Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Экономический эффект обязателен
4118 / 06.04.2010 07:33

Экономический эффект обязателен

Ведущие предприятия индустриально развитых Японии, Кореи и ряда стран Западной Европы смогли сделать значительный рывок в улучшении производственно-экономической деятельности за счет внедрения рационализаторских предложений. В АО "Локомотив" этот опыт также берут на вооружение. Здесь проводится активная работа по развитию и пропаганде рационализаторской деятельности, в целом отношение к новаторству и изобретательству пересмотрено, исключается формализм, как бюрократическое начало. Об этом мы говорим с начальником технического управления АО «Локомотив» Рашидом Алиевичем Нуртазаевым.

- Техническое творчество – это залог эффективного производства. Рационализаторство мы рассматриваем как один из важнейших инструментов стимулирования работников к улучшению условий труда и увеличению производительности. Внедрение в производство рационализаторских предложений способствует повышению качества выполнения ремонта локомотивов, экономии времени, влечет за собой уменьшение материальных затрат, улучшение технических характеристик оборудования, оптимизацию технологических операций, повышение эффективности работы. Успешная рационализаторская деятельность – это надежное противоядие от бюрократической закоснелости. Внедрение инновационных технологий и передовой техники позволит повысить производительность труда, снизить себестоимость продукции и, соответственно, повысить конкурентоспособность. В данный момент одной из наших главных задач является правильная организация рационализаторской работы.

- В 80-е и в начале 90-х гг. на железных дорогах СССР отмечался рационализаторский бум. В 90-е годы только на Целинной железной дороге каждый восьмой сотрудник выступал с новаторскими идеями. С момента распада СССР и образования единой железной дороги Казахстана ситуация изменилась, рационализаторская деятельность медленно шла на снижение. Что происходит в данный момент в АО «Локомотив»?

– Творческое начало доминирует в любом человеке, для многих выдвижение рационализаторских идей – это возможность проявить себя. В АО «Локомотив» трудится более 19 тысяч работников. Это огромный творческий потенциал, который мы еще по-настоящему не использовали. Нам необходимо всячески стимулировать выдвижение и осуществление инноваций, смелых и оригинальных идей. По АО «Локомотив» в прошлом году издан приказ «Об утверждении Правил рационализаторской деятельности в Акционерном обществе «Локомотив». На 2010 год составлен план и разработаны мероприятия по рационализаторской деятельности. Он направлен по всем филиалам – эксплуатационным локомотивным депо. В филиалах назначены ответственные лица за данное направление в лице заместителя директора депо по производству. Одним из приоритетных направлений АО «Локомотив» является то, что оно проводит работу по распространению и внедрению передовых опытов и рационализаторских предложений, разработанных не только в АО «НК «ҚТЖ», но и на железных дорогах других стран.

  Итоги 2009 года показали, что рационализаторской деятельности, новаторству на производстве в АО «Локомотив» уделяют огромное внимание. Ярким свидетельством этого является статистика поданных заявок на рационализаторские предложения. Так, в 2007 году было зафиксировано три заявки, в 2008 году – 2, а в 2009 году – 10. В этом году уже поступило 6 рационализаторских предложений, из них 3 – рассмотрены и 3 – на стадии рассмотрения. Вопросами рационализаторства активно занимаются эксплуатационные локомотивные депо Караганда, Кызылорда, Илецк. Основные направления рационализаторской деятельности сотрудников АО «Локомотив» ориентированы на разработку программных продуктов и подпрограмм, на переработку технологических процессов и модификационные изменения в системах локомотива.

  Однако для массового участия работников АО «Локомотив» в новаторских проектах недостаточно только административных рычагов, которые сегодня исчерпаны. Раскрытию творческого потенциала будет способствовать материальное и моральное стимулирование специалистов. До сегодняшнего дня существующая ставка оплаты за рационализаторскую деятельность в размере одного МРП не стимулировала людей к активному новаторству, поэтому в АО «НК «ҚТЖ» было разработано новое «Положение о рационализаторской деятельности в ҚТЖ и дочерних организациях», призванное повысить роль и значение новых идей железнодорожников.

Эта работа направлена на реализацию устойчивого роста и повышение конкурентоспособности экономики, которые являются основными задачами для всего коллектива АО «Локомотив» и соотносятся с Посланием народу Казахстана Главы государства Н. Назарбаева.

  Отрадно отметить, что по результатам конкурса АО «НК «ҚТЖ» «Лучший рационализатор», проведенного в прошлом году, рационализаторскому предложению «Автоматизированное рабочее место нарядчика» инженера-программиста Карагандинского эксплуатационного локомотивного депо Оксаны Логуновой было присуждено второе место.

-В чем суть этой новой программы?

– Внедрение данной программы уже в прошлом году дало ощутимые результаты в целом по АО «Локомотив». Ее автор доказал, что любую ситуацию надо осваивать творчески, решая ее нестандартно.

Программа значительно облегчила работу нарядчика депо. В его функции входит организация работы локомотивных бригад: вызов на работу, заполнение и выдача маршрутов машинистов, контроль по регулировке выработки норм рабочего времени. При этом нарядчик должен заполнить вручную пять журналов по каждому машинисту и помощнику машиниста. Это огромный труд. При таком учете неизбежны ошибки, влияющие на достоверность учета, равномерность распределения работы между бригадами и, как следствие, на обеспечение безопасности движения.

При работе с программой «АРМ нарядчика» одним нажатием кнопки в течение нескольких секунд можно получить отчет по всем машинистам и помощникам машинистов депо с выводом данных о скорректированной норме часов индивидуально для каждого, об отклонениях от нее (недоработка, переработка), о всех отвлечениях и наработанных часах на момент запроса отчета по каждому работнику.

АРМ отражает по каждому маршруту машиниста наработанные бригадой часы за поездку, количество часов отдыха по норме и по факту в домашних условиях и в оборотном депо, количество ночей, завышение норм прибытия на контрольные пункты с подсчетом количества случаев с выводом подробной информации по каждому работнику. Программа выдает ежесменные отчеты о введенных нарядчиком маршрутах. Ежемесячно данные скидываются в архив программы, из которого в любой момент можно получить необходимую информацию. Файл базы данных можно размещать на серверном компьютере и работать в АРМ по локальной сети одновременно нарядчику и начальнику резерва локомотивных бригад.

Кроме того, для контроля достоверности учета автоматически заполняется «журнал ошибок», допускаемых нарядчиком в течение всего периода работы. Любое исправление, внесенное более поздним сроком, учитывается в данном журнале.

– Какие новые проекты инициированы вашим предприятием? Над чем сейчас работают ваши сотрудники?

– В данный момент АО «Локомотив» ведет большую работу по внедрению новой техники и технологий. Это и приобретение новых локомотивов серий ТЭЗЗА и KZ4A, активное участие в разработке проекта грузовых электровозов серии KZ8A и маневровых тепловозов серии ТЭМ10А, и разработка систем коммерческого учета дизельного топлива и электроэнергии, автоведение и интервальное регулирование движения, разработка программы АСУ-Т, внедрение новейших приборов безопасности РПЛ2 и КПДЗ, широкое применение сервисного обслуживания локомотивов и приборов безопасности.

При опытной эксплуатации новой техники в отдельных депо талантливые сотрудники, не имея высшего образования, специальной компьютерной подготовки, выступают с интересными предложениями, влекущими за собой экономический эффект, экономию времени и другие положительные моменты. Потенциал таких людей мы должны направить в нужное русло.

  АО «Локомотив» является эксплуатационным предприятием, не имея своих производственных помещений, станочного оборудования, тем не менее предлагает свои новаторские решения для улучшения условий труда на смежных предприятиях. Например, инженерами эксплуатационных локомотивных депо в прошлом году были предложены несколько рационализаторских предложений для применения их на базе локомотиворемонтных предприятий. К примеру, изменение в конструкции шахты холодильника тепловоза серии ЧМЭЗТ, модернизация штатива для удержания колб и пробирок в химико-технической лаборатории, устройство для проверки и регулировки систем охлаждения (жалюзи главного вентилятора) тепловозов серии 2ТЭ10МК без проведения реостатных испытаний. Эти разработки пилотным проектом внедрены на 2–3 локомотиворемонтных предприятиях. Однако нам сегодня сложно рассчитать экономический эффект от указанных новшеств на предприятиях, не входящих в структуру АО «Локомотив».

- Своими силами поднять пласт рационализаторской мысли очень сложно. Что необходимо еще предпринять для стимулирования поиска эффективных, передовых, нестандартных решений технических проблем?

– В продвижении и совершенствовании деятельности новаторов не только в железнодорожной отрасли, но и в целом в Казахстане немаловажное значение имеют общественные объединения и государственная поддержка. Считаю, что назрела необходимость в учебных заведениях, готовящих кадры для железной дороги, ввести курс лекций по рационализаторской и новаторской деятельности. Администрации АО «НК «ҚТЖ» заключить договор на использование и, соответственно, на материальное стимулирование студентов учебных заведений, разработавших новаторское предложение. Для обмена опытом нужно организовывать ежегодные региональные семинары рационализаторов, вести широкую пропаганду рационализаторской деятельности.
Поделиться:
Популярные новости
1346 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4301 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее