Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
3312 / 01.06.2011 07:31

Дорога жизни

Прошел месяц со дня возобновления пассажирского железнодорожного движения по маршруту Тараз ­ Жанатас. Чтобы узнать мнение пассажиров, пользующихся пригородным поездом, ознакомиться с работой локомотивной бригады, убедиться в безопасном состоянии железнодорожного полотна, набраться впечатлений и поделиться ими с читателями, журналисты областной газеты отправились в путешествие.

На второй платформе, возле стоящего в гордом одиночестве вагона пригородного поезда «Тараз­Жанатас», суетились люди. Контролер проверял на входе проездные билеты.

Пока тепловоз готовили к отправке в пригородный рейс, мы решили побеседовать с пассажирами.

­ Очень рады, что возобновили работу пригородного поезда из Тараза в Жанатас, ­ улыбаясь, говорит машинист подъемных установок рудника «Молодежный», жительница Каратау Татьяна Ильинская. ­ Я в отпуске была в гостях. Ночью приехала из Караганды, еду домой. На такси и в маршрутке дороже, да и не так комфортно. А здесь и полежать можно, и книжку почитать…

­ А нам, старикам, как хорошо, ­ прислушавшись к нашему разговору, отмечает ветеран труда Геннадий Павлов. ­ Едем с другом на природу отдохнуть. В поезд и вещей можно взять побольше, и удочки провезти в сезон рыбалки, и кошелки на грибы. Разве маршрутные микроавтобусы могут сравниться с поездом по комфортности? Лишь бы не отменили пригородный из­за нерентабельности.

Пока беседовали, к вагону подкатил тепловоз. Он слегка подтолкул стоящий на рельсах вагон: мол, что, коллега, опять в рейс?

От станции Жамбыл до Каратау пригородный поезд ведет бригада в составе машиниста второго класса Сергея Алябьева и помощника машиниста Марата Салкинбекова. Он удивился:

­ Не могу поверить, что в пригородном вместе с нами поедут журналисты как простые пассажиры, да еще по заданию редакции!

Дежурный по станции объявляет об отправке пригородного поезда.

­ К отправлению готов!..

­ Приборы безопасности готовы!..

­ Справа ­ порядок!..

­ Слева ­ порядок!..

­ Локомотивный светофор зеленый!..

­ Замечаний нет. На выход ­ зеленый…

­ Скорость ­ 25, ­ дублируют команды согласно регламенту машинист и его помощник.

Под колесами состава все быстрее и быстрее побежали рельсы.

­ Внимание, переезд! ­ предупреждает помощник, ­ на путях ­ люди.

­ Подаю сигнал, ­ отвечает машинист, и округу наполняют предупреждающие звуки тепловозного гудка.

­ Переезд ­ свободный, дежурный по колее ­ на месте, ­ информирует помощник и объясняет, если в руках дежурного флажок свернут, значит, замечаний нет. Осматриваю прохождение поезда черед переезд и докладываю машинисту. Он же, в свою очередь, ведет осмотр своей, правой, стороны, а в это время я внимательно слежу за продвижением вперед.

За окном мелькают последние дома областного центра, выезжаем из города.

Без замечаний проезжаем еще один неохраняемый переезд и подъезжаем к станции Бурыл.

Здесь стоянка длится всего одну минуту. За это время пассажиры, которые стоят на перроне, должны успеть совершить посадку, чтобы поезд, не нарушая графика движения, смог вовремя отправиться дальше, к станции Шайкурук.

Отправляемся без замечаний, соблюдая график движения. Приближаемся к достаточно крупному железнодорожному узлу. Это и есть станция Шайкурук. Пока стоим, более подробно знакомлюсь с помощником машиниста. Марат Салкинбеков на железной дороге с 1980 года. Окончил курсы помощников, затем получил профессию машиниста тепловозов в Алматы. Вырастил трех детей ­ сына и двух дочерей. Помощником машиниста работает потому, что в Кордайском филиале Жамбылского локомотивного эксплуатационного депо пока нет вакансий машинистов. На пригородном поезде Тараз­Жанатас ­ с первого дня возобновления движения. Никаких экстраординарных случаев, сбоев техники пока не было.

­ За тепловозом смотрим, ухаживаем за ним, как за членом бригады, поддерживаем в отличном состоянии, и он не подводит нас, ­ вполне серьезно заявляет Марат Салкинбеков, как будто речь идет о живом существе. ­ Что касается маршрута движения, то самым опасным и сложным считается перегон Жамбыл­Шайкурук. Здесь самое оживленное движение, на переездах скапливается много автомашин. Нужно быть предельно внимательными. Ведь тормозной путь тепловоза ­ около 600 метров, а лихачи стараются иногда проскочить и на меньшем расстоянии.

­ На участке Жамбыл­Шайкурук­Аса недавно провели капитальный ремонт пути, ­ рассказывает машинист Сергей Алябьев. ­ Это позволило поднять здесь скорость до 70 километров. Стало меньше разъездов. Отменена также блокировка на этом блок­участке. Есть у нас даже такая роскошь, как «бархатный путь».

Сейчас мы по нему следовали. Уложены рельсы длиной 1200 метров, стыки стали реже и даже не чувствуются. После станции Аса опять перейдем на среднюю ­ 50 километров в час.

Во время стоянки в Асе в кабину тепловоза зашел дежурный по станции и поинтересовался, как проходит рейс.

Машинист с помощником опять проверяют работу приборов и без замечаний согласно графику пригородный отправляется дальше.

За окном мелькают зеленые луга, на которых пасется скот. Хрустально чистый воздух врывается через открытые окна и щекочет ноздри приятным запахом трав и цветов. В едва обозримой дали кажется, что железная дорога будто лестница упирается в небо. А мы не едем по поверхности земли, а карабкаемся куда­то ввысь…

­ Отвлекаюсь ­ порядок слева!

­ Отвлекаюсь ­ порядок справа! ­ по очереди осматривая путь через боковые окна и дублируя друг друга, придерживаясь регламента переговоров, перекликаются помощник и машинист.

Получив разрешение машиниста, помощник надевает наушники ­ средства индивидуальной защиты от шума ­ и отправляется в машинное отделение для осмотра работы двигателя.

Докладывает, что все параметры соответствуют норме. На 37­м разъезде сели пассажиры. Солнце поднимается выше, в кабине становится жарко.

­ Это еще ничего, ­ успокаивает машинист. ­ Летом будет намного жарче. В тепловозах есть звуко­ и шумоизоляция. Она защищает в какой­то степени и от жары летом, и от холода зимой. А вот в электровозах ­ еще хуже. Там зимой бригаде даже у нас на юге валенки выдают.

Перед переездом тепловоз снижает скорость до 15 километров ­ впереди через рельсы проходит свора собак. Машинист успокаивает:

­ Мы всячески стараемся не допускать столкновений с животными. Снижаем скорость, подаем сигналы.

На станцию Каракемер прибываем строго по графику.

Видя мою заинтересованность беседой по громкоговорящей связи с дежурным по станции, Сергей Алябьев объясняет, что все такие разговоры дежурные по станции записывают на магнитофон. По этим записям выясняются спорные моменты. Но в большинстве ответственность несет все­таки локомотивная бригада. Именно она должна своими действиями предотвратить любое происшествие: вовремя увидеть, предусмотреть, правильно отреагировать.

На железную дорогу Сергей пришел сразу после демобилизации из армии. В 1981 году он уже работал помощником машиниста тепловоза. После окончания семимесячных курсов в 1983 году получил права машиниста. Затем, после обучения в Алматы и присвоения второго класса, стал водить пассажирские поезда. В основном работал на этом пригородном ­ и до его отмены, и сразу же после возобновления движения. Женат, имеет двух детей ­ сына и дочку. Есть внучка ­ дедушкина радость и утеха.

У станции Жума пересекаем по мосту маленькую речку. Невдалеке на водопое резвятся лошади. Табунщики отгоняют их подальше от железнодорожного полотна, и мы без проблем продвигаемся дальше.

Уже на станции Сергей объясняет, что все случаи, когда приходится сбавлять скорость, фиксирует прибор, который называется скоростемер ­ своеобразный «черный ящик» тепловоза, записывающий на перфоленту все манипуляции машиниста тормозами. Лента после рейса отдается на расшифровку, и по ней посекундно можно определить, где и на каком участке в определенное время был поезд, на какой скорости ехал.

Между станциями Жума и Тамды ­ пять разъездов с обязательной одноминутной остановкой. На каждой из них выходят и заходят пассажиры, много школьников, которые поездом добираются в школу.

Машинист с ностальгией вспоминает те времена, когда по этому маршруту ходили 20 тепловозов. Да и к тепловозам в те времена прицепляли не один, а до десяти вагонов.

При подъезде к станции Тамды нас приветствует бригада ремонтников, вдали уже хорошо виднеется Каратауский горный хребет. Поезд пересекает мост через речку, соединяющую озера Биликуль и Аккуль. Как подсказывает Сергей, очень рыбные места. Когда откроется сезон, рыбаков здесь будет больше, чем комаров.

А вот и очередное приключение. Сторожевые собаки решили посоперничать со скоростью тепловоза, забежали на железнодорожное полотно и упорно не хотят дать поезду дорогу. Пришлось опять сбавить скорость и с помощью пронзительного гудка заставить их уйти с пути…

­ Какая интересная гряда гор! ­ восклицаю на последнем перед Каратау перегоне с остановкой на минуту.

­ Это наша «спящая красавица», ­ объясняет помощник машиниста. ­ Если хорошо присмотритесь, увидите лицо, нос, бюст и точеную фигурку отдыхающей на спине девушки. Даже иностранцы специально приезжают в Каратау, чтобы увидеть и заснять это чудо природы.

Марат опять удаляется в машинное отделение. Нужно готовить тепловоз к сдаче другой бригаде.

Точно по графику приезжаем на станцию Каратау. Рейс прошел без нарушений. Сергей вносит последние данные в документы.

Подводя итоги поездки, можно с уверенностью сказать, что возобновление пассажирского маршрута из Тараза в отдаленные промышленно перспективные города Каратау и Жанатас имеет много положительных моментов как для железнодорожников, так и для населения близлежащих поселков.

Жители области получили возможность беспроблемного передвижения по региону на самом дешевом и безопасном виде транспорта.

Поделиться:
Популярные новости
1347 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4301 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее