Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
3638 / 07.05.2010 14:40

«Отличный паровозник», прекрасный человек

    Труженики Актюбинского отделения Оренбургской железной дороги внесли огромный вклад в дело обеспечения победы в Великой Отечественной войне. Речь идет о бывших работниках колонны паровозов особого резерва. Сегодня мы хотим рассказать об одном из них – помощнике машиниста паровозного депо Челкар Тлеужане Бухаеве, жизненный путь которого стал примером самоотверженного служения Родине.
ТЛЕУЖАН Тажибаевич родился в 1914 году в Челкарском районе Актюбинской области. Трудовую деятельность на железнодорожном транспорте начал с 1935 года в качестве молотобойца кузнечного цеха паровозного депо станции Челкар. Через два года перевелся поездным кочегаром паровоза, затем стал помощником машиниста паровоза. 23 февраля 1942 года был командирован в колонну паровозов особого резерва НКПС – 67.
В те годы паровозные колонны представляли собой военно-эксплуатационные отделения (ВЭО), равные железнодорожным полкам. Первые колонны паровозов особого резерва были организованы осенью 1941 года в Московском узле. Было создано 11 колонн, которые приняли участие в битве под Москвой.
Преимущества мобильных подразделений стали видны сразу: оперативность, маневренность, возможность сосредоточивать перевозочные средства в районах концентрации войск, способность работать на больших полигонах в отрыве от ремонтных баз. В условиях военного времени это был очень эффективный способ организации перевозок, эксплуатации и обслуживания локомотивного парка.
По решению Государственного Комитета Обороны НКПС организовал на прифронтовых и тыловых дорогах 35 колонн паровозов особого резерва с общим количеством 750 паровозов. Колонна особого резерва обычно состояла из 30 паровозов. Но некоторые колонны формировались из 20 и даже из 15 локомотивов. Каждый паровоз закреплялся за определенной комплексной командой, состоящей из двух локомотивных и двух кондукторских бригад, двух поездных вагонных мастеров и одного проводника. Слесаря в команде не было. Но все поездные вагонные мастера осваивали слесарное дело, электросварку, котельные работы. Практически каждый член команды мог подменить своего товарища. И такая подмена в фронтовой обстановке широко применялась.
Колонны паровозов особого резерва НКПС по-настоящему боевое крещение получили во время Сталинградской битвы. С июня 1942 года по январь 1943-го  в район Сталинграда по железным дорогам Арчединского и Астраханского ходов колоннами было доставлено 3 269 эшелонов с войсками и 1 052 поезда с боеприпасами – всего свыше 200 тысяч вагонов.
За годы войны было создано 106  колонн  особого  резерва НКПС с парком 2 280 паровозов различных серий. Личный состав их насчитывал более 30 тысяч человек. Колонны перевезли около 20 миллионов вагонов с боеприпасами, горючим, продовольствием, военной техникой, с людьми.
За честную службу на  благо Родины Тлеужану, помощнику машиниста колонны  паровозов особого резерва НКПС – 67, министр путей сообщения СССР объявил благодарность.
После войны он вернулся в родные края, где продолжил трудиться в той же профессии, сначала работал помощником машиниста паровоза, а потом до самой пенсии помощником машиниста тепловоза в локомотивном депо Челкар Казахской железной дороги. Даже находясь на заслуженном отдыхе, Тлеужан Тажибаевич продолжал работать в родном локомотивном депо.
Родина высоко оценила ратный труд бойцов и командиров колонн. Двадцати двум из них присвоено звание Героя Социалистического Труда. Сотни и сотни машинистов, помощников машинистов, кочегаров, поездных вагонных мастеров, кондукторов удостоены орденов и медалей.
Среди награжденных медалью «За отвагу» был и Тлеужан Тажибаевич. За образцовое выполнение обязательств в соцсоревновании в честь 10-й годовщины Сталинского дня железнодорожника 4 августа 1945 года он был награжден нагрудным знаком «Отличный паровозник», а также медалями «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и юбилейными медалями. И хотя Тлеужана Тажибаевича уже нет с нами 15 лет, он по-прежнему остается жить в памяти коллег, друзей и всего казахского народа, уверен Шинбулат Карамергенов, член Союза журналистов Казахстана.

Динара Архарова



Поделиться:
Популярные новости
1339 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4294 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее