Локомотивная безопасность
Как и многие другие железнодорожные предприятия, на минувшей неделе Всемирный день охраны труда отметило и столичное эксплуатационное локомотивное депо. Акция традиционно была призвана привлечь внимание работодателей и работников к проблеме производственного травматизма.
Открыл совещание директор предприятия Сагындык Оразалин. Поприветствовав участников – локомотивные бригады, работников администрации, инженерно-технический персонал, – Сагындык Алпысбаевич зачитал печальную статистику Международной организации труда. О том, что в мире ежегодно на производстве гибнут более 2,2 млн мужчин и женщин, инвалидами и временно нетрудоспособными становятся 337 млн человек. Руководитель указал на роль системы по управлению охраной труда в предупреждении несчастных случаев, на то, как важно определять и контролировать риски. Подробно Сагындык Оразалин остановился на вопросах улучшения условий труда, соблюдения установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины, графиков отпусков.
В 2009 году в филиалах АО «Локомотив» было допущено 6 несчастных случаев: 2 травматических, 4 смертельных. К предыдущему периоду произошел рост. В 2008 году было допущено 5 случаев производственного травматизма, но тогда обошлось без гибели людей, следовало из следующего доклада. Причины: нарушение членами локомотивной бригады производственной и трудовой дисциплины и личная неосторожность.
Между тем к вредным производственным факторам, с которыми по-прежнему приходится сталкиваться локомотивным бригадам, относятся опасный уровень шума и вибрации, повышенная или пониженная температура, недостаточная или контрастная освещенность, нервно-психические нагрузки, гиподинамия (обездвиженность) и другие. Поэтому неудивительна высокая смертность среди людей, длительное время проработавших машинистами или помощниками машинистов.
К примеру, в Астанинском эксплуатационном локомотивном депо в период с 1990 по 1999 год 6 машинистов умерло в возрасте от 40 до 50 лет, а 18 машинистов, выйдя на пенсию, прожили от 1 до 4 лет, что составляет 5 процентов от всего числа локомотивных бригад. Из-за заболеваемости в 2009 году временно нетрудоспособными оказались более 470 работников локомотивного хозяйства. Чаще всего болели машинисты, но и помощников машинистов было немалое число. Однако по отношению к 2008 году уровень заболеваемости среди локомотивных бригад снижен на 47 случаев.
Среди выступивших на совещании были заместитель директора ТЧЭ Астана по производству Торехан Даденов с докладом о профессиональных рисках и профилактике в сфере труда, председатель профсоюзного комитета Канат Баетов, констатировавший многочисленность работников, получающих листок нетрудоспособности. С предложением, вернее, с просьбой выступил машинист тепловоза А. К. Мусин о необходимости переносных раций и сигнальных жилетов для маневровых бригад.
Гульзат АЛЬЖАНОВА,
инженер по охране труда и технике безопасности ТЧЭ Астана