Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
9529 / 29.11.2011 12:15

Локомотивное депо Астана отмечает 80-летие

За 80 лет локомотивное депо Астана вписало немало «золотых страниц» в историю развития железных дорог Казахстана. И каждая строка, каждая буква на этих страницах написана трудом и любовью к своему делу тружеников коллектива, их беззаветной преданностью профессии и железной дороге.

Вспомним, как все начиналось

История депо уходит корнями в далекий 1922 год. Тогда началось движение по участку Петропавловск – Кокшетау. 8 ноября 1929 года первый поезд прибыл со ст. Курорт-Боровое на ст. Акмолинск. Поезда формировались смешанные, товарно-пассажирские, весом от 400 до 480 тонн.

В конце 1929 года начале 1930-го в Акмолинске было построено временное паровозное депо на два стойла. Слесарей было 16 человек, паровозных бригад – 28. Однако уже в следующем году было сдано в эксплуатацию типовое паровозное депо на 7 стойл с приписным парком паровозов серии «ОВ», которые в 1933 году заменили серией «Э».

В трудные военные годы в депо кипела работа. Тогда осваивались паровозы серий «СО», «СОК», «ФД», «СУ», «ЕА».

– Значительную роль в работе железнодорожного транспорта в военный период сыграли женщины, которые заменили мужчин, ушедших на фронт. Работали они слесарями, кочегарами, машинистами и их помощниками, электросварщиками. Домохозяйки, жены железнодорожников активно участвовали в общественных мероприятиях трудовых коллективов, в уборке снега на железнодорожных путях, – рассказывает о тех нелегких временах директор депо Канат Жапаров.

В 1954 году, с началом освоения целинных и залежных земель, возникла необходимость замены паровозов на более мощную серию «Л».

Звездным часом депо можно назвать 1962 год. Тогда в депо начали производить частичную замену паровозного парка на тепловозный. Началась интенсивная подготовка кадров на электрическую тягу.

– С целью повышения общеобразовательного уровня паровозников, дающего право на переквалификацию на более сложную технику, в депо открылась школа рабочей молодежи. В 1964 году в Целиноградское депо прибыли электровозы серий ВЛ60, ВЛ60К, – продолжил Канат Дуйсенбаевич.

1975 год. В этом году, в связи с увеличением грузопотока на участке Экибастуз – Магнитогорск, электровозный парк заменился на более мощную серию ВЛ80, начиналось вождение длинносоставных поездов.

В 80-х годах начинается вождение так называемых «супертяжеловесных» поездов весом от 12 000 до 30 000 с лишним тонн. Графиковый вес поездов вырос с 6 000 до 9 000 тонн.

Из кладовой истории

1986-1987 годы. В 1986 году прибыла первая сплотка из четырех маневровых тепловозов серии ЧМЭЗ №№ 5292, 5284, 5288, 5269 с тепловозостроительного завода Чехословакии. В конце этого года и последующего 87-го из Чехословакии прибыли еще более усовершенствованные тепловозы этой серии с индексом ЧМЭ3Т. Они были оснащены реостатным тормозом с применением блоков электроники, позволяющим за счет этого увеличить мощность в несколько раз и экономично расходовать горюче-смазочные материалы.

В 1987 году в августе электропоезд ЭР9М№ 382 первым отправился на ст. Курорт-Боровое. С конца августа электропоезда стали курсировать на участке Целиноград – Атбасар – Анар.

Вся история локомотивного депо Астана отражена в музее предприятия. Здесь можно узнать, как оно развивалось, как выглядели первые поезда и инструменты для их ремонта. Но музей обещает расширяться. И стать настоящей кладовой истории всей железной дороги.

Новый век локомотивного депо

10 июня 2003 года введен в эксплуатацию первый и единственный в Казахстане электропоезд повышенной комфортности ЭД9МК007 для обслуживания участка Астана – Боровое – Кокшетау.

В июне 2004 года по заказу Правительства Республики Казахстан был запущен в эксплуатацию электровоз переменного тока KZ4A, курсирующий со скоростным поездом «Тулпар» между городами Астана и Алматы.

Немало изменений внес период реструктуризации железнодорожного транспорта. Так, в марте 2000 года локомотивное депо было разделено на ремонтное и эксплуатационное, а в декабре 2004 года из состава эксплуатационного локомотивного депо был выведен пункт технического осмотра локомотивов, и на его базе создан Астанинский локомотивный сервисный центр.

Курс на модернизацию

В 2005 году пассажирские локомотивы были оборудованы комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ-У), в 2006 году оборудовали часть грузовых локомотивов.

В том же году демонтированы радиостанции 42-РТМ, 72-РТМ и на тепловозы установлены РВ-1М цифрового качества. Из 32 тепловозов 16 по-прежнему ездили со старотипными радиостанциями, которые уже в текущем году модернизировали и оснастили новыми технологичными РВС (цифровая радиостанция), которые, по отзывам локомотивных бригад, качественнее и более просты в обращении.

2011 год ознаменовался самым глобальным переоснащением. Так, весь парк оборудовали новыми радиостанциями трех видов – РВ-1М, РВ-1,1М и РВС.

– Преимущества новых радиостанций – отсутствие шума, посторонних звуков, качество приема и передача связи в цифровом формате. Все 181 локомотив парка оснащены современными системами. Например, в настоящий момент на 29 тепловозах серий ЧМЭ3Т и ЧМЭ3 устанавливают регистратор переговоров локомотивной бригады (РПЛ), вся информация записывается на съемный диск, что облегчает работу при расследовании нештатных ситуаций, – рассказывает инженер по системам безопасности столичного депо Дмитрий Никулин.

Кроме того, в этом году пассажирский парк локомотивов пополнился 22 новыми электровозами KZ4Aс.

– В 2004 году у нас было 3 таких локомотива, в 2006 году мы получили еще 2 единицы, сейчас в нашем парке находится уже 27 новых KZ4Aс, – говорит директор Канат Жапаров. – Для повышения культуры производства и улучшения условий труда в прошлом году построено и введено в работу новое административное здание эксплуатационного локомотивного депо.

Здание построено по современным стандартам, просторные кабинеты и оснащение пришлись всем работникам по вкусу, ведь теперь созданы все условия для бесперебойной и качественной работы одного сложного механизма под названием ТЧЭ-11.

Нынешний год в цифрах

Пройдя по новому зданию локомотивного депо, мы еще раз убедились в том, что здесь работают замечательные, преданные своему делу, ответственные и квалифицированные люди. Их день начинается с раннего утра и заканчивается поздней ночью. Все они достойны уважения и добрых, теплых слов. Подкупило и гостеприимство здешних рабочих.

Именно таким оказался и следующий наш собеседник Андрей Витальевич Харин, который трудится здесь более 20 лет и отмечает, что за этот период многое изменилось в лучшую сторону. Сам он начинал с помощника машиниста, затем 6 лет отработал машинистом в грузовом движении, позже ездил и в пассажирском движении, сейчас на ответственной должности машиниста-инструктора по теплотехнике.

Андрей Витальевич рассказал нам о преимуществах еще одной новинки – АСКУЭ-ЦТ (системе коммерческого учета и экономии электроэнергии). Благодаря оснащению этой системой всех локомотивов депо уже сейчас наблюдается значительная экономия ресурсов.

– За один год мы добиваемся экономии электроэнергии до 5%, а электротяги – до 3%. АСКУЭ-ЦТ отличают более точные счетчики, автоматически вся информация переходит в центральный процессор в АО «Локомотив», что значительно облегчает ручной труд и снижает потери. В дальнейшем планируется установить на тепловозах такие счетчики для точного учета дизельного топлива, – отметил Андрей Витальевич.

– Нужно отметить, что АО «Локомотив» инициировало выплату премий локомотивным бригадам за экономию топлива и электроэнергии. Это стимулирует машинистов. Теперь среди локомотивных бригад идет соревнование за лучшие результаты по экономии топливно-энергетических ресурсов.

По его словам, благодаря оснащению новыми локомотивами скорость пассажирских поездов увеличилась до 120 км/ч, грузовых – до 80 км/ч.

– Это позволяет использовать кинетическую энергию для экономии электроэнергии. За счет этого мы достигли сокращения времени движения между станциями, повысили техническую скорость. Если 6 лет назад она была 49 км/ч, то сейчас увеличилась на 4 км.

– С начала юбилейного для депо года объем тонно-километровой работы выполнен на 101%, а к аналогичному периоду прошлого года – на 108%, – приводит цифры ведущий инженер-экономист Гаухар Наримбаева. - Выполнение общего пробега к техническому плану составило 103%. Линейный пробег локомотивов выполнен на те же 103%. Среднесуточная производительность локомотива составила 2 596 тыс. т-км, или 101%. Техническая скорость выполнена на 100%.

Показатели, как говорится, идут в гору.

Первоочередное внимание – людям

Коллектив депо – и это не раз находило подтверждение – грамотный, квалифицированный, способный справиться с любыми задачами, которые ставятся перед ним.

– Большую роль, считаю, играет преемственность. Сегодня в депо трудятся не только дети, но и внуки, правнуки первых специалистов, получившие представление о профессии, можно сказать, на генном уровне. В депо работают семейные династии Гошенко, Абельдиновых, Ашербековых, Ковинских, Гулак, Кужунтаевых, Немченко, Джайлибаевых, Алкеновых, Рябенко, – не без гордости отмечает Канат Жапаров.

В ТЧЭ-11 Астана работает 949 человек, из них 379 машинистов и 316 помощников машинистов. При этом нельзя не отметить, что в коллективе много молодежи – шутка ли, 359 человек, не достигших 30-летнего возраста. Представительниц прекрасной половины человечества 108.

В депо идет активная общественная жизнь, проводится много мероприятий. Поощрения к государственным и профессиональным праздникам, забота о пенсионерах, повышение квалификации молодых сотрудников – всему уделяется повышенное внимание. Так, за последние 5 лет 2 работника депо удостоены звания «Почетный железнодорожник», один работник получил звание «Үздік маман», есть награжденный нагрудным знаком «Кәсібі бойынша үздік», троих отметили медалью «Адал еңбегі үшін», двое удостоились нагрудного знака «Қозғалыс қауіпсіздігі үшін», более 200 человек со времени 75-летнего юбилея награждены почетными грамотами и благодарственными письмами. Осенью первое место в конкурсе «Инженер-расшифровщик 2011 года» присвоили старшему инженеру по расшифровке скоростемерных лент Галине Яковенко, которая с 2003 года работает в ТЧЭ-11. Образование и опыт помогли зарекомендовать себя и стать лучшей из 29 претендентов на это место.

– Были вопросы, которые относятся к сфере деятельности машиниста, но и расшифровщик, на мой взгляд, должен обладать такими знаниями. Наш труд очень ответственный, поэтому руководством ведется постоянный контроль. У нас принимают зачеты, экзамены, проходит аттестация по билетам. Думаю, накопленные знания и помогли мне занять призовое место, – поделилась Галина Яковенко, демонстрируя непонятные для человека со стороны ленты, шаблоны и инструкции.

Ежегодно обучаются и повышают квалификацию машинисты и помощники машинистов ТЧЭ-11 в ВФО Караганда и ВФО Павлодар. Проводятся спортивные соревнования, что объединяет людей.

– И впредь одной из первоочередных задач, которые мне предстоит решать как руководителю, считаю подготовку кадров, повышение их профессиональных навыков. В первую очередь – инструкторского состава, – делится Канат Дуйсенбаевич. – Я уверен: какие бы изменения ни происходили, неизменной останется традиция локомотивщиков трудиться на совесть.

А ведь и правда, железнодорожники в мороз и жару, снег и дождь, праздники и будни всегда на своем «боевом посту».

Отрадно, что не забывают в депо и пенсионеров, их на сегодня 198 человек. Ко Дню пожилых людей готовят продовольственные корзины, чаепития, согласно коллективному договору оказывается материальная помощь на оздоровление, предоставляются другие льготы.

– Спасибо за труд ветеранам, стоявшим у истоков создания предприятия. Они несли тяжелую ношу, и сегодня молодое поколение, пришедшее им на смену, должно сохранить традиции, заложенные их отцами и дедами. Думаю, что молодежь нас не подведет, – отметил директор ТЧЭ-11. – Мы живем интересами депо. По-прежнему важны высокая дисциплина, ответственность и профессиональные знания.

С юбилеем!

Сегодня локомотивное депо – устоявшийся механизм, который имеет мощный потенциал для развития.

Юбилей для здешних железнодорожников – «семейный» праздник, поэтому отметить его хотят в узком кругу работников сферы. Соберутся ветераны, молодые сотрудники, будет организована концертная программа, в ТЧЭ-11 есть свой хор, песни которого сопровождают все праздники. Отличившихся в работе отметят памятными призами, атмосфера праздника будет доброй и «домашней», поделился некоторыми секретами Канат Жапаров.

– Коллектив у нас хороший, дружный. Много настоящих передовиков, за которых в любом деле можно поручиться, – отмечает директор.

И в этом нет сомнений, ведь выполнение ответственных задач и показатели проделанной работы говорят сами за себя. А значит, мы можем быть уверены, что «штурвал» наших поездов в надежных руках.

Рената АРХАРОВА, Любовь РОВБА

Поделиться:
Популярные новости
1339 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4294 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее