Уважаемые коллеги!
Поздравляю Вас с Днем защитника Отечества и с Днем Победы! Каждый мужчина...
Железнодорожники берегут свою историю
Музею истории локомотивного эксплуатационного депо станции Жамбыл через два года исполнится 40 лет. Собранные по крупицам многочисленные материалы и уникальные экспонаты хранят в себе его историю со времени рождения в 1924 году и память о людях, ставших для современного поколения легендой.
Но о любви работников депо к своей профессии и истории говорят не только экспонаты музея, но и сама его ухоженная территория, на которой почетное место занимает паровоз по возрасту ненамного младше самого депо (1926 года выпуска).
Раньше здесь стоял еще более древний представитель локомотивной семьи, настоящий труженик Турксиба, паровоз серии Эш4161 1922 года выпуска. После гражданской войны страна Советов приобрела в Швеции 1000 таких паровозов, заплатив за них золотом.
В год 100летия железной дороги Казахстана он был доставлен в Астану и занял там почетное место. Оба труженика железной дороги исправно отслужили по 5060 лет. Во время Великой Отечественной войны они возили хлопок на заводы по производству патронов, табак на табачные фабрики, работали в прифронтовой полосе.
Само здание музея одно из самых больших в республике по занимаемой площади. Его территория около 300 квадратных метров. Да и по количеству экспонатов богаче его разве что центральный, республиканский.
Его заведующий Валерий Ахметшарифович успел изучить уже биографию каждого экспоната, документа, фотографии. Его речь настолько красочна и убедительна, что кажется, он сам был участником этих событий, лично знал легендарных тружеников депо.
Вот фото одного из первых машинистов локомотивов Сыздыка Опинова, он слыл самым грамотным машинистоминструктором Турксиба, разъясняет Валерий Биккужин.
А какой интересной была биография Дмитрия Кулагина! Он еще ребенком предотвратил крушение поезда в районе станции Тюлькубас. Несмотря на возраст, его приняли на работу водоналивайщиком, а по достижении совершеннолетия в локомотивную бригаду.
Среди машинистов локомотивного депо станции Джамбул были и бывший чапаевец Михаил Юдаков, и водитель прославленного красного командира Александра Пархоменко Иван Неклюдов, и первая казашкамашинист Забира Джусупова кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, и Таисия Воробьева машинист второго класса. Ее железнодорожный китель бережно хранится в музее.
А сколько семейных династий воспитало Жамбылское локомотивное депо! Скулковы, Тустыкбаевы, Рыжиковы, Карымсаковы… Биографии основателей династии уже стали историей и хранятся в музее, а потомки во втором, третьем и даже четвертом поколениях продолжают трудиться, пишут новые страницы.
Главная ценность музея, продолжая экскурсию, говорит наш гид, это подлинность музейных экспонатов.
Вот потемневшие от времени деревянные и металлические сундучки, с которыми отправлялись в поездку машинисты, помощники и кочегары.
А вот огромная буксировочная лапа, напоминающая увеличенную лопату, рельсы с демидовским клеймом, телефонный аппарат, медный станционный колокол, вылитый харьковскими мастерами. Его звук до сих пор чистый и приятный. Под стеклом бережно хранятся карманные часы, выдававшиеся машинистам. По ним они определяли прибытие на следующую станцию. Железная дорога во все времена строго соблюдала график движения.
Богатая экспозиция посвящена периоду Великой Отечественной войны.
Более 200 жамбылских железнодорожников воевали на фронтах Великой Отечественной, говорит хранитель истории. Они и там водили составы. Вот уникальная справка, выданная фронтовым командованием. В ней говорится, что жамбылский машинист Николай Алферин на немецком паровозе привел состав с боеприпасами и боевой техникой на железнодорожную станцию БерлинЛихтенберг.
Под стеклами стеллажей десятки боевых и трудовых наград железнодорожников, пожелтевшие от времени фронтовые письматреугольники, оружие и амуниция солдат, подшивки республиканских и областных газет, повествующих о работе локомотивного депо. Некоторые из них довольно уникальные.
Богат реликвиями и спортивный отдел музея. Работники локомотивного депо не только хорошие производственники, но и спортсмены. Об этом свидетельствуют десятки кубков, сотни грамот, фотографии.
Машинистинструктор Владимир Васильев хороший боксер, лыжник, снайпер в стрельбе из пистолета, заслуженный мастер спорта. Боксер Николай Мусаев, волейболисты Олег Мастюков и Борис Бондарев это все деповчане.
Руководство депо во все времена заботилось о музее. Уже в годы независимости Казахстана его площадь увеличилась сразу на 70 квадратных метров. Зал новейшей истории постоянно пополняется новыми экспонатами, подарками, свидетельствующими о достижениях локомотивного эксплуатационного депо.
Напоследок, уже когда мы собирались уходить из этого храма истории, Валерий Биккужин остановил нас у одного стенда с фотографиями. С него смотрят на нас все руководители депо, возглавлявшие его на протяжении 87 лет существования. Начинают список Константин Колпиков, Михаил Шалабаев, Василий Соловьев…
Во многом благодаря им вершилась история казахстанских железных дорог, хранящаяся в этом музее.
Василий МАЗУР,
фото Виктора БАРБАША
Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...