Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Железная дорога – железная дисциплина
3983 / 10.05.2011 10:09

Железная дорога – железная дисциплина


Через месяц участнику трудового фронта Ораку Бекпанову исполнится 85 лет. Во время войны он не находился на передовой, он был участником трудового фронта. Но вклад Орака Бекпанова в Победу в Великой Отечественной войне неоценим. Начало войны для нашего героя ознаменовалось одновременно и началом трудовой деятельности на стальной магистрали. В военные годы молодой человек был кочегаром паровозного депо на станции Гурьев. С первых дней военных действий от него, как и от всех железнодорожников требовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку на фронт различного сырья и товаров народного потребления.

Детство Орака Бекпанова назвать безоблачным никак нельзя. Будучи еще мальчишкой, он никогда не сидел без дела. После школы идти учиться юноша даже и не мечтал. Времена были тяжелыми, и ему пришлось сразу после окончания школы работать в родном колхозе. Когда началась война, многих его ровесников мобилизовали, а его направили на строительство железной дороги Гурьев-Астрахань. Но стройка продолжалась недолго, вскоре после начала войны ее приостановили.

Впервые в паровозное депо станции Гурьев Орак Бекпанов пришел работать кочегаром в январе 1942 года. Вначале пятнадцатилетнего юношу принимать на работу не хотели, но ввиду того, что в мае того же года ему должно было исполниться 16 лет, его взяли кочегаром. К новой работе молодой парень быстро приладился, помогал ему отец, работавший в то время в депо грузчиком. Старший брат Орака Бекпанова учился в рыбном техникуме, но начавшаяся война не дала возможности отучиться, и его призвали на войну. Призвали на защиту Родины и мужа сестры. Когда война закончилась, в 1945 году, Орак Бекпанов приступает к работе помощником машиниста паровозного депо. Вспоминая принцип работы первой «железной» лошадки, железнодорожник расцветает в улыбке.

- В те годы работу паровоза можно было сравнить с принципом закипания обычного самовара - если сильно поддать жару вся вода изнутри выпарится. Скорость его в среднем была 35 километров в час. Воду для паровоза приходилось носить кочегарам и помощникам машиниста. Не стоит забывать, что паровоз - это одно из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и XX веках, сыграв большую роль в развитии экономики целого ряда стран. Конструкции паровозов постоянно улучшались, появлялось их большое разнообразие. Если бы сегодня все перевозки продолжали выполнять паровозы, то в их топках пришлось бы сжигать треть добываемого в стране угля. Вот почему паровозы, прослужившие не одно десятилетие, вынуждены были уступить свое место более совершенным локомотивам - тепловозам и электровозам, - вспоминает железнодорожник.

В целом железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении Победы Советского Союза над фашистской Германией. Великая Отечественная война во многом усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку на фронт огромного количества сырья, товаров народного потребления. Иной раз машинисты сами не знали, что везут позади себя.

- Было сложно работать, но мы терпели. Для успешного решения задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший комплекс стальной магистрали, - вспоминает Орак Бекпанов.

В 1947 году подающего надежды помощника машиниста руководство депо решает направить на курсы машинистов паровоза. В те годы со всех концов Советского Союза машинисты съезжались на станцию Казалинск, где в свое время работал крупный ремонтный завод паровозов (сейчас это Кызылординское отделение железной дороги). После прохождения курсов Орака назначают машинистом, до 1962 года ему приходилось вести различные виды паровозов.

1962 год для гурьевских железнодорожников стал историческим. С этого года паровоз на стальных рельсах заменила современная «стальная» машина – тепловоз. Следовательно, всем машинистам и помощникам машинистов паровоза пришлось переобучаться. Прошел курс обучения на машиниста тепловоза и Орак Бекпанов, которого на этот раз направили на станцию Петропавловск (нынешняя Северо-Казахстанская область).

Несколько лет после войны с момента образования железнодорожного отделения на станции Гурьев Бекпанова называли единственным казахом-машинистом, поскольку в депо в те годы приезжали на работу железнодорожники со всех концов Союза.

Дисциплина на железной дороге во все времена была строгой, но от этого тяга к любимой работе у нашего героя была еще сильнее. Каждый железнодорожник понимал, какая на него возложена ответственность.

- Атмосфера в коллективе всегда царила благоприятная. Каждый старался выручать друг друга, всегда готов был прийти на помощь. С некоторыми из своих бывших коллег я вижусь до сих пор на совместных мероприятиях. Ко многим отношусь как к родным, - тепло отзывается о локомотивщиках Орак Бекпанов.

За последние годы в компании АО «Локомотив» произошли грандиозные события, локомотивное хозяйство пополняется новейшей техникой, на должном уровне решаются задачи молодежной кадровой политики. Обо всем этом Орак Бекпанов знает не понаслышке. Он всегда интересуется новостями компании из газет и телевидения.

- Руководство АО «Локомотив» оказывает заботу и внимание участникам Великой Отечественной войны, ветеранам тыла. Главное, что люди чувствуют, что о них не забывают. И, я думаю, что так будет всегда, забота о ветеранах - это дело чести любой организации. К примеру, руководство филиала АО «Локомотив» - Атырауское эксплуатационное локомотивное депо несколько раз в год навещает меня, приглашает на праздничные мероприятия. А в прошлом году в канун празднования 65-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне меня навестили представители компании из Астаны, - рассказывает Орак Бекпанов.

А вообще в его семье к железной дороге особенные чувства. Брат супруги, Калау Конаков, вернувшись с войны в 1946 году, тоже проработал долгие годы машинистом, был удостоен звания «Почетный железнодорожник». Дети Орака Бекпанова и сейчас часто вспоминают о работе отца. В один голос твердят, что работа у него была ответственная и сложная.

Правда, своим детям Орак Бекпанов никогда не советовал идти в железнодорожники.

- Я понимал, какая это ответственная и трудная работа. Не каждому по плечу справиться с ней, - с серьезностью говорит Орак Бекпанов.

Воспитал он и поднял на ноги восьмерых детей: четырех сыновей и четырех дочерей. Сын Алибек посвятил свою жизнь сфере строительства, дочь Светлана решила заниматься торговлей, Гульсум много лет проработала в отрасли связи, сын Тынышбек работал в органах, Турсын стала экономистом, Абильсейт - водитель в строительной фирме, Асылбек - охранник, Зульфия стала бухгалтером.

На груди ветерана труда и опытного железнодорожника - многочисленные медали и знаки. Среди них медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», знак «Ударник коммунистического труда», памятная медаль «к 100-летию железной дороги Казахстана», юбилейная медаль «к 50-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне» и многие другие. В трудовую книжку внесены записи о том, что Орак Бекпанов отмечен на «Доске Почета» за успехи в социалистическом соревновании, а в 1979 году ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда».

На пенсию Орак Бекпанов вышел в 1981 году, отдав локомотивному хозяйству 39 лет своей жизни. Дома железнодорожника окружают любимые дети, девятнадцать внуков и тринадцать правнуков, в которых он души не чает. В доме у Бекпановых всегда многолюдно и шумно, здесь смех детворы никогда не смолкает. По выходным повидаться с отцом спешат дети, внуки и правнуки. Видно сразу, что здесь всегда царит спокойствие и взаимопонимание. А это, по словам Орака Бекпанова, является главным звеном для любой семьи.

Айнур АБДЕШОВА

Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА 

Поделиться:
Популярные новости
1339 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4294 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее