Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2684 / 24.10.2012 17:02

Испытание на прочность

Для каждой локомотивной бригады самое главное – слаженная работа. Ведь в пути  случаются разные, порой непредвиденные, ситуации и  предотвратить серьезные последствия можно,  лишь проявив особую бдительность. Важны знания, выдержка, оперативность. Именно
эти качества проявили наши железнодорожники на участке Есиль – Атбасар Акмолинского отделения дороги, не допустив крушения поезда. 

Произошла эта история шестого февраля нынешнего года. Машинист электровоза оборотного депо Атбасар, которое относится к локомотивному депо Астаны,  Андрей Храпатый и его молодой помощник Ериш Ауезханов вели  грузовой  поезд с рудой. Он состоял из 49 вагонов и направлялся  на  станцию Достык. На перегоне Жаксы – Казахская, на четырехтысячном уклоне  протяженностью восемь километров, машинист применил регулировочное торможение для снижения скорости и произвел отпуск тормозов.  Далее, следуя по уклону, состав должен был начать разгон, однако он, наоборот, замедлил движение, и произошли изменения в тормозной магистрали. Датчики показали интенсивное падение давления в ней.  Это насторожило. Чтобы выяснить причины, Андрей Михайлович перевел ручку крана в третье положение, применил ступень торможения, а затем вновь перевел ее в то же положение. Поезд был остановлен
на 520 километре в 17 часов 33 минуты. 

Рассказывая о случившемся, Андрей Михайлович сосредоточен и очень взволнован. В его глазах можно было  прочесть ту тревогу, которую он испытал в первые мгновения, когда понял, что на злополучном перегоне произошло нечто серьезное. Локомотив тем февральским днем сразу же был огражден красными буферными фонарями, а помощник машиниста Ериш Ауезханов отправился с
технической  аптечкой исследовать состав, чтобы выяснить, в чем дело. 

– Несколько минут спустя он доложил мне по сотовой связи,  что между 19-м и 20-м  вагонами, в самой середине состава, произошел
разрыв 50-60 метров, причиной которого явился излом боковины рамы тележки с правой стороны, а также сход четвертой колесной пары, – рассказывает Андрей Михайлович. 

Локомотив с  грузом более 4,5 тысяч тонн оказался в большой опасности, предотвратить которую могли только два человека. Действовали  машинисты обдуманно, быстро и уверенно: сразу же вышли в эфир, доложили о произошедшем поездному диспетчеру, дежурному  по станции Казахская, а также всем следующим четным и нечетным поездам на данном участке. Затем помощник машиниста Е. Ауезханов взял четыре тормозных башмака  и закрепил разъединившуюся часть,  ведь  поезд остановился как раз на уклоне.

– В это самое время  навстречу нашему составу шел нечетный поезд. По радиосвязи связались с машинистом, который его
вел. Я сам еще раз осмотрел состав и немного успокоился, поняв, что груз не пострадал  и опасности для встречных
поездов нет. В случае крушения последствия были бы очень серьезными –  огромный материальный ущерб, потому что везли
ценную руду, и неминуемое столкновение со встречным составом. Конечно, при разрыве немного побило шпалы, но в целом особых потерь не было, – говорит А. Храпатый. 

Оставшаяся часть поезда была выведена с перегона и доставлена на станцию Атбасар. Вина по данному случаю была признана
за заводом-изготовителем, который дал заключение: некачественное литье треснувшей рамы.

Андрей Храпатый в своей семье единственный железнодорожник. Раньше на железной дороге работали  родственники его отца. В 1982
году, отслужив в  армии, он  сразу же пришел на «железку» – в  Атбасарское локомотивное депо.  Его направили на  курсы помощников
машиниста при депо. После семи лет работы помощником Андрей Михайлович прошел обучение в Карагандинской дорожно-технической школе  на машиниста, успешно «обкатался», и с 1990 года по сей день работает машинистом электровоза грузового движения. В 1998 году ему был присвоен второй класс квалификации. За годы своей работы он «обкатал» более 10 помощников машиниста, в своем коллективе пользуется большим уважением.

– Моим первым наставником  был машинист Темиртай Урдубаев. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе. Замечательный
человек, настоящий профессионал. Все, чему он меня научил, в работе и жизни пригодилось. Работа наша нелегкая, в месяц бывает более 14 рейсов, и очень часто важные события в жизни происходят, когда ты находишься в пути. Так, в 1990 году моя жена родила мне дочь Иришку, а я в это время был в рейсе. Но, несмотря ни на что, я люблю свою профессию и в другой себя не представляю. Когда я узнал, что получу знак «Қозғалыс қаупсiздiгi үшiн», то очень разволновался. Для меня он много значит, само собой, разные чувства переполняют, но сильнее других – чувство гордости от того, что сумели предотвратить беду, не подвели руководство
и своих коллег. За 30 лет моей работы на железной дороге всякие случаи бывали, но такой серьезный и сложный  – в первый
раз,  – резюмирует машинист.

Ериш Ауезханов работает помощником машиниста электровоза грузового движения шесть лет, является грамотным и добросовестным специалистом, постоянно стремится к повышению квалификации. 

– Мне очень легко работать в паре с Андреем Михайловичем, он отличный машинист, настоящий профессионал. Проявить выдержку, спокойствие и сделать в данной ситуации все правильно мы смогли в первую очередь благодаря его опыту и профессионализму, – уверен железнодорожник.

Начальник оборотного локомотивного депо станции Атбасар Владимир Хитров работает в одном коллективе с Андреем Храпатым уже более 30 лет, и все эти годы знает  его как высококвалифицированного машиниста, ответственного и преданного своей профессии.

– Его практичность, принципиальность и взвешенный подход к работе может стать примером для всех специалистов, особенно начинающих. В школе передового опыта при нашем депо он обучает молодых машинистов, как мы их называем «первозимников», теоретическим и практическим навыкам. Раньше он водил и пассажирские составы, но сейчас по состоянию здоровья только грузовые. Андрею Михайловичу можно доверить любую сферу нашей работы – как специалист он настоящая находка. Произошедший зимой случай в очередной раз это подтвердил. И помощник его, Ериш, не сплоховал. Мы планируем вскоре  направить его на курсы машинистов,  – дает свою оценку Владимир Григорьевич. 

Мы беседовали с нашими героями – настоящими железнодорожниками рядом с тем самым локомотивом, управляя которым  зимним днем в самый обычный рабочий рейс, они смогли предотвратить катастрофу и обеспечить безопасность движения на участке.   На груди у Андрея Михайловича Храпатого  и Ериша Ауезханова сверкали эмалью нагрудные знаки «Қозғалыс қауiпсiздiгi үшiн», которые были вручены им в торжественной обстановке директором  Астанинского эксплуатационного локомотивного депо Канатом Жапаровым.  Это первая серьезная награда для них обоих, помимо почетных грамот от руководства. В паре они работают уже больше года и убеждены, что случай на участке Есиль – Атбасар закалил их бригаду и теперь они готовы к любым неожиданностям в пути.

      Татьяна ЧЕРНОБАЙ

Журнал «Транс-Экспресс
Казахстан»





Поделиться:
Популярные новости
1336 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4289 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее