Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Продолжение династии
5144 / 10.05.2011 10:13

Продолжение династии

Еще со времен строительства железных дорог Еще со времен строительства железных дорог продолжают там работать представители многих и многих семей. Рассказывая о судьбе каждой из которой, можно наглядно проследить историю развития казахстанской железной дороги. Так, например, дед в свое время начинал водить паровозы, а его сын или внук уже сидели за пультом управления тепловоза или электровоза. Или, к примеру, трудовая биография одной семьи связана с историей конкретного железнодорожного предприятия. Не стала исключением и семейная династия Таутановых, три поколения которой объединяет работа в различных хозяйствах железнодорожного транспорта.

Начало семейной традиции положил отец Жаксылыка Таутанова Сарык. Начинал он свой путь по стальным магистралям в 1938 году, когда завершалось строительство Кандыагашской железной дороги. В военное время остался на фронте, получил бронь. Всю жизнь он проработал в путевом хозяйстве. Семейную традицию продолжили его сыновья - Шакир Санкибаев, Салауат Сарыков и Жаксылык Таутанов. Таким образом, отец и сыновья были железнодорожниками, поэтому, наверное, их решение пойти по стопам отца было вполне закономерным. Они пришли работать на стальную магистраль. Шакир Санкибаев трудился на железной дороге практически на всех предприятиях: работал дежурным на станции Ескене, был путейцем, затем бригадиром. За добросовестный труд ему присуждено звание «Почетный железнодорожник». Салауат Сарыков, напротив, всю жизнь проработал путейцем. Сам Жаксылык Таутанов с железной дорогой связан с двадцати лет. Но прежде чем окончательно стать на «стальные рельсы», Жаксылыку Сарыковичу пришлось после школы четыре года поработать плотником-бетонщиком на строительстве химического завода. Начал он свою трудовую деятельность с 1965 года с должности слесаря Гурьевского депо. В свою очередь огромную любовь к железной дороге привил ему двоюродный брат отца дедушки, Сарсенгали Космуханов, опытный железнодорожник, проработавший дорожным мастером, кадровиком в ПЧ-13 и на станции Ганюшкино, начальником пути станции Бейнеу, путевым ревизором. Чуть позже, в 1967 году, Жаксылык Таутанов начинает работать помощником машиниста, а затем потомственного железнодорожника направляют на восьмимесячные курсы машиниста тепловоза на станцию Казалинск Кызылординского отделения железной дороги, после окончания которых ему поручается самостоятельно управлять тепловозом в качестве машиниста сначала третьего, затем, после сдачи экзамена, второго класса.

В 1969 году было создано основное депо в Гурьеве, которое до этого считалось оборотным. Жаксылык Таутанов вспоминает, что на момент создания эксплуатационного депо на станции Гурьев, ощущалась острая нехватка железнодорожников на многих предприятиях транспорта.

- На станцию Гурьев на работу прибывали железнодорожники со всех уголков Советского Союза, для которых строились дома, создавались необходимые условия для работы и проживания. Помимо прибывающих с соседней станции Макат, на работу в Гурьевское депо приезжало немало тружеников стальной магистрали из России, Белоруссии, Латвии. Местные железнодорожники охотно перенимали опыт у новых работников. Жили и работали все дружно и весело, - вспоминает Жаксылык Сарыкович.

В 1974 году он решает поступить в Актюбинский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство». А в 1978 году его назначают машинистом-инструктором. Понятно, что инструктор выбирается из числа опытных машинистов и даётся в помощь локомотивным бригадам для передачи своего опыта молодым, для помощи в решении технических проблем в пути следования, и которому можно позвонить в любое время дня и ночи.

- Машинисты-инструкторы не только обучают и принимают зачеты, но и разбирают ленту, контролируют, как работают локомотивные бригады. К примеру, если человек несколько дней не ездил, был в отпуске, он теряет навыки вождения, поэтому мы, как машинисты-инструкторы, помогаем ему, едем с ним в первую поездку. В этом случае машинист уже более уверенно себя чувствует. Тонкостей в нашей работе много, поэтому надо постоянно держать себя в форме, знать инструкции, приказы, конструкцию локомотивов. Ежеквартально мы принимаем зачеты по учебе, по нестандартным ситуациям. После какого-либо происшествия, например, выходят указания с требованием провести технические занятия по данной тематике и принять зачет. И это помимо стандартных ежеквартальных зачетов. Так что постоянно работа локомотивных бригад соседствует с обучением, но все равно мы не застрахованы от разных случаев, - рассказывает Жаксылык Таутанов.

- Что вам нравится в вашей работе?

- Сложно так сразу сказать. Наверное, в первую очередь, это порядок, ответственность и, безусловно, сплоченный коллектив. Многие в нашем депо работают давно, многие приходят сюда, продолжая династию. Мы знаем отцов, дедов друг друга, поэтому мне нравится здесь работать. Кроме того, наша профессия отличается от других. На дороге первостепенное значение имеет дисциплина. Затем, в силу железнодорожной специфики, мы постоянно занимаемся, практика у нас неотделима от теории, - отмечает железнодорожник.

Жаксылык Таутанов всегда готов подолгу и основательно вести разговор о внедрении новой техники в локомотивном хозяйстве. Машинист очень хорошо помнит 2002 год, когда впервые в Атырауское депо начали приходить американские тепловозы. Их главным отличием железнодорожник называет возможность обходиться без ремонта на протяжении трех месяцев, за исключением, конечно, аварийных случаев.

- Ходовая часть этих тепловозов казахстанского производства, а основные блоки завозятся из США, полностью собирается тепловоз в депо на станции Чу. Мощность этих стальных громад впечатляет, иной раз они могут перевозить до 6-10 тысяч тонн груза. Достаточно много отличий в кабине тепловоза: условия комфортные, удобный пульт управления, - отмечает Жаксылык Сарыкович.

С глубоким чувством уважения потомственный железнодорожник вспоминает своего первого наставника, профессионального машиниста Василия Нюкина, благодаря которому он много чему научился и стал тем, кем является сейчас. Благодарен судьбе Жаксылык Таутанов и за то, что она ему подарила встречу с другими опытными машинистами, такими как Кайыр Толенов, Орак Бекпанов и с «Почетным железнодорожником» Калау Конаковым.

Вместе с супругой, Сауле Токмурзиевой, Жаксылык Таутанов воспитал четверых детей. К слову, трудовая деятельность верной спутницы жизни Сауле Токмурзиевой также была связана с железнодорожным транспортом – она больше 30 лет проработала медсестрой в железнодорожной больнице. Дочь Айнур трудится в депо экономистом, зять здесь же работает машинистом. Старший сын Куаныш Таутанов продолжил железнодорожную стезю, сейчас он возглавляет филиал АО «Локомотив» - Атырауское эксплуатационное локомотивное депо. Другие два сына, Нурлан и Нурбол, стали нефтяниками.

На данный момент общий стаж на железной дороге Жаксылыка Таутанова составляет 46 лет. Есть в его трудовой семейной копилке различные профессиональные награды, медали и знаки, грамоты. В 1980 году Жаксылык Сарыкович за добросовестную работу был удостоен медали «Ветеран труда». В 1983 году ко Дню железнодорожника машиниста наградили орденом Трудового Красного Знамени. А в 1994 году он был удостоен звания «Почетный железнодорожник».

И, конечно же, за многолетний и добросовестный труд на стальной магистрали семья Таутановых заслужила неоспоримое уважение и почет среди своих коллег. А это и есть самая большая награда.

Айнур АБДЕШОВА

Фото автора и

из семейного архива 

Поделиться:
Популярные новости
1337 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4291 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее