Наш инвестиционный портфель достаточно обширен
В Казахстан прибыли первые тепловозы нового поколения серии Evolution, изготовленные компанией General Electric по заказу АО «Локомотив» (дочернее предприятие АО «НК «?аза?стан темiр жолы»). Это лишь первый шаг к обновлению локомотивного парка Республики. О дальнейших планах рассказал президент АО «Локомотив» Кадыл Таласпеков.
– Кадыл Секенович, как вы намерены решать проблему износа локомотивного парка?
– Остаточный ресурс парка магистральных тепловозов РК составляет 25%, маневровых – 21%. В такой ситуации поддержание их в рабочем состоянии требует больших затрат. Мы понимаем, что если сейчас ничего не предпринимать, то к концу 2015 года от имеющихся магистральных тепловозов останется меньше половины дееспособных машин.
Выйти из этого положения можно с помощью капитально-восстановительного ремонта локомотивов, их модернизации, а также приобретения и выпуска собственных.
К модернизации мы приступили, только когда был накоплен определенный багаж знаний. Кстати, ни одна из стран СНГ еще не проводила столь широкомасштабные работы по проектам модернизации локомотивов. В этом вопросе мы опережаем даже Россию.
Если нет достаточных средств для покупки новой техники, то не следует экономить как минимум на ее модернизации. Это продлевает срок использования локомотивов и увеличивает их среднесуточный пробег. Отдача от машин становится больше, что в некоторой степени позволяет снизить напряженность в потребности парка.
– На какой стадии находится данный проект?
– По заказу АО «Локомотив» компания General Electric уже изготовила два тепловоза нового поколения серии Evolution, которые 13 февраля прибыли на станцию Актобе. После необходимых таможенных процедур они будут доставлены в Алматы, где пройдут испытания на одном из самых сложных железнодорожных участков АО «НК «КТЖ» – Алматы – Уш-Тобе (Алматинская область). Испытания планируется провести в несколько этапов. В течение двух месяцев тепловозы протестируют в рамках программы пуско-наладочных работ, проверят функционирование систем тепловоза, а также проведут комплексные тягово-энергетические и тормозные испытания. Одновременно с этим работники АО «Локомотив», которые будут эксплуатировать новые тепловозы, пройдут обучение у специалистов завода-изготовителя.
Тепловозы нового поколения изготовлены с учетом казахстанских стандартов и условий работы на железных дорогах нашей Республики. Кабина машиниста оборудована в соответствии с современными требованиями: в ней созданы комфортные условия для работы, предусмотрены шумоизоляция и регулятор микроклимата, а также внедрена микропроцессорная система управления, которая значительно облегчит труд машинистов.
Ожидается, что в ближайшее время в страну прибудут еще восемь тепловозов серии Evolution. Впредь на территории индустриального парка специальной экономической зоны г. Астаны разместится современный завод, в функции которого будет входить сборка тепловозов из элементов, поставляемых совместно казахстанской и американской сторонами. Максимальная производительность завода составит 100 локомотивов в год.
– Провести обновление парка только за счет собственного инвестиционного ресурса чрезвычайно трудно. Не считаете ли Вы, что здесь актуальна помощь государства?
– Действительно, мы имеем дело с очень капиталоемкой отраслью. И сегодня, пожалуй, никто из частников не в состоянии пойти на значительные затраты. Только государство имеет возможность оказывать помощь железным дорогам. Другой вопрос, в какой форме эта помощь может выражаться.
Железнодорожники сегодня вынуждены самостоятельно решать ряд задач по развитию и эксплуатации своих мощностей. Мы говорим о рыночных отношениях между хозяйствующими субъектами в государстве, при этом ставим задачу по значительному увеличению ВВП, то есть по развитию экономики страны. Однако без адекватной модернизации транспортной инфраструктуры такое развитие невозможно.
Локомотивостроение – это государственная проблема, уходить от решения которой ни в коем случае нельзя. К 2010 году дефицит парка локомотивов станет очень значительным. Даже в советское время практически все пассажирские электровозы обеих систем тока поставлялись из-за границы. Там же производились почти все маневровые тепловозы. За короткий срок создать эту базу, разработать новые образцы – довольно непросто. В связи с реализацией проекта строительства локомотивосборочного завода в Астане стоит вопрос: будем ли мы производить локомотивы сами в своей стране из отечественных материалов или станем их только собирать? Нужно решить еще много вопросов, в том числе и сбыта продукции.
Сегодня необходима основательная целевая программа развития транспортного машиностроения, и здесь поддержка государства может сыграть решающую роль. Это все через некоторое время даст хорошие дивиденды – как железнодорожной отрасли, так и стране в целом.
– Какие крупные инвестпроекты вы намерены реализовать в будущем?
– Инвестиционный портфель АО «Локомотив» достаточно обширен и разнообразен. В его состав, помимо уже названных мной проектов по строительству и модернизации локомотивов, включены планы по приобретению технических средств, направленных на обеспечение безопасности движения (радиостанции, комплексные локомотивные устройства безопасности (КЛУБ-У), приборы электропневматического торможения для локомотивов пассажирского движения и др.).
В части информатизации процессов управления в соответствии с программой ресурсо- и энегосбережения продолжится внедрение автоматизированной системы коммерческого учета дизельного топлива (АСКУ ДТ). Данный проект направлен на усиление контроля за экипировкой и расходом топлива при эксплуатации тепловозов.
Для обеспечения соблюдения требований правил охраны труда и пожарной безопасности планируется за счет средств инвестбюджета строительство административно-бытовых зданий для наших работников. В социальном плане намечено возведение жилья на станции Достык.
Кроме того, предусмотрены средства на капитальный ремонт тягового подвижного состава.
Этот перечень необходимо дополнять и развивать с учетом инвестиционных ресурсов, но в условиях жесткой экономии это пока не представляется возможным.
– Какие антикризисные меры вы принимаете?
– Сегодня, в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса, существует насущная потребность оптимизировать свою работу. Прежде всего это связано с предполагаемым снижением доходов от перевозок. Но независимо от объемов работы парк локомотивов объективно существует и его необходимо содержать, своевременно ремонтировать и обновлять. Кризис не может быть вечным, и уже сегодня мы должны думать о будущем. Безусловно, без определенных потерь не обойтись, но мы постараемся все силы приложить к тому, чтобы их минимизировать. Так, еще в начале декабря 2008 года в АО «Локомотив» была принята антикризисная программа на период до 2010 года, реализация которой должна смягчить негативные последствия от кризисных явлений.