Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
2904 / 12.05.2011 17:35

Солдат Победы

В Павлодаре немало достойных людей, на которых молодому поколению нужно равняться и которыми можно гордиться. Среди них – наш земляк, ветеран Великой Отечественной войны Василий Иванович Григораш. Он не только свидетель тех лет, но и активный участник тех событий. Обожженный войной, Василий Иванович смог найти свое место в мирной жизни. Он выбрал профессию сильных мужчин – водить поезда. Воспоминаниями о фронтовых делах ветеран делится неохотно - куда с большим интересом он рассказывает о своем трудовом пути на железной дороге: больше 37 лет он проработал в локомотивном депо.

Василий Иванович родился в деревне Бурлинка Алтайского края (Россия) в семье кузнеца. Здесь же окончил четыре класса, затем учился в пяти километрах от родной деревни. Когда началась война, старших братьев Ивана и Павла призвали в армию, а Василий закончил восьмой класс, первые два года работал в деревне учетчиком, заправлял трактора, а на войну попал в ноябре 1943 года.

- В то время в деревне работать-то некому было, ребятня трудилась наравне со взрослыми, поэтому времени на какую-либо курсовую предвоенную подготовку ни у кого не было, - вспоминает фронтовик. - Меня направили служить в Читинскую область, сначала был в пехоте, затем в артиллерии - в 1034 стрелковом полку Забайкальского военного фронта. Когда мы прибыли в район станции Антипиха, то пришлось сначала для себя землянки рыть - большие, на 250 человек, но буквально сразу после того, как мы создали для себя условия, начались активные военные действия.

До последнего дня войны Василий Григораш был на Востоке: советские войска вели бои в Маньчжурии, освобождали разрушенный Хайлар, прошли Большой Хинган, дошли до Цицикара (как вспоминает Василий Иванович, в этом китайском городе японцы построили большие концлагеря для советских военнопленных), направились на Харбин. Но полк, в котором служил Григораш, туда не дошел – война закончилась. Кстати, и средний брат Василия Павел, и старший Иван тоже служили на Востоке, но повидаться братьям на фронтовых дорогах не случилось: шли по разным маршрутам.

- Конечно, Победу мы ждали с нетерпением, каждый день после сообщений сводок я на географической карте отмечал продвижение Красной Армии, освобожденные города. И всё равно долгожданное известие было неожиданным: девятого мая нас собрали на плацу и объявили – фашистская Германия капитулировала. В столовой и обед был по случаю чуть более сытным, и сто граммов лишних налили, но дисциплина была строжайшей, что уж говорить о дедовщине - такого понятия и не было вовсе. А вот третьего сентября - в день капитуляции Японии - мы уже позволили себе небольшую слабость, правда, ни спирта, ни водки тогда было не достать, пришел на выручку

тройной одеколон, - смеется фронтовик.

Но в армии Василий Иванович находился до 1950 года - служил все в той же Антипихе, кстати, недалеко от этих мест проходил службу Брежнев. После демобилизации Василий приехал в шахтерский город Прокопьевск Кемеровской области, где к этому времени обосновался старший брат Иван. Василий тоже устроился на шахту, вскоре в гости приехала мать, которая уговорила младшего сына перебраться в Павлодар, - здесь после войны жил средний брат Павел.

- Мне так расписали Павлодар, будто это красивейший город мира, а приехал - кругом песок, но этот город стал мне родным, - говорит ветеран.

В марте 1951 года Василий Григораш устроился в локомотивное депо и с этогоже предприятия много лет спустя ушел на заслуженный отдых. Как говорит Василий Иванович, в депо всех делили на три категории: тех, кто работал на этом непростом предприятии буквально месяц-два; тех, кто, получив опыт, уходили на заводы (особенно это было актуально в годы строительства алюминиевого, нефтеперерабатывающего, тракторного заводов); и тех, кто до последнего рабочего дня трудился на железной дороге.

Началась трудовая деятельность в Павлодаре у Василия Ивановича с должности кочегара паровоза, затем он стал помощником машиниста, позже - машинистом. - В 1961 году в Павлодар стали поступать первые тепловозы. Конечно, это была совершенно иная техника - современная, интересная, и скорости изменились: на паровозе 10-25 километров в час, а на тепловозе – до 90 километров в час. Паровоз - машина, требующая постоянных хлопот, а тепловоз - сплошь механика, нужно было уметь этим пользоваться. Я прошел годичное обучение в Карагандинском дорожном техникуме и только после этого стал управлять тепловозом.

Работа машиниста не только очень ответственная, но и довольно неудобная для семейной жизни: если ты не в пути, так ждешь, что в любую минуту - днем или ночью - придет сообщающий и вызовет в депо, никаких собственных планов. Кроме того, в свободное время нужно было постоянно приходить на учебу - по технике безопасности, по эксплуатации тепловозов и так далее.

- Жаль, что раньше не было сотовых телефонов, и машинист был в постоянном ожидании, но моя семья к этому привыкла, - говорит Василий Иванович. - А Павлодарское отделение было очень загруженным: мы возили уголь сначала только кемеровский (из Кулунды), потом больше экибастузский, и солепромысел обслуживали, и руду доставляли на алюминиевый завод, да и не только. С 1967 года, получив второй класс, я начал работать и на пассажирских перевозках: здесь новые нюансы, особенно строгий график. В общем, за годы моей работы было много интересного и нового, были и серьезные поломки, к сожалению, и несчастные случаи, но на другой работе я себя и представить не могу, тем более что меня всегда поддерживала семья.

Со своей супругой Аграфеной Осиповной Василий Иванович познакомился в 1952 году - на танцах в Ленпарке.

- Мы к тому времени мельком встречались - жили рядом, но именно на танцплощадке впервые начали общаться: я пригласил ее на танец, предупредив, чтобы она вела, потому что танцевал я не шибко, - до войны не научился, а на фронте некогда было.

Чета Григораш прожила вместе 57 лет, у Василия Ивановича двое детей – дочь Надежда и сын Александр, внук и внучка, двое правнуков. С 1988 года ветеран на заслуженном отдыхе, хотя официально на пенсию он вышел за семь лет до этого.

Из своих фронтовых наград ветеран особенно дорожит орденом Отечественной войны, а также фотокарточкой у развернутого знамени части - его единственного из всего полка удостоили такой чести, правда, уже после войны - за отличное окончание школы сержантского состава. А ещё очень ценит ветеран труда Василий Григораш значок «Миллион километров безаварийного пробега». На пенсии Василий Иванович занимается огородом и дачей - он всю жизнь прожил в доме на земле, любит спортивные передачи (еще с молодости был привязан к спорту, увлекался легкой атлетикой и гирями), не представляет своих будней без газет. Бывает, что встречается с бывшими коллегами, - руководство предприятия не забывает своих ветеранов, поздравляет их с праздниками, приглашает в родное депо, где Василий Григораш - всегда желанный гость.

Екатерина ГРИЩЕНКО 

Поделиться:
Популярные новости
1337 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4291 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее