Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2125 / 24.10.2012 16:55

С акцентом на энергоэффективность

Акционерное общество «Локомотив» входит  в число крупнейших   потребителей энергоресурсов, на долю которого приходится 80 процентов от общего расхода  дизельного топлива и электроэнергии по АО «НК «ҚТЖ». В среднем за год предприятие использует более 700 тысячи тонн дизтоплива. Расходы на горючее и  электричество в структуре общих затрат составляют порядка 43 процентов. Поэтому
вопросы энерго- и ресурсосбережения являются для нас весьма актуальными.    

В конце прошлого года экспертами ФНБ «Самрук-Қазына» проводился документальный  энергоаудит нашего предприятия за 2000-2010 годы. На основе этих данных были сделаны определенные выводы об уровне энергоэффективности. Было отмечено, что  акционерным обществом выполнена большая  работа по повышению экономической эффективности и в плане рационального использования ресурсов. В соответствии с Законом об энергосбережении и повышении энергоэффективности разработана и действует Программа
энергоресурсосбережения на 2008-2013 годы. Эксперты дали хорошую оценку нашей системе менеджмента в этой сфере  (15
баллов из 24 возможных). 

Начиная с 2009 года,  мы впервые на территории СНГ реализовали уникальный по своему масштабу и применяемым техническим решениям проект автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ-ЦТ). В едином информационном
пространстве интегрированы все точки учета электроэнергии: от приборов электровозов данные передаются  в пункты сбора информации – депо и далее в  Главный вычислительный центр АО «НК «ҚТЖ», где они обрабатываются и затем выдаются результаты. Проект консолидирует в себе современные технические решения в области электроэнергетики, единства измерений, информационных
технологий. Внедрение данной автоматизированной системы наряду с другими мерами позволило снизить уровень технологических потерь в системе тягового электроснабжения. Благодаря предпринимаемым системным мерам в условиях постоянного роста объемов перевозок удалось снизить удельный расход электроэнергии в электровозной тяге. Например, за семь месяцев текущего года этот  показатель составил 30 323 тыс. кВт/ч (снижение на 2,37 процента или 1,87 кВт/изм.). 

На нашем предприятии разработан и постепенно воплощается в жизнь комплекс мер, направленных на повышение энергоэффективности. В их числе – внедрение системы автоматизированного управления ведением поезда на основе выбора энергетически оптимального режима движения (система автоведения), а также АСУ «Энергодиспетчерская тяги». 

В течение двух лет, с 2008 по 2010 годы, проводились испытания автоматизированной системы управления контроля расхода дизельного
топлива. Разработчики системы – ТОО «ТНС-Интек» (Алматы). На нескольких локомотивах был установлен набор датчиков и при помощи  специальной программы мы имели возможность контролировать расход топлива при движении поезда на конкретном участке пути. Испытания прошли успешно, и это послужило толчком к разработке и внедрению АСУ «Энергодиспетчерская тяги». 

Данная автоматизированная система позволяет машинистам устанавливать оптимальный с точки зрения энергопотребления и с учетом реальной ситуации режим движения поезда.  Благодаря этой системе информация будет передаваться  в онлайн-режиме по
средствам сети цифрового радиостандарта в центральный пункт обработки данных АО «НК «ҚТЖ». При этом диспетчеры получат возможность полностью контролировать энергопотребление каждого локомотива. На базе накопленной статистики программа
автоматически будет выдавать прогноз расхода ресурсов и производить  рациональное планирование как по отдельно
взятому локомотиву, так и на уровне предприятия в целом.

Учет всех необходимых параметров работы локомотивов будет производиться непрерывно, в режиме реального времени. Все данные
«привязываются» к геоинформационной карте с возможностью просмотра как в режиме онлайн, так и в записи. Система способна накапливать информацию по диагностике технического состояния каждого локомотива на основе анализа регистрируемых
специальными датчиками данных. Автоматика может также своевременно оповещать о необходимости проведения
ремонта локомотива, а это в свою очередь сократит продолжительность технического обслуживания и связанные с этим трудозатраты.

Мы планируем с февраля 2013 года начать оснащение локомотивного парка  АСУ «Энергодиспетчерская тяги». Первые три
года будет идти монтаж этого оборудования на локомотивы и попутно, в процессе производства, проводиться обучение машинистов навыкам работы с этой системой.

Одним из неоспоримых достоинств новой автоматизированной системы является ее совместимость с другими программными продуктами. В рамках данной программы будет также внедрен так называемый электронный маршрут машиниста. Интеграция АСУ
«Энергодиспетчерская тяги» со смежными системами даст возможность уйти от ручного заполнения поездной и нормативной документации и, самое главное, исключит вероятность ошибок со стороны машинистов, так как основную часть функций будет выполнять автоматика. То есть будет значительно снижено влияние так называемого человеческого фактора.

Прежде чем приступить к внедрению АСУ «Энергодиспетчерская тяги» мы длительное время изучали функцио­нальные возможности других аналогичных систем. Слабым местом таких программных продуктов является ограниченность так называемого
функцио­нала. То есть, они рассчитаны на выполнение локальных задач. АСУ «ЭДТ» объединяет все локальные задачи в единый комплекс.

Внедрение новой автоматизированной системы управления снизит эксплуатационные затраты локомотивного хозяйства, а это важнейший фактор повышения конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках транспортных услуг. Впрочем, уже на данном этапе можно говорить об определенных достижениях в этих вопросах. К примеру, за семь месяцев текущего года в тепловозной тяге при увеличении перевозочной работы на 105,3 процента к плану и на 111,1 процента к факту 2011 года достигнуто снижение удельного расхода дизельного топлива на 3,64 процента или 1,34 кг/изм. 

Основной же задачей для коллектива АО «Локомотив» остается повышение экономической эффективности за счет увеличения среднего веса грузового поезда, снижения доли порожнего пробега подвижного состава и простоя локомотивов на промежуточных
станциях. Организационные мероприятия на выполнение данных задач мы проводим совместно со специалистами Дирекции перевозочного процесса.

Без сомнения, свою положительную роль сыграет и выполнение программы обновления эксплуатируемого парка, замена существующих серий локомотивов на более совершенные  машины пятого поколения с микропроцессорным управлением. В обозримой перспективе парк локомотивного хозяйства пополнится новыми грузовыми тепловозами серии ТЭ-33А «Эволюшн» (порядка 329 машин), пассажирских
тепловозов серии ТЭП-33А «Эволюшн» (110 единиц), маневровыми теплово­зами серии СКD-6E (327 машин). К концу текущего года мы получим первый электровоз серии KZ-8А. 

Мы четко уяснили для себя, что экономическая эффективность напрямую зависит от внедрения в производственный процесс более передовых технологий. Убедились в весомой роли в этой сфере и соответствующих автоматизированных систем. Поэтому в числе инноваций на ближайшую перспективу планируется ввод системы «Автоведение поездов», что позволит перевести грузовые
и пассажирские поезда на энергооптимальные режимы движения.

Одной из передовых и актуальных для нас является система интервального регулирования движения поездов. Внедрение ее позволит увеличить пропускную способность участка и добиться снижения простоя поездов на промежуточных станциях, а это в свою очередь позволит уменьшить расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.

По прогнозным данным, общий экономический эффект от реализации мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, должен составить более 8 млрд. тенге, а это 11 процентов от стоимости энергозатрат. Помимо этого  удастся сэкономить еще 400
млн. тенге за счет снижения вредных выбросов в атмосферу. 

Рашид Нуртазаев, и.о. главного инженера АО «Локомотив» 

Егор Лесных, эксперт топливно-теплотехнического  отдела управления технического развития АО «Локомотив»

Журнал «Транс-Экспресс Казахстан»



Поделиться:
Популярные новости
1339 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4294 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее