Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Профессионалы стальных магистралей
6004 / 27.05.2011 11:56

Профессионалы стальных магистралей

Работники филиала АО «Локомотив» - «Актюбинского эксплуатационное локомотивное депо», идя на работу, часто останавливаются на мосту через железнодорожные пути, чтобы полюбоваться на свое предприятие. За 108 лет существования оно превратилось в своеобразный музей промышленной архитектуры.

Его вид действительно впечатляет. С переходного моста все воспринимается как настольная модель железной дороги. Ни для кого не секрет, что сегодня железная дорога является одной из главных артерий экономики страны. И здесь самой почетной была и остается профессия машиниста. Именно его самоотверженный труд и днем и ночью, и в жару и в стужу, и в дождь и в ветер обеспечивает бесперебойный цикл перевозочного процесса, безопасность и сохранность перевозимого груза и пассажиров.

ИСТОРИЯ ОДНОГО МАШИНИСТА

За свои почти 40 лет службы на железной дороге Мыккара АЛЕУОВ никем иным, как машинистом тепловоза, себя не представлял. Семья Мыккары Жасанбергеновича жила на разъезде в 16 ауле Шалкарского района, его отец трудился путейцем. С детских лет маленький Мыккара выбегал из дома и долгим взглядом провожал громыхающие вереницы вагонов. Как движутся эти громадные «железяки» и что приводит их в действие? Для детского сознания это оставалось вечной загадкой.

Когда пришло время старшему из сыновей идти в школу, семья Алеуовых переехала в райцентр. Хозяин дома устроился в локомотивное депо станции Шалкар. И у юного Мыккары появилась возможность после окончания школы отправиться вслед за отцом, смышленого юношу приняли в депо слесарем по ремонту локомотивов. Затем была служба в армии, служил в сухопутных войсках, водил танки. Было достаточно времени, чтобы сравнить одну технику с другой, и убедиться, что заманчивее всего все же тепловозы.

После возвращения в родное депо парня отправили на курсы помощников машиниста тепловоза, а затем и на курсы машинистов.

С тех пор он и стоит у контроллера. И никогда в его жизни не случалось, чтобы он разочаровался в своей детской мечте. Коллеги считают Мыккару Жасанбергеновича строгим и требовательным работником, помощники машиниста во время рейса прислушиваются к его замечаниям.

- Когда я на позиции, отключаюсь от происходящего вокруг, для меня важны безопасность и сохранность пассажиров и груза, которые я везу, - говорит он.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

- В советское время было такое, что машинист имел право в случае чего звонить напрямую даже министру путей сообщения. Вот какая значимая роль у машиниста! - подключается к разговору коллега Мыккары Алеуова машинист-инструктор актюбинского локомотивного эксплуатационного депо Урдабай САРКУЛОВ. - В кабине тепловоза находился «красный» телефон. Им никто не имел право пользоваться, даже начальник дороги.

В этом году Урдабаю Ахметсаровичу исполнится 63 года, но на пенсию ударник труда не торопится.

- Не смогу прожить без любимого дела, - с улыбкой говорит он. – Наверно, даже на заслуженном отдыхе буду каждый день приходить и делиться опытом с молодыми.

Кстати, Урдабай Саркулов много лет бок о бок проработал с нашим первым собеседником. Правда, Урдабай Ахметсарович был начальником шалкарского депо, а Мыккара Жасанбергенович – в составе локомотивной бригады.

- Мы были этакой микроколонной, - в один голос продолжают сотоварищи. – Можно даже сказать, семьей, ведь в этой профессии нужно быть единым целым, доверять друг другу.

Большую часть своей жизни, а именно 40 лет, Урдабай Ахметсарович проработал в этой сфере деятельности. Оказалось, что наш собеседник уроженец Челябинской области (Россия). В советское время семья решила переехать на историческую родину, в Шалкарский район. Юному Урдабаю пришлось заканчивать сельскую железнодорожную школу. Она была единственной, где обучали на русском языке. После чего всем выпускникам (причем наш герой завершил обучение с красным дипломом) предложили поступать в специализированный вуз в городе Харьков (Россия).

Закончив в 1971 году железнодорожный институт, по специальности инженер-механик тепловоза и тепловозного хозяйства, по направлению попал в шалкарское локомотивное депо. Трудился в разных областях железнодорожной деятельности, пару лет назад перевелся в актюбинское эксплуатационное депо. Теперь он является наставником локомотивных бригад, причем лучшим в своей профессии, он - лучший машинист-инструктор.

Дети Урдабая Ахметсаровича решили продолжить династию железнодорожников. Старший сын, закончив актюбинский технический колледж, устроился в депо сначала слесарем, теперь занимает должность локомотивного диспетчера.

СЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ

В актюбинском локомотивном эксплуатационном депо трудится более 500 человек. И все эти люди небезразличные к своей профессии. Возможно, поэтому железнодорожное предприятие считается одним из ведущих по Западному региону, образцовым, которое справляется с плановыми задачами, верно храня традиции Турксиба.

- Нашей основной задачей является удовлетворение потребностей локомотивной тяги в перевозках пассажиров и грузов на полигоне Илецк-Актобе-Жем при безусловном обеспечении безопасности движения поездов и сохранности грузов, - прокомментировал директор филиала АО «Локомотив» актюбинского локомотивного эксплуатационного депо Нурлан КУЧЕРБАЕВ. – По итогам 2010 года и за 4 месяца текущего года по депо выполнены все качественные и количественные показатели, при этом обеспечена безопасность движения и охрана труда.

- С начала этого года, за четыре месяца, с января по апрель, по перевозкам, перевыполнили план на 104,7%. И это при том, что расход топливно-энергетических ресурсов минимальный, - доложил заместитель директора по производству АО «Локомотив» актюбинского локомотивного эксплуатационного депо Талгат МЕДЕУБАЕВ.

За сухими цифрами отчетов скрывается профессионализм и мастерство локомотивных бригад.

- Благодаря их слаженной работе, мы имеем такие высокие показатели и считаемся передовым предприятием. Ведь неграмотное вождение локомотива тоже имеет свое влияние на показатели, что приводит к лишнему расходу нормы времени, идет пережог топлива. В общем, отражается на всей производственной деятельности, а у нас за последний период не было ни одного случая брака, внеплановых ремонтов локомотива и нареканий в поездной или маневровой работе. Это о многом говорит, - заключил Талгат Жолдыевич.

В кабинете расшифровки скоростемерных лент, которые локомотивные бригады сдают после каждой смены дежурному депо, ведут контроль обеспечения безопасности.

- Результаты расшифровки скоростемерных лент показывают действия локомотивных бригад в пути следования, результаты по вождению поездов, правильному управлению тормозами и, соответственно, выявляют нарушения, если таковые имеются. Для пассажирского движения ввели систему безопасности КЛУБ. То есть машинист тепловоза сдает уже не ленту, а кассету, ею забивается электронная карта. Результаты дешифрации кассет также показывает правильность действия локомотивных бригад в пути следования, - рассказал машинист-инструктор по тормозам АО «Локомотив» актюбинского локомотивного эксплуатационного депо Серик АХМЕТОВ.

После Нурлан Юрьевич продолжил рассказ о том, что их организация имеет более чем вековую историю своего становления.

…1903 год. Именно тогда началось движение поездов по участку Оренбург-Актюбинск.

- Коллектив депо славится и гордится трудовыми династиями, которые продолжают дело своих отцов, дедов и прадедов – это Алеуов, Тайпаков, Альмаханов, Карнаков. В разные годы работниками депо были Герой Советского Союза Григорий Мясоедов, почетный гражданин города Сержан Жаманкулов, ныне действующий президент АО «Локомотив» Марат Медеубаев и многие руководители железнодорожной отрасли Казахстана, - продолжил Нурлан Кучербаев.

Кстати, Нурлан Юрьевич тоже продолжает славные семейные традиции. Его дед, отец и теперь он сам являются уважаемыми железнодорожниками. Сын Нурлана Юрьевича тоже пошел по его стопам. Так что можно говорить уже о четвертом поколении железнодорожников в семье Кучербаевых.

- В настоящее время локомотивными бригадами нашего депо с 1997 года впервые в Казахстане освоена эксплуатация тепловозов модернизированных по технологии «Дженерал Электрик». Шагая в ногу с экономикой Казахстана, работники депо активно участвуют в развитии локомотивного хозяйства, внедряя передовой опыт вождения поездов, совершенствуя свои знания и навыки, постоянно повышая профессиональный уровень, участвуя в реструктуризации локомотивного хозяйства, направленной на существенное повышение эффективности и качества услуг локомотивной тяги.

МАШИНИСТ НА ВЕКА

Воспоминаниями о прошлом и планами на будущее наши собеседники делятся уже во дворе локомотивного депо. Между железнодорожными путями и административными зданиями нашлось место для уютного сквера, где после трудовых будней отдыхают деповчане. Неподалеку от беседки находится памятник профессии машиниста, который установили в прошлом году по инициативе совета ветеранов актюбинского эксплуатационного локомотивного депо. Эта архитектурная композиция - единственная в Казахстане, а возможно, и на всем постсоветском пространстве, в этом ее уникальность.

Еще пару шагов и видим еще один памятник – древнему паровозу, презентованный восемь лет назад в честь 100-летия предприятия.

Все говорит о том, что территорию обустраивали с любовью. Впрочем, именно так и должно выглядеть образцовое предприятие.

- Машинисты локомотива составляют авангард роты железнодорожников. Это - ключевая фигура и профессия номер один на железнодорожном транспорте. Это почетная и интересная работа, - сказал во время церемонии открытия памятника профессии машиниста первый вице-президент АО «Локомотив» Казезкан ЖУМАТАЕВ.

Скульптура высотой больше трех метров представляет собой фигуру машиниста в форменной одежде, носить которую всегда почетно. В его руках «шарманка» - специальный ящик-сумка для продуктов и личных вещей машиниста, который он брал с собой в поездку. Памятник ярко передает мужество, энергию и оптимизм машиниста, гордого за свою профессию. Скульптура символизирует, что главное в любой профессии - это люди. Памятник изготовлен из железобетона и покрыт бронзой.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОРЯДОК

Пожалуй, самым важным в работе локомотивных бригад является беспрекословное соблюдение правил и техники безопасности. Обучают «железным» порядкам в специальном кабинете охраны труда, который впервые организовали в локомотивном эксплуатационном депо в 2005 году. Здесь все в соответствии с современными требованиями: крупномасштабные схемы локомотивов, плакаты, мультимедийные кинопроекторы и другой иллюстративный материал. Новички, которые вновь прибывают в локомотивное депо, первым делом проходят здесь вводный инструктаж.

- Мы рассказываем и одновременно наглядно демонстрируем с помощью специально подготовленного видеоматериала, как должен работать работник, - рассказывает ведущий инженер по охране труда и технике безопасности филиала АО «Локомотив» актюбинского эксплуатационного депо Гульнур КУЗЕМБАЕВА.

Для учебы также организован технический кабинет, где более опытные сотрудники депо рассказывают молодым коллегам о конструкции локомотивов, проводят занятия по правилам техники эксплуатации, изучают инструкции по движению поездов и маневровой работе. Каждый деповчанин в свободное от работы время четыре раза в месяц посещает эти занятия.

- Кабинет оснащен особыми тренажерами по управлению подвижным составом. Материалы по безопасности движения каждый раз обновляются, - рассказывает машинист-инструктор по обучению филиала АО «Локомотив» актюбинского эксплуатационного депо Урдабай САРКУЛОВ. – Во время занятий рассматриваем все возможные ошибки машинистов и их помощников. Таким образом, повышаем профессиональный уровень. Специально разрабатываем план, согласно которому утверждается расписание занятий и посещение. Здесь же объясняем, как выйти из положения в случае неисправности или при выходе из строя того или иного аппарата. Ведь машинист - единственный человек в тепловозе, который может увидеть неисправность или ошибку связиста, путейца или вагонника и предотвратить угрозу безопасности движения.

ОТРАСЛЕВОЕ ПОСОБИЕ

Работникам локомотивных бригад по достижению возраста 59 лет АО «Локомотив» выплачивает отраслевое пособие.

- Пособие дает право на объединение социально-экономических и правовых гарантий. Локомотивные бригады, в которых нужно отработать не менее 12,5 лет без отрыва от производства, имеют право получать это пособие, - пояснила менеджер по кадрам филиала АО «Локомотив» актюбинского эксплуатационного депо Райса МЕДЕУБАЕВА. – На сегодняшний день пособие получают в нашем депо 25 человек. Также ежегодно для наших сотрудников выделяются санаторно-курортные путевки. В этом году уже выдано порядка 40 путевок.

Машинистов локомотива называют «голубой кровью» железной дороги, возводя эту профессию в ранг элитных. В актюбинском локомотивном эксплуатационном депо почетным и уважаемым железнодорожникам стараются создать комфортные условия для работы и отдыха, ведь и они отдаются своей работе на 100%. Ведь нельзя забывать, что их работа требует не только самоотдачи, определенных знаний, навыков, но еще и ответственности за судьбу пассажиров и доставку грузов.

Фотогалерею по данной новости можно посмотреть здесь

Поделиться:
Популярные новости
1345 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4301 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее