Уважаемые коллеги!
Поздравляю Вас с Днем защитника Отечества и с Днем Победы! Каждый мужчина...
Современное состояние техники, телекоммуникаций и информационных технологий на железной дороге позволяет организовать процесс управления транспортом с наименьшим использованием человеческих ресурсов, то есть создать интеллектуальную систему управления железнодорожным транспортом. В АО «НК «ҚТЖ» базовым фундаментом при реализации ряда проектов является ГИС (геоинформационная система).
Как рассказали в управлении информатизации и развития связи ҚТЖ, подробная карта железнодорожной инфраструктуры с функциональными приложениями в виде актуальных информационно-аналитических баз данных будет вестись собственными силами с помощью приобретенного программного инструмента ArcGIS, на базе космической съемки высокого разрешения. Пилотная версия карты уже разработана для участка пути Астана – Атбасар.
– Еще одним из самых важных проектов в области автоматизации перевозок мы считаем проект АСУ диспетчерского контроля (АСУ ДК). Под данным названием собран комплекс составляющих процесса движения, интеллектуализация которых не только значительно увеличивает технические и производственные показатели, но и повышает надежность и безопасность движения, – говорит Асан Досаев, управляющий директор по информационным технологиям компании.
Функционирующая пилотная модель программного обеспечения АСУ ДК позволяет передавать в режиме реального времени информацию с бортовых компьютеров 30 локомотивов депо Астаны на сервер в ГВЦ. Там проводятся расчеты безопасных интервалов, расчеты для отображения текущего местоположения локомотивов в двух вариантах – на географической карте и в мнемосхемах, расстояния между ними и до ближайших остановочных пунктов. А также имеется возможность для формирования отчетов по скоростному режиму, по стоянкам и по режимам работы. В дальнейшем планируется разработка полной версии АСУ ДК и внедрение в опытную эксплуатацию.
KTCS – процесс
автоматизирован
Основной составляющей АСУ ДК является казахстанская система интервального регулирования движения поездов (KTCS), осуществляющая расчет безопасных интервалов между поездами с учетом различных факторов, изменяющихся в ходе движения, и передающая информацию непосредственно на бортовой компьютер локомотива. KTCS состоит из следующих подсистем: автоведение, автоматизация расчетов тяговых режимов, АСКУЭ ЦТ.
Первоначально проект автоматизации процесса контроля и учета дизельного топлива АСКУ ДТ был инициирован АО «Локомотив» в дополнение к комплексу проектов по ресурсосбережению, в рамках которого уже был реализован проект по учету электроэнергии АСКУЭ ЦТ. В ходе испытаний, заказанных казахстанской компанией, была разработана концепция создания автоматизированной системы контроля и учета дизельного топлива, оптимально сочетающейся с уже внедренной системой учета электроэнергии (АСКУЭ ЦТ), и произведены выбор и тестирование контрольно-измерительного оборудования высокого класса точности, определены его комплектация и возможность использования на локомотивах АО «Локомотив».
Компьютеры на борту
Однако результаты исследований, а также сформированная к этому времени концепция развития информационных систем компании внесли корректировки в первоначальное видение. Помимо контрольно-измерительной аппаратуры, принято решение оснастить локомотивы бортовым компьютером. Таким образом, при организации надежных каналов связи это не только обеспечит оперативную передачу получаемых замеров, что решит проблему влияния человеческого фактора на результаты измерений, но и наделит локомотив «интеллектом».
Внедряемая система позволит получить значительные экономические выгоды. В частности, сокращение расходов на ГСМ на более 90 тыс. тонн/год (более 8 млрд тенге/год), сокращение экологических выплат на более 50 млн тенге, сокращение расходов на оборудование локомотивов при внедрении интеллектуальных систем АСУ ДК, АСУ ЦЖС, АСУ ИОММ в связи с возможностью комплексного использования приборов, применяемых при АСКУ ДТ, сокращение персонала, занятого учетом и контролем локомотивов, сокращение непроизводительных расходов, связанное с точностью учета рабочего времени и маршрута локомотивов, порядка 500 млн тенге/год.
В настоящее время ведутся предпроектные работы в части определения видов и количества локомотивов по регионам, оценка объемов и дислокации работ; разработан и утвержден бизнес-план проекта; решается вопрос по организации каналов связи, для оперативной передачи данных; решается вопрос инвестирования (способов и источников).
Имея в своем оснащении бортовой компьютер, локомотив становится участником всех реализуемых в перспективе интеллектуальных систем, таких как АСУ ДК, АСУ ЦЖС, АСУ ИОММ и т. д. Разработка этих систем уже ведется. Для их реализации локомотивы будут снабжаться соответствующими программными продуктами, и дополнительное оборудование не требуется.
Динара АРХАРОВА
Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...