Железная леди
Во время войны ей доверяли поезда особого назначения
На долю участника трудового фронта, ветерана Великой Отечественной войны 1941– 1945 годов Анны Диденко выпало немало трудностей: голод, сиротство, детдомовское детство, война.
Она не была на передовой, лицом к лицу с врагом, ей выпала участь стать бойцом невидимого трудового фронта. Тем не менее ее вклад в Великую Победу неоценим. Больше 40 лет она проработала в локомотивном хозяйстве, во время войны была кочегаром на паровозе в Акмолинском локомотивном депо.
Родилась Анна Федоровна, как сама говорит, где-то между Кокшетау и Боровым, в Акмолинской области в 1924 году. В 1929 году родители переехали в Караганду, там отец умер от брюшного тифа, мама – от голода. Троих детей разлучили и отправили в разные детдома Карагандинской области. Анна Федоровна оказалась в детском доме 5-го поселка Осакаровского района. Жили в бараках, где, кроме деревянных нар и соломы, ничего не было. В 14 лет Анна Федоровна вместе с другими сверстницами была отправлена на шахту в качестве ученика. По возрасту девочки не подходили для такой тяжелой работы, тогда директор детдома прибавил им по году. Руководство шахты обман раскрыло и категорично отказало им.
– Мы были глупыми, плакали, говорили: дяденька, возьми нас, мы слушаться будем. Сильно досадовал директор детдома: мол, дармоедок опять домой вести. Сутки сидели мы там, а потом директор детского дома из соседнего поселка сжалился над нами и пригласил к себе. И нас, как пять кулей с картошкой, перекинули с одной машины на другую, – вспоминает она.
В сентябре 1939 года Анну Федоровну направили в Акмолинск на годичное обучение в фабричное заводское ученичество (ФЗУ), где она освоила профессию слесаря паровоза.
– Слесарей из нас не вышло. Девчонки были щуплые, худые и маленького роста, а нужно было огромным молотком отбить заклепки на экипажной части паровоза. Поэтому после обучения меня приняли расценщицей в депо, – говорит она.
Когда началась война, женщин-одиночек отправляли работать на паровоз. Анна Федоровна стала идеальной кандидатурой: ни родителей, ни мужа, ни детей. 15 сентября 1940 года она отправилась в свою первую поездку в качестве кочегара паровоза.
– Работал со мной машинист от бога – Александр Иванович Малышевский. В первый раз он взял меня за руку, повел к передней топке и, как Золушке, начал объяснять, что это такое и что с этим делать, – говорит она.
В круг ее обязанностей входило чистить переднюю топку, заливать буксы мазутом, набирать воду, чистить поддувала, кидать в лоток уголь, на перегоне у дежурного по станции ловить на ходу жезлоподаватель и многое другое. Работала, как отмечает ветеран, словно маятник: то здесь, то там. За одну поездку своими маленькими ручками она перекидывала 16 тонн угля. Она до сих пор знает, какой уголь лучше всего использовать.
– Федоровский уголь, или еще его называли федоровский пласт, хорош только в самоваре, а вот прокопьевский – самый лучший на свете! – говорит она.
А потом ее стали привлекать к выполнению «почетных» обязанностей – сопровождение литерных поездов. Их доверяли самой ответственной бригаде, машинистам первого класса. О том, какой груз везли, рискуя жизнью, никто не знал, но догадывались, что очень важный.
– Если нас отправляли с литерным поездом, то приглашали в НКВД, брали с нас расписку, что довезем груз в целости и сохранности. Один раз четырехосный поезд везли. Не знаем, что в нем было, но не детские игрушки точно. Вагоны были покрыты брезентом, вход был только один. Поезд сопровождали высокие военные чины. В паровозе сидел пожилой генерал. Он мне сказал: «Ты, дочка, все, что делаешь, докладывай», – вспоминает Анна Федоровна.
Каждое свое действие комментировала не только она, но и машинист паровоза, и его помощник.
Потом был еще один «хитрый» воинский поезд, который контролировал лично министр путей сообщения СССР.
– Откуда он приехал в Акмолинск, никто не говорил. Приняли мы его ночью, до следующей ночи везли до Орска. На каждом перегоне машинисту командовали: «Добавь скорость!», – говорит ветеран.
За эту поездку бригада получила солидную денежную премию и благодарность от министра.
Весной 1945 года заместитель директора депо по эксплуатации Ольга Петровна Лазарева пригласила молодого кочегара Диденко «на ковер». Говорили по душам, а потом Ольга Петровна сказала: «Нужно ехать на Дальний Восток за новыми паровозами, другая возможность побывать в тех краях у тебе вряд ли появится».
Путь до Владивостока был долгим, осложнялся тем, что на перегоне приходилось долго ждать «зеленого света», пропуская эшелоны, которые направлялись с запада на восток, где началась советско-японская война. Прожженные войной солдаты уже ничего не боялись. В дороге свой досуг они скрашивали песнями под гармошку. Анна Федоровна смотрела на них и думала: «Как будто едут они не под пули».
– Паровозы были хорошие, привезли мы их в целости и сохранности, не потеряли ни одного болтика! – с гордостью рассказывает Анна Федоровна.
По рекомендации депо она окончила шестимесячные курсы по подготовке помощника машиниста. В группу набрали 40 человек, заветные корочки получили только 12, остальных – прямо с лекции забирали на фронт.
9 мая 1945 года Анна Федоровна встретила в депо.
– Мы только вернулись из поездки и вдруг слышим: «Война закончилась!» Радовались, целовались, ликовали, – вспоминает ветеран со слезами на глазах.
А в октябре 1945 года вступил в силу приказ министра путей сообщения, согласно которому женщин с паровозов списали. Анна Федоровна стала работать в депо нарядчиком, затем старшим нарядчиком, техником по учету – на этой должности она проработала 30 лет. В 1978 году ветеран вышла на заслуженный отдых.
Сегодня Анна Федоровна живет надеждой и верой в то, что на ее веку больше не будет войны.
– Давали бы вовремя пенсию, достаточно той, какая есть, лишь бы был мир на земле. И пусть наш президент страны долго будет у власти. Будет он – будет мир! – уверена она.
Любовь АРТЫМОВИЧ, Астана