Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
4090 / 25.01.2011 09:30

Локомотив с интеллектом

Современное состояние техники, телекоммуникаций и информационных технологий на железной дороге позволяет организовать процесс управления транспортом с наименьшим использованием человеческих ресурсов, то есть создать интеллектуальную систему управления железнодорожным транспортом. В АО «НК «ҚТЖ» базовым фундаментом при реализации ряда проектов является ГИС (геоинформационная система).

Как рассказали в управлении информатизации и развития связи ҚТЖ, подробная карта железнодорожной инфраструктуры с функциональными приложениями в виде актуальных информационно-аналитических баз данных будет вестись собственными силами с помощью приобретенного программного инструмента ArcGIS, на базе космической съемки высокого разрешения. Пилотная версия карты уже разработана для участка пути Астана – Атбасар.

– Еще одним из самых важных проектов в области автоматизации перевозок мы считаем проект АСУ диспетчерского контроля (АСУ ДК). Под данным названием собран комплекс составляющих процесса движения, интеллектуализация которых не только значительно увеличивает технические и производственные показатели, но и повышает надежность и безопасность движения, – говорит Асан Досаев, управляющий директор по информационным технологиям компании.

Функционирующая пилотная модель программного обеспечения АСУ ДК позволяет передавать в режиме реального времени информацию с бортовых компьютеров 30 локомотивов депо Астаны на сервер в ГВЦ. Там проводятся расчеты безопасных интервалов, расчеты для отображения текущего местоположения локомотивов в двух вариантах – на географической карте и в мнемосхемах, расстояния между ними и до ближайших остановочных пунктов. А также имеется возможность для формирования отчетов по скоростному режиму, по стоянкам и по режимам работы. В дальнейшем планируется разработка полной версии АСУ ДК и внедрение в опытную эксплуатацию.

KTCS – процесс

автоматизирован

Основной составляющей АСУ ДК является казахстанская система интервального регулирования движения поездов (KTCS), осуществляющая расчет безопасных интервалов между поездами с учетом различных факторов, изменяющихся в ходе движения, и передающая информацию непосредственно на бортовой компьютер локомотива. KTCS состоит из следующих подсистем: автоведение, автоматизация расчетов тяговых режимов, АСКУЭ ЦТ.

Первоначально проект автоматизации процесса контроля и учета дизельного топлива АСКУ ДТ был инициирован АО «Локомотив» в дополнение к комплексу проектов по ресурсосбережению, в рамках которого уже был реализован проект по учету электроэнергии АСКУЭ ЦТ. В ходе испытаний, заказанных казахстанской компанией, была разработана концепция создания автоматизированной системы контроля и учета дизельного топлива, оптимально сочетающейся с уже внедренной системой учета электроэнергии (АСКУЭ ЦТ), и произведены выбор и тестирование контрольно-измерительного оборудования высокого класса точности, определены его комплектация и возможность использования на локомотивах АО «Локомотив».

Компьютеры на борту

Однако результаты исследований, а также сформированная к этому времени концепция развития информационных систем компании внесли корректировки в первоначальное видение. Помимо контрольно-измерительной аппаратуры, принято решение оснастить локомотивы бортовым компьютером. Таким образом, при организации надежных каналов связи это не только обес­печит оперативную передачу получаемых замеров, что решит проблему влияния человеческого фактора на результаты измерений, но и наделит локомотив «интеллектом».

Внедряемая система позволит получить значительные экономические выгоды. В частности, сокращение расходов на ГСМ на более 90 тыс. тонн/год (более 8 млрд тенге/год), сокращение экологических выплат на более 50 млн тенге, сокращение расходов на оборудование локомотивов при внедрении интеллектуальных систем АСУ ДК, АСУ ЦЖС, АСУ ИОММ в связи с возможностью комплексного использования приборов, применяемых при АСКУ ДТ, сокращение персонала, занятого учетом и контролем локомотивов, сокращение непроизводительных расходов, связанное с точностью учета рабочего времени и маршрута локомотивов, порядка 500 млн тенге/год.

В настоящее время ведутся предпроектные работы в части определения видов и количества локомотивов по регионам, оценка объемов и дислокации работ; разработан и утвержден бизнес-план проекта; решается вопрос по организации каналов связи, для оперативной передачи данных; решается вопрос инвестирования (способов и источников).

Имея в своем оснащении бортовой компьютер, локомотив становится участником всех реализуемых в перспективе интеллектуальных систем, таких как АСУ ДК, АСУ ЦЖС, АСУ ИОММ и т. д. Разработка этих систем уже ведется. Для их реализации локомотивы будут снабжаться соответствующими программными продуктами, и дополнительное оборудование не требуется.

Динара АРХАРОВА 

Поделиться:
Популярные новости
1352 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4303 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее