Уважаемые коллеги!
Поздравляю Вас с Днем защитника Отечества и с Днем Победы! Каждый мужчина...
Прошел месяц со дня возобновления пассажирского железнодорожного движения по маршруту Тараз Жанатас. Чтобы узнать мнение пассажиров, пользующихся пригородным поездом, ознакомиться с работой локомотивной бригады, убедиться в безопасном состоянии железнодорожного полотна, набраться впечатлений и поделиться ими с читателями, журналисты областной газеты отправились в путешествие.
На второй платформе, возле стоящего в гордом одиночестве вагона пригородного поезда «ТаразЖанатас», суетились люди. Контролер проверял на входе проездные билеты.
Пока тепловоз готовили к отправке в пригородный рейс, мы решили побеседовать с пассажирами.
Очень рады, что возобновили работу пригородного поезда из Тараза в Жанатас, улыбаясь, говорит машинист подъемных установок рудника «Молодежный», жительница Каратау Татьяна Ильинская. Я в отпуске была в гостях. Ночью приехала из Караганды, еду домой. На такси и в маршрутке дороже, да и не так комфортно. А здесь и полежать можно, и книжку почитать…
А нам, старикам, как хорошо, прислушавшись к нашему разговору, отмечает ветеран труда Геннадий Павлов. Едем с другом на природу отдохнуть. В поезд и вещей можно взять побольше, и удочки провезти в сезон рыбалки, и кошелки на грибы. Разве маршрутные микроавтобусы могут сравниться с поездом по комфортности? Лишь бы не отменили пригородный изза нерентабельности.
Пока беседовали, к вагону подкатил тепловоз. Он слегка подтолкул стоящий на рельсах вагон: мол, что, коллега, опять в рейс?
От станции Жамбыл до Каратау пригородный поезд ведет бригада в составе машиниста второго класса Сергея Алябьева и помощника машиниста Марата Салкинбекова. Он удивился:
Не могу поверить, что в пригородном вместе с нами поедут журналисты как простые пассажиры, да еще по заданию редакции!
Дежурный по станции объявляет об отправке пригородного поезда.
К отправлению готов!..
Приборы безопасности готовы!..
Справа порядок!..
Слева порядок!..
Локомотивный светофор зеленый!..
Замечаний нет. На выход зеленый…
Скорость 25, дублируют команды согласно регламенту машинист и его помощник.
Под колесами состава все быстрее и быстрее побежали рельсы.
Внимание, переезд! предупреждает помощник, на путях люди.
Подаю сигнал, отвечает машинист, и округу наполняют предупреждающие звуки тепловозного гудка.
Переезд свободный, дежурный по колее на месте, информирует помощник и объясняет, если в руках дежурного флажок свернут, значит, замечаний нет. Осматриваю прохождение поезда черед переезд и докладываю машинисту. Он же, в свою очередь, ведет осмотр своей, правой, стороны, а в это время я внимательно слежу за продвижением вперед.
За окном мелькают последние дома областного центра, выезжаем из города.
Без замечаний проезжаем еще один неохраняемый переезд и подъезжаем к станции Бурыл.
Здесь стоянка длится всего одну минуту. За это время пассажиры, которые стоят на перроне, должны успеть совершить посадку, чтобы поезд, не нарушая графика движения, смог вовремя отправиться дальше, к станции Шайкурук.
Отправляемся без замечаний, соблюдая график движения. Приближаемся к достаточно крупному железнодорожному узлу. Это и есть станция Шайкурук. Пока стоим, более подробно знакомлюсь с помощником машиниста. Марат Салкинбеков на железной дороге с 1980 года. Окончил курсы помощников, затем получил профессию машиниста тепловозов в Алматы. Вырастил трех детей сына и двух дочерей. Помощником машиниста работает потому, что в Кордайском филиале Жамбылского локомотивного эксплуатационного депо пока нет вакансий машинистов. На пригородном поезде ТаразЖанатас с первого дня возобновления движения. Никаких экстраординарных случаев, сбоев техники пока не было.
За тепловозом смотрим, ухаживаем за ним, как за членом бригады, поддерживаем в отличном состоянии, и он не подводит нас, вполне серьезно заявляет Марат Салкинбеков, как будто речь идет о живом существе. Что касается маршрута движения, то самым опасным и сложным считается перегон ЖамбылШайкурук. Здесь самое оживленное движение, на переездах скапливается много автомашин. Нужно быть предельно внимательными. Ведь тормозной путь тепловоза около 600 метров, а лихачи стараются иногда проскочить и на меньшем расстоянии.
На участке ЖамбылШайкурукАса недавно провели капитальный ремонт пути, рассказывает машинист Сергей Алябьев. Это позволило поднять здесь скорость до 70 километров. Стало меньше разъездов. Отменена также блокировка на этом блокучастке. Есть у нас даже такая роскошь, как «бархатный путь».
Сейчас мы по нему следовали. Уложены рельсы длиной 1200 метров, стыки стали реже и даже не чувствуются. После станции Аса опять перейдем на среднюю 50 километров в час.
Во время стоянки в Асе в кабину тепловоза зашел дежурный по станции и поинтересовался, как проходит рейс.
Машинист с помощником опять проверяют работу приборов и без замечаний согласно графику пригородный отправляется дальше.
За окном мелькают зеленые луга, на которых пасется скот. Хрустально чистый воздух врывается через открытые окна и щекочет ноздри приятным запахом трав и цветов. В едва обозримой дали кажется, что железная дорога будто лестница упирается в небо. А мы не едем по поверхности земли, а карабкаемся кудато ввысь…
Отвлекаюсь порядок слева!
Отвлекаюсь порядок справа! по очереди осматривая путь через боковые окна и дублируя друг друга, придерживаясь регламента переговоров, перекликаются помощник и машинист.
Получив разрешение машиниста, помощник надевает наушники средства индивидуальной защиты от шума и отправляется в машинное отделение для осмотра работы двигателя.
Докладывает, что все параметры соответствуют норме. На 37м разъезде сели пассажиры. Солнце поднимается выше, в кабине становится жарко.
Это еще ничего, успокаивает машинист. Летом будет намного жарче. В тепловозах есть звуко и шумоизоляция. Она защищает в какойто степени и от жары летом, и от холода зимой. А вот в электровозах еще хуже. Там зимой бригаде даже у нас на юге валенки выдают.
Перед переездом тепловоз снижает скорость до 15 километров впереди через рельсы проходит свора собак. Машинист успокаивает:
Мы всячески стараемся не допускать столкновений с животными. Снижаем скорость, подаем сигналы.
На станцию Каракемер прибываем строго по графику.
Видя мою заинтересованность беседой по громкоговорящей связи с дежурным по станции, Сергей Алябьев объясняет, что все такие разговоры дежурные по станции записывают на магнитофон. По этим записям выясняются спорные моменты. Но в большинстве ответственность несет всетаки локомотивная бригада. Именно она должна своими действиями предотвратить любое происшествие: вовремя увидеть, предусмотреть, правильно отреагировать.
На железную дорогу Сергей пришел сразу после демобилизации из армии. В 1981 году он уже работал помощником машиниста тепловоза. После окончания семимесячных курсов в 1983 году получил права машиниста. Затем, после обучения в Алматы и присвоения второго класса, стал водить пассажирские поезда. В основном работал на этом пригородном и до его отмены, и сразу же после возобновления движения. Женат, имеет двух детей сына и дочку. Есть внучка дедушкина радость и утеха.
У станции Жума пересекаем по мосту маленькую речку. Невдалеке на водопое резвятся лошади. Табунщики отгоняют их подальше от железнодорожного полотна, и мы без проблем продвигаемся дальше.
Уже на станции Сергей объясняет, что все случаи, когда приходится сбавлять скорость, фиксирует прибор, который называется скоростемер своеобразный «черный ящик» тепловоза, записывающий на перфоленту все манипуляции машиниста тормозами. Лента после рейса отдается на расшифровку, и по ней посекундно можно определить, где и на каком участке в определенное время был поезд, на какой скорости ехал.
Между станциями Жума и Тамды пять разъездов с обязательной одноминутной остановкой. На каждой из них выходят и заходят пассажиры, много школьников, которые поездом добираются в школу.
Машинист с ностальгией вспоминает те времена, когда по этому маршруту ходили 20 тепловозов. Да и к тепловозам в те времена прицепляли не один, а до десяти вагонов.
При подъезде к станции Тамды нас приветствует бригада ремонтников, вдали уже хорошо виднеется Каратауский горный хребет. Поезд пересекает мост через речку, соединяющую озера Биликуль и Аккуль. Как подсказывает Сергей, очень рыбные места. Когда откроется сезон, рыбаков здесь будет больше, чем комаров.
А вот и очередное приключение. Сторожевые собаки решили посоперничать со скоростью тепловоза, забежали на железнодорожное полотно и упорно не хотят дать поезду дорогу. Пришлось опять сбавить скорость и с помощью пронзительного гудка заставить их уйти с пути…
Какая интересная гряда гор! восклицаю на последнем перед Каратау перегоне с остановкой на минуту.
Это наша «спящая красавица», объясняет помощник машиниста. Если хорошо присмотритесь, увидите лицо, нос, бюст и точеную фигурку отдыхающей на спине девушки. Даже иностранцы специально приезжают в Каратау, чтобы увидеть и заснять это чудо природы.
Марат опять удаляется в машинное отделение. Нужно готовить тепловоз к сдаче другой бригаде.
Точно по графику приезжаем на станцию Каратау. Рейс прошел без нарушений. Сергей вносит последние данные в документы.
Подводя итоги поездки, можно с уверенностью сказать, что возобновление пассажирского маршрута из Тараза в отдаленные промышленно перспективные города Каратау и Жанатас имеет много положительных моментов как для железнодорожников, так и для населения близлежащих поселков.
Жители области получили возможность беспроблемного передвижения по региону на самом дешевом и безопасном виде транспорта.
Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...