Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2452 / 12.05.2011 17:55

Человек труда

Ветеран войны и труда Сергей Григорьевич Ефремов всю жизнь работал с техникой. В войну готовил к боевым вылетам самолёты, а в мирное время имел дело сначала с паровозами, а потом и с тепловозами. Ушёл на заслуженный отдых в 1978 году, отработав на железной дороге машинистом 32 года. Что было самым главным в жизни Сергея Григорьевича? Труд. Он считает, что война – это тоже ратный труд,

тяжёлый, опасный…

Родился Сергей Ефремов в 1923 году в селе Дегтярные Борки Ухоловского района Рязанской области. В 1932 году его отец был сочтён врагом народа, и семью выслали в Казахстан.

- В Павлодаре тогда было голодно, люди умирали, - вспоминает Сергей Григорьевич, - и порой умерших на улице некому было хоронить. Страшное было время.

Однако трудолюбивая семья выжила.

В феврале 1941 года Сергея Ефремова призвали в ряды Советской Армии, а там и война. В результате отслужил гораздо дольше, чем предполагалось. Демобилизовался в 1948 году. Служил авиамехаником в одной из эскадрилий 265 лётной дивизии третьего авиакорпуса, дислоцировавшейся на южном направлении. Тихорецкая – Краснодар, а потом через Днепропетровск – в Крым. Авиация никогда не располагалась близко к передовой, но это не значит, что опасности не было, она была всегда. Но, невзирая на опасность, нужно выполнять свой долг, и Сергей Григорьевич выполнял его на совесть. Свидетельством тому - орден Отечественной Войны второй степени и пятнадцать медалей, среди которых и медаль «За боевые заслуги».

Врезался Сергею Григорьевичу в память военный эпизод, как доставляла в часть севший на вынужденную посадку самолёт группа из пяти человек аэродромной обслуги. Хвост грузили на полуприцеп, закрепляли, и военный тягач «ЗИЛ» тащил самолёт по разбитым военным дорогам. На хлипкой переправе через реку самолётное колесо слетело с мостков. Поднять – никак. А по дороге – интенсивное движение, рокада.

- Собралось вокруг солдат, офицеров, - рассказывает Сергей Григорьевич. – Костерят нас на чём свет стоит, мол, раззявы. А если бомбёжка? А тут такое скопление людей и техники из-за нашего самолёта. Но всё кончилось благополучно, неисправный самолёт едва ли не на руках втащили обратно на мостки и помогли переправиться.

После демобилизации лётная школа в городе Вольске, оконченная Сергеем Григорьевичем, не понадобилась. Слишком большим оказался военный «перерыв», и для того, чтобы работать в гражданской авиации, нужно было переучиваться. Так Сергей Григорьевич «спустился на землю». На земле тоже было интересно – устроился кочегаром на паровоз «ОВ», который в депо ласково именовали «овечкой». Казалось бы, простая работа – бери больше, кидай дальше, пока летит, отдыхай. Однако, по мнению Сергея Григорьевича, топить паровоз тоже нужно умеючи, иначе уголь комом встанет, и топка нужной температуры не даст.

Сергей Григорьевич Ефремов, примерный ученик машиниста Ивана Калинина, топить паровоз умел хорошо, именно поэтому его направили на курсы машинистов паровоза, окончив которые он проработал на железной дороге всю жизнь.

Разговаривая со старым машинистом, я узнала много любопытного. К примеру, то, что рейс из Павлодара в Экибастуз на уже упомянутой «овечке», требовал почти два десятка тонн угля. Это ж сколько кочегару перекидать надо! Ещё, что после войны железной дороги в Павлодаре было раз, два и обчёлся, только так называемое «плечо»: от Павлодара до Экибастуза, да от Павлодара до Кулунды.

- Самая кипучая работа пошла, - рассказывает Сергей Григорьевич. – Когда целину поднимать начали. Огромный поток грузов, людей, едва успевали. По закону машинист не может работать более двенадцати часов подряд. Утомление, потеря внимания, а ответственность высока. Однако в это норму часто не укладывались, и приходилось запрашивать у руководства разрешение на продление срока непрерывной работы.

Паровозы послужили поколению Ефремова не только на перевозке грузов. Не хватало тогда в Павлодаре жилья, строили хозспособом – лили из шлакобетона одноэтажные домишки. Благо, шлак был собственный – паровозный. В таком шлакобетонном домике Сергей Григорьевич живёт и сейчас. Долговечен паровозный шлак, помноженный на цемент.

У Сергея Григорьевича две дочери и внук, машинист тепловоза. Тешит сердце деда то, что внук пошёл по его стопам. Значит, не зря мальчика тянуло к дедовым «железякам».

Ветеран уже стар, и не может, как раньше, пойти на стадион, «поболеть» за любимый «Иртыш». Смотрит матчи только по телевизору.

- Живей им играть надо, - говорит он. – Мало двигаются. Я всю жизнь слежу за нашей командой, и когда она «Трактором» была, и когда «Иртышом» стала. Могу и сравнить. Нельзя нашим ребятам терять былую славу Павлодарского футбола. Это я сейчас по телевизору «болею», а раньше старался ни одного значимого матча не пропускать.

Сергею Григорьевичу Ефремову не в чем упрекнуть себя. Долгая трудовая жизнь, добросовестная и честная. Хватило всего, и войны, и работы неподъёмной, и почестей, и наград. Живёт на свете старый машинист, вспоминает прошлое, думает о будущем. Не для себя, для детей и внуков, чтобы было оно, это будущее, светлым и добрым. Чтобы знать, что не пропали труды, и ратные и мирные…

Маргарита РОЗЕН.

Поделиться:
Популярные новости
1337 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4291 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее