Весенний комиссионный осмотр хозяйств ТОО "КТЖ -Грузовые перевозки"
В целях определения состояния безопасности движения, охраны труда и техники бе...
Для каждой локомотивной бригады самое главное – слаженная работа. Ведь в пути случаются разные, порой непредвиденные, ситуации и предотвратить серьезные последствия можно, лишь проявив особую бдительность. Важны знания, выдержка, оперативность. Именно
эти качества проявили наши железнодорожники на участке Есиль – Атбасар Акмолинского отделения дороги, не допустив крушения поезда.
Произошла эта история шестого февраля нынешнего года. Машинист электровоза оборотного депо Атбасар, которое относится к локомотивному депо Астаны, Андрей Храпатый и его молодой помощник Ериш Ауезханов вели грузовой поезд с рудой. Он состоял из 49 вагонов и направлялся на станцию Достык. На перегоне Жаксы – Казахская, на четырехтысячном уклоне протяженностью восемь километров, машинист применил регулировочное торможение для снижения скорости и произвел отпуск тормозов. Далее, следуя по уклону, состав должен был начать разгон, однако он, наоборот, замедлил движение, и произошли изменения в тормозной магистрали. Датчики показали интенсивное падение давления в ней. Это насторожило. Чтобы выяснить причины, Андрей Михайлович перевел ручку крана в третье положение, применил ступень торможения, а затем вновь перевел ее в то же положение. Поезд был остановлен
на 520 километре в 17 часов 33 минуты.
Рассказывая о случившемся, Андрей Михайлович сосредоточен и очень взволнован. В его глазах можно было прочесть ту тревогу, которую он испытал в первые мгновения, когда понял, что на злополучном перегоне произошло нечто серьезное. Локомотив тем февральским днем сразу же был огражден красными буферными фонарями, а помощник машиниста Ериш Ауезханов отправился с
технической аптечкой исследовать состав, чтобы выяснить, в чем дело.
– Несколько минут спустя он доложил мне по сотовой связи, что между 19-м и 20-м вагонами, в самой середине состава, произошел
разрыв 50-60 метров, причиной которого явился излом боковины рамы тележки с правой стороны, а также сход четвертой колесной пары, – рассказывает Андрей Михайлович.
Локомотив с грузом более 4,5 тысяч тонн оказался в большой опасности, предотвратить которую могли только два человека. Действовали машинисты обдуманно, быстро и уверенно: сразу же вышли в эфир, доложили о произошедшем поездному диспетчеру, дежурному по станции Казахская, а также всем следующим четным и нечетным поездам на данном участке. Затем помощник машиниста Е. Ауезханов взял четыре тормозных башмака и закрепил разъединившуюся часть, ведь поезд остановился как раз на уклоне.
– В это самое время навстречу нашему составу шел нечетный поезд. По радиосвязи связались с машинистом, который его
вел. Я сам еще раз осмотрел состав и немного успокоился, поняв, что груз не пострадал и опасности для встречных
поездов нет. В случае крушения последствия были бы очень серьезными – огромный материальный ущерб, потому что везли
ценную руду, и неминуемое столкновение со встречным составом. Конечно, при разрыве немного побило шпалы, но в целом особых потерь не было, – говорит А. Храпатый.
Оставшаяся часть поезда была выведена с перегона и доставлена на станцию Атбасар. Вина по данному случаю была признана
за заводом-изготовителем, который дал заключение: некачественное литье треснувшей рамы.
Андрей Храпатый в своей семье единственный железнодорожник. Раньше на железной дороге работали родственники его отца. В 1982
году, отслужив в армии, он сразу же пришел на «железку» – в Атбасарское локомотивное депо. Его направили на курсы помощников
машиниста при депо. После семи лет работы помощником Андрей Михайлович прошел обучение в Карагандинской дорожно-технической школе на машиниста, успешно «обкатался», и с 1990 года по сей день работает машинистом электровоза грузового движения. В 1998 году ему был присвоен второй класс квалификации. За годы своей работы он «обкатал» более 10 помощников машиниста, в своем коллективе пользуется большим уважением.
– Моим первым наставником был машинист Темиртай Урдубаев. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе. Замечательный
человек, настоящий профессионал. Все, чему он меня научил, в работе и жизни пригодилось. Работа наша нелегкая, в месяц бывает более 14 рейсов, и очень часто важные события в жизни происходят, когда ты находишься в пути. Так, в 1990 году моя жена родила мне дочь Иришку, а я в это время был в рейсе. Но, несмотря ни на что, я люблю свою профессию и в другой себя не представляю. Когда я узнал, что получу знак «Қозғалыс қаупсiздiгi үшiн», то очень разволновался. Для меня он много значит, само собой, разные чувства переполняют, но сильнее других – чувство гордости от того, что сумели предотвратить беду, не подвели руководство
и своих коллег. За 30 лет моей работы на железной дороге всякие случаи бывали, но такой серьезный и сложный – в первый
раз, – резюмирует машинист.
Ериш Ауезханов работает помощником машиниста электровоза грузового движения шесть лет, является грамотным и добросовестным специалистом, постоянно стремится к повышению квалификации.
– Мне очень легко работать в паре с Андреем Михайловичем, он отличный машинист, настоящий профессионал. Проявить выдержку, спокойствие и сделать в данной ситуации все правильно мы смогли в первую очередь благодаря его опыту и профессионализму, – уверен железнодорожник.
Начальник оборотного локомотивного депо станции Атбасар Владимир Хитров работает в одном коллективе с Андреем Храпатым уже более 30 лет, и все эти годы знает его как высококвалифицированного машиниста, ответственного и преданного своей профессии.
– Его практичность, принципиальность и взвешенный подход к работе может стать примером для всех специалистов, особенно начинающих. В школе передового опыта при нашем депо он обучает молодых машинистов, как мы их называем «первозимников», теоретическим и практическим навыкам. Раньше он водил и пассажирские составы, но сейчас по состоянию здоровья только грузовые. Андрею Михайловичу можно доверить любую сферу нашей работы – как специалист он настоящая находка. Произошедший зимой случай в очередной раз это подтвердил. И помощник его, Ериш, не сплоховал. Мы планируем вскоре направить его на курсы машинистов, – дает свою оценку Владимир Григорьевич.
Мы беседовали с нашими героями – настоящими железнодорожниками рядом с тем самым локомотивом, управляя которым зимним днем в самый обычный рабочий рейс, они смогли предотвратить катастрофу и обеспечить безопасность движения на участке. На груди у Андрея Михайловича Храпатого и Ериша Ауезханова сверкали эмалью нагрудные знаки «Қозғалыс қауiпсiздiгi үшiн», которые были вручены им в торжественной обстановке директором Астанинского эксплуатационного локомотивного депо Канатом Жапаровым. Это первая серьезная награда для них обоих, помимо почетных грамот от руководства. В паре они работают уже больше года и убеждены, что случай на участке Есиль – Атбасар закалил их бригаду и теперь они готовы к любым неожиданностям в пути.
Татьяна ЧЕРНОБАЙ
Журнал «Транс-Экспресс
Казахстан»
Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...