам он весь вечер шутил, рассказывал анекдоты. Встреча продлилась не меньше пяти часов – до 12 ночи, – рассказывает он.

Тогда и договорились увидеться вновь, уже на 50-летие приезда в Украину. И собраться тем же составом удалось в 2008 году в Темиртау. Последняя встреча прошла совсем недавно – 18 апреля этого года. После чего мы и побеседовали с Асетуллой Каримовым в Астане.

– На этот раз Глава государства пригласил нас в столицу. С утра мы были в Ак Орде, пили чай, потом он лично провел экскурсию по своей резиденции. А вечером собрались в неофициальной обстановке в ресторане. За эти годы он не меняется, по-прежнему шутит. Да и у нас нет никакого стеснения. Ощущение, что и не было стольких лет. Вспомнили годы совместной учебы и работы. Рассказывали о себе, – поделился он.

Следующая встреча должна состояться в 2018 году, правда, Асетулла загадывать не хочет: «На все воля Всевышнего». К слову, он недавно побывал в Днепродзержинске.

– Многое изменилось там, но нашу группу помнят до сих пор и гордятся своим студентом Нурсултаном Назарбаевым. Я встретился с нашим преподавателем Михаилом Семеновичем Береговым, подарил ему национальный костюм. Он очень растрогался. Признался, что мало таких учеников, которые спустя столько лет навещают своих учителей.

Вот такой крепкой стала дружба, зародившаяся в далеком 1958 году!

Любовь РОВБА


Газета «Казахстан темиржолшысы»

Поделиться:
Популярные новости
1346 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4301 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее