Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Машинист локомотива -  главное лицо
5451 / 31.03.2011 10:03

Машинист локомотива - главное лицо

Еще со времен паровозов машинистов уважали в народе. Так повелось, что работать на железной дороге всегда оставались лишь действительно преданные ей и достойные люди. Казалось бы, машинист — это весьма распространённая профессия, так как железной дорогой «обвязан» весь шар земной.

Но, как показывает практика, работать машинистом может далеко не каждый, это поистине удел сильных и мужественных людей. Тех, кто проработал машинистом свыше тридцати лет, в любом депо ценят, уважают и берегут. «Старики» - как их называют молодые коллеги – не просто профессионалы, составляющие свет коллектива, это хранители особой традиции, которая объединяет людей с железной волей, выдержкой и самодисциплиной.

DSC_0089.JPG

Есть свои «старики» и в филиале АО «Локомотив»- «Астанинском локомотивном эксплуатационном депо» - это Асылхан Сыздыков и Александр Иванов. Один из них давно «оседлал» электровоз и управляет пассажирским поездом, а другой является мастером маневровой работы и «колесит» на тепловозе.

Асылхана Назымбековича мы застали в «святая святых», в кабине машиниста, перед отъездом. Говорит, что каждая новая поездка, не похожа на предыдущую, а волнение от того, что тебе подчиняется сложный и огромный механизм, особенно чувствуется в первые минуты перед отъездом.

- В нашей работе без технического склада ума и внимательности никак, - медленно, с расстановкой говорит Асылхан Назымбекович. - Дорога, особенно железная ошибок не прощает. Тут мало отлично знать технику, свою машину нужно уметь любить, чувствовать. Тогда она поможет справиться с эмоциональной нагрузкой, волнением, ведь предстоят часы поездки, когда любая помеха может помешать выполнить поставленную задачу - довезти груз до места назначения и обеспечить безопасность пассажиров.

Сегодня ему трудно представить себя вне железной дороги. А ведь судьба могла сложиться иначе, если бы дядя Асылхана Назымбековича в далекие 70-е годы одним ранним утром не прослушал по радио передачу о жизни машинистов.

В тот день его дядя решительно настоял на том, чтобы племянник, вернувшийся из армии, написал заявление с просьбой обучить его профессии машиниста и принять на работу в депо тогда еще советского Целинограда. Молодой человек внял совету старшего родственника. А спустя месяцы и годы учебы в училище понял, что дядя оказался прав, профессия машиниста как нельзя кстати пришлась по душе спокойному и сдержанному юноше. Впереди были годы работы, учебы, постоянной физической и интеллектуальной тренировки.

- Когда ты молод, хочется попробовать все сразу, - улыбаясь, говорит Асылхан Назымбекович. – Много уверенности, что ты все знаешь, что справишься с машиной не хуже других. Но без практического опыта, а требуется минимум пять лет непрерывной работы в должности помощника машиниста, тебя не допустят к управлению сложным и опасным механизмом.

По словам Асылхана Сыздыкова, чтобы управлять пассажирскими локомотивами, следует постоянно работать над повышением технических знаний, знать наизусть множество инструкций, правил, потому что, оставаясь один на один в дороге, за сотни километров от родного депо, только твоя смекалка, память, выносливость и выдержка помогут справиться с возможными происшествиями, нестандартными ситуациями. Ведь в дороге, бывает, случается всякое.

А еще машинист – это человек без вредных привычек. За одну только смену машинисты проходят три медкомиссии. Первым делом, проверяют давление, пульс, алкотестер. Так что у нас все, как у космонавтов, шутит Асылхан Сыздыков.

Потом дежурный по линейному посту проводит предрейсовый инструктаж. Необходимо ознакомиться с телеграммами из управления дороги о последних происшествиях и детально разобрать скоростной режим предстоящего рейса. Запомнить, что есть ограничения скорости по некоторым участкам. А потом следует тщательный прием родной машины.

- Перед сменой важно быть в эмоционально стабильном состоянии, - продолжает беседу Асылхан Назымбекович. – Заставить себя отключиться от семейных забот – это категорически необходимое условие. Конечно, тут многое зависит от семьи. Супруга машиниста со стажем прекрасно понимает, что перед сменой давить на мужа не следует. Так что сдерживать эмоции, плохое настроение в минуты перед новым рейсом - это правило номер один для жен машинистов. Иначе, просто нельзя. Я уверен, за каждым мало-мальски опытным машинистом - крепкий тыл, понимающая супруга, дети, которые стараются проводить главу семейства на работу спокойно, осознавая бремя ответственности, лежащее на плечах мужа и отца. Моя жена и дети к этому привыкли, - говорит он.

О том, что семейные традиции играют большую роль в жизни машинистов, заметил другой наш собеседник, один из старейших сотрудников депо, Александр Александрович Иванов. Его отец отдал целиноградскому депо 43 года, машинистами стали дядя и брат Александра Александровича. Так что династию Ивановых очень хорошо знают все сотрудники АО «Локомотив».

- Говорят, нашей профессии присуща романтика, - размышляет Александр Александрович, которого мы застали за приемом очередных экзаменов для помощников машиниста. - Но это очень тяжелый труд. За смену - а это около 10 часов – переживаешь настоящий стресс. Ведь управлять тепловозом – это огромная ответственность. Тут регулируешь скорость движения в зависимости от профиля пути и веса состава, наблюдаешь за сигналами, показаниями контрольно-измерительных приборов, организовываешь и выполняешь маневровые работы.

Астана развивается семимильными шагами, поэтому и грузы направляют сюда со всех концов страны. Разгрузить, отправить грузы по месту назначения, сделать все в срок и как можно быстрее – вот наши трудовые будни.

- Все машинисты обязаны детально знать конструкцию и электрические схемы поезда, профиль пути, расположение сигналов, скоростные режимы по станциям и перегонам, вовремя проверять тормоза и многое другое. А еще постоянные инструктажи, техническая учеба, регулярные экзамены и зачеты. Какая тут романтика? Но все-таки есть что-то в железной дороге, что тянет сюда людей. Если ты не ушел из депо сразу, это на всю жизнь, считают железнодорожники. И это утверждение очень верное, - соглашается с коллегами Александр Иванов.

Еще Александр Александрович подчеркнул, что преемственность поколений, обучение молодых людей, которые приходят в депо совсем зелеными юнцами, а потом становятся признанными мастерами, всегда отличали его родное депо. В этом особенность профессии машиниста – передавать знания молодым приходится постоянно и при приеме экзаменов, еженедельных зачетов, и при вождении локомотивов. Поэтому для каждого машиниста в депо нет роднее человека, чем его помощник. Молодой человек, которому первое время приходиться быть на подхвате, вторым человеком при машинисте, в будущем станет сам машинистом, мастером, который на всю жизнь запомнит советы и уроки старших наставников и коллег на железной дороге.

- Меня радует, что к подбору машинистов относятся очень серьезно, - добавляет Александр Александрович. - Взрастив нужную смену, можно будет спокойно передать свои знания молодым. А что радует нас, «стариков», так это понимание наших будней со стороны руководства филиала АО «Локомотив». На заслуженный отдых мы уходим не в 63 года, а в 59. И пособие, которое выплачивает компания нашим пенсионерам, достойное. Так и должно быть. Машинист – главное лицо железной дороги, - заключил машинист тепловоза.  

Поделиться:
Популярные новости
1342 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4300 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее