Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
8262 / 25.12.2009 13:31

Алматинское эксплуатационное локомотивное депо: время, события, люди




Если немного углубиться в историю, то в конце 20-х – начале 30-х годов строители Турксиба к моменту завершения стройки сдали в эксплуатацию два основных депо на станциях Алма-Ата и Аягуз. Паровозное депо Алма-Ата обслуживало участок Уш-Тобе – Чу, протяженность которого составляла 622 километра. К депо было приписано около 50 паровозов. Производственные мощности паровозного депо представляли собой цехи промывочного и текущего ремонта паровозов, цех вспомогательного отделения и подъемочного ремонта.

На главном ходу

  К началу постоянной эксплуатации депо полностью было укомплектовано ремонтными и эксплуатационными кадрами. Из года в год стали расти объемы перевозок, увеличивался парк паровозов, росла программа ремонта.

Планомерную работу депо нарушило вероломное нападение фашистской Германии. В дни войны сотни квалифицированных кадров машинистов, помощников, кочегаров и ремонтников ушли на фронт. Их место заняли подростки из ФЗО и женщины, несмотря на тяжелый физический труд, легший на их плечи, они смогли обеспечить четкое продвижение грузов фронту. История Алматинского эксплуатационного локомотивного депо бережно чтит и хранит их имена. Это Евдокия Сарина, Мария Дубова, Любовь Джурина, молодые девушки работали во время войны кочегарами, помощниками машинистов: Мария Быстрова, Мария Лошакова и др. В первые месяцы Великой Отечественной войны на сети железных дорог страны для быстрой доставки фронтовых эшелонов началось формирование фронтовых паровозных колонн. Одна из таких колонн была сформирована в Алма-Ате. Все годы войны паровозы этой колонны водили фронтовые поезда. А машинистами огненных рейсов называли тех, кто, подвергая себя смертельному риску, водил поезда по фронтовым дорогам. В мае 1945 года первый поезд в Берлин прибыл ведомый алма-атинским паровозом Эу-699-11. После окончания войны колонна возвратилась в депо Алма-Ата, а паровоз получил название «Берлинка». К сожалению, мало сохранилось имен машинистов этой фронтовой колонны. Среди них машинист Варшавский, успешно трудившийся в депо еще многие годы после войны.

По окончании войны надо было поднимать народное хозяйство, с каждым днем росли объемы перевозок народнохозяйственных грузов, в стране принимались меры по выпуску новых серий паровозов. Было освоено немало починов паровозников по вождению поездов, рационализаторских предложений, новых методов организации движения и т. д. Никогда не забыть яркие имена машинистов Глузмана, Прошкуратова, Медведя, которые проявили инициативу пройти без промывочного ремонта вместо плановых 6 тысяч км 20 тысяч. Это в полной мере позволяло увеличить среднесуточный пробег, достичь большой экономии средств, снизить затраты на ремонт.

Внедрение тепловозов в депо Алма-Ата было проведено в апреле 1961 года без проведения какой-либо реконструкции производственных цехов, обучения кадров, оснащения необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом. И что характерно, в депо на тот период не было ни одного инженера, имеющего опыт работы на тепловозах. И все-таки, несмотря ни на что, 29 апреля в депо Алма-Аты из депо Чу были переданы первые 25 теп-ловозов серии ТЭЗ. В депо пришел трудиться с опытом работы с Ашхабадской дороги Владимир Ионов. И бремя тяжести легло на его плечи. Понимая трудности, выпавшие на долю коллектива депо, руководство локомотивного хозяйства дороги в лице Юрия Борисовича Тимашевского принимает оперативные меры по отправке из других депо технической документации и т. д. В рекордно короткие сроки были подготовлены цех по ремонту топливной аппаратуры, автоматный, скоростемерный, аккумуляторное и электроаппаратное отделения. В 1975 году тепловозный парк в депо составлял уже более 120 тепловозов серии 2ТЭ10В. В 1978 году построен цех по ремонту маневровых теплово- зов и кранов. В конце 1982 года сдан цех малого периодического ремонта. Сейчас депо Алматы славится добрыми трудовыми династиями Балашовых, Коровиных, Карамышевых, Садырмановых.


Ставка на человеческий фактор

На сегодняшний день филиал АО «Локомотив» – «Алматинское эксплуатационное локомотивное депо» является мощным предприятием южной столицы, обособленным структурным подразделением юридического лица АО «Локомотив». Для осуществления своей деятельности филиал располагает оборотным депо Сары-Озек и станцией оборота локомотивных бригад Отар.

В текущем году выполнены все качественные показатели. Средняя техническая скорость составила 41,99 км/час при плане 41,76 км/час, что составляет 100,5 процента. План по электротяге выполнен на 100,6 процента, а по теплотяге – на 100,5 процента.

Средний вес поезда составил 2 489,69 тонны. Электротяга выполнена на 100,9 процента, теплотяга – на 101 процент.

Среднесуточный пробег в отчетном периоде составил 488,92 км, т. е. 100,9 процента, в теплотяге – 100,1 процента, в электротяге выполнение – 102 процента. Среднесуточная производительность – показатель, комплексно характеризующий качество использования локомотива, выполнен на 100,8 процента к плану и составил 1 079,02 тонно-км брутто. В теплотяге этот показатель выполнен на 100 процентов, в электротяге – на 102,2 процента.

Тонно-километры брутто – основной показатель деятельности эксплуатационного локомотивного депо, характеризующий степень выполнения плана по объему перевозочной работы, составил 1 188,63 млн тонно-км брутто и выполнен на 101,7 процента. Общий пробег локомотивов всего составил 8 118,33 тыс. км.

Линейный пробег к плану выполнен на 105,3 процента и составил 7 145,53 тыс. км. Локомотиво-часы за отчетный период составили 377 525 часов при плане 385 280 часов.

Алматинских локомотивщиков возглавляет Болат Оспанов. Интересен и насыщен трудовой путь директора депо. Он из семьи потомственного железнодорожника: отец его всю жизнь трудился в Аягузском локомотивном депо. В этом же депо свои первые трудовые шаги делал и Болат. Первая его должность – слесарь, и хотя работа импонировала молодому человеку, но мысленно он всегда видел себя за управлением локомотивом. Быстро освоившись, Болат окончил курсы помощников, а затем машинистов. Волевого и ответственного Болата вскоре перевели машинистом-инструктором. Было в его характере умение убеждать, направлять, общаться с людьми. Это была первая ступень его служебной лестницы. Все коммуникативные качества проявились именно на этой работе. Болат сознательно понимал, что он несет теперь полную ответственность за своих подопечных, за честь и мастерство колонны и безаварийную работу. Годы работы в должности машиниста-инструктора не прошли даром, а открыли и проявили новые грани деятельности и способности молодого человека. В депо рядом с ним работали сильные духом люди, настоящие профи своего дела, виртуозы.

Новый виток развития его деятельности пришелся на конец восьмидесятых – середину девяностых годов, сначала в качестве заместителя начальника локомотивного отдела, затем первого заместителя Семипалатинского отделения дороги. Талант его как руководителя особенно проявился в 1995 году, когда он работал начальником локомотивного депо Семей. Тогда под его началом локомотивщики осваивали эксплуатацию тепловозов на длинных плечах участка Семипалатинск – Локоть. Это требовало не только изрядной ответственности, но и риска. Усердие Болата было вполне вознаграждено знаком «Почетный железнодорожник», который был вручен за большие заслуги в деле развития железнодорожного транспорта.

С декабря 2001 года по настоящее время он – директор Алматинского эксплуатационного локомотивного депо. По мнению Болата Оспанова, самая важная задача руководителя состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с коллективом, развивая корпоративный дух.

– Прямая обязанность любого руководителя – это забота о подчиненных. Всегда надо помнить, что отсутствие отзывчивого отношения к просьбам работников ведет к текучести кадров и, как следствие, это чревато потерей квалифицированных специалистов, снижением дисциплины и производительности труда, – считает Болат Оспанов.

  Например, в целях расширения кругозора и улучшения взаимоотношений в коллективе он перемещает сотрудников с одной должности на другую. В такой ротации, пройдя по кругу все специальности (нарядчика, оператора группы учета, менеджера отдела кадров и т. д.), работник, несомненно, получает знания и стимул для роста. К тому же обеспечивается и взаимозаменяемость специалистов. Стержнем такого подхода к работе является сознательное вовлечение работников со всеми их личностными ресурсами в процесс труда. Также при таком подходе работник проявляет инициативу, изобретательность. А как известно, установка на человеческий фактор вполне оправдывает себя и не дает сбоя.

– В любом коллективе есть проблемные сотрудники, которые не удовлетворены распределением нагрузки, зарплатой, коллегами, начальством и т. п. Они отрицательно влияют на психологический климат в коллективе. И руководитель должен разобраться прежде всего в мотивации поведения таких сотрудников и постараться привлечь их к решению общих задач. При этом настоящий организатор ни в коем случае не допустит распространения конфликта из-за подобных людей, – говорит Болат Мусагажинович.

– Успех и эффективность нашей работы зависит не только от грамотной стратегии развития, но и от ее повседневной реализации, от того, насколько четко, дисциплинированно и ответственно будут исполнять свои обязанности командиры среднего звена. Вместе с этим особый профессионализм и ответственность требуются от рядовых работников, так как трудом нарядчиков и дежурных по депо, машинистов и помощников, технологов, расшифровщиков и операторов группы учета обеспечиваются безопасность и качество перевозок, повышается имидж профессии работника локомотивного хозяйства.

Помимо своей основной деятельности, Болат Мусагажинович наделен депутатскими полномочиями. Ежедневно ему приходится решать целый комплекс вопросов, и не только производственных. Являясь членом политсовета партии «Нур Отан» в г. Алматы, председателем комиссии по антикоррупционной деятельности, ему приходится принимать участие в вопросах применения законодательства, направленных на борьбу с коррупцией и т. д.

Словно полет


Профессия машиниста является ведущей на железнодорожном транспорте. Сложен труд машиниста поезда, но необычайно интересен. Говорят, что с опытом развивается у железнодорожников шестое чувство – это чувство дороги. А профессия машиниста всегда остается приоритетной, и масштаб ее ответственности самый особый: за ритм движения, сохранность грузов и жизнь людей.

В Алматинском эксплуатационном локомотивном депо есть опытные машинисты, мастера своего дела. Многие из них, безусловно, обладают талантом, природным дарованием. Другими словами, опыт определяется не только производственным стажем, но и постоянным творческим поиском, стремлением использовать в своей работе все новое и интересное. Валерия Циммера, машиниста пассажирского движения, все считают классным машинистом. И на дорогу он попал не случайно, раз и навсегда выбрал себе дело по душе, которому служит с полной отдачей, и считает профессию машиниста самой важной на железнодорожном транспорте.

С годами меняется облик железнодорожного транспорта. С каждым годом совершенствуется техника, вводятся новые технологии, а профессия машиниста всегда была и остается приоритетной и ведущей.

Валерий Циммер в 1969 году ушел служить в ряды Советской Армии. И так случилось, что часть, в которой он служил, находилась возле железной дороги. День и ночь стучали колеса, проходили поезда, мелькали в кабинах машинисты, образно говоря, весь нелегкий труд локомотивщиков проходил перед взором Валерия.

По окончании службы Валерий Циммер уже точно знал, что железная дорога его судьба. В 1972 году он пришел работать в Сары-Шаганское локомотивное депо помощником машиниста, а в 1975-м сел за управление локомотивом.

Каждый человек в душе хранит теплые, щемящие душу воспоминания о своих первых наставниках. Валерий Циммер прошел хорошую школу, ему было у кого учиться, перенимать опыт. Цезар Адамович Богуцкий сразу рассмотрел в общительном пареньке задатки хорошего машиниста, каждую поездку Валерия он разбирал досконально, проводил технические занятия, преподавал искусство вождения поезда. Так пролетали годы.

Будни машиниста всегда наполнены и тревогой, и радостью, за столько лет на колесах чего только не видел машинист. В 1977 году Валерий Циммер предотвратил возможную аварию. Он тогда работал в грузовом движении, когда пришлось, не растерявшись, применить экстренное торможение, а на счету оставались какие-то секунды до полной трагедии.

Валерий заметил отколотый рельс, поезд шел на скорости, мгновенная реакция машиниста сработала автоматически, нужно было срочно принять решение – остановить поезд, груженный лесом.

– До сих пор мороз по коже, – улыбаясь, говорит Валерий. – Помню, как по рации вызвали путейцев, рельсы были восстановлены, а ведь страшно подумать, что могло быть, – вспоминает Валерий.

Действительно, работа машиниста сопряжена с риском и напряжением, но как важно, чтобы с тобой в одной связке работал надежный помощник. Несколько лет Валерий Циммер работает с Максутом Джанабаевым, эта локомотивная бригада сформирована по принципу психологической совместимости. Кроме того, каждый из них имеет за плечами сотни, а то и тысячи километров поездной работы.

– Любой рейс всегда таит в себе неожиданности, и как важно не растеряться в ответственный момент, – рассказывает Валерий.

Да, машинисты постоянно реагируют на меняющиеся условия. Для того чтобы пройти сложные участки пути, помимо знаний нужны опыт и такие качества, как быстрота реакции, способность правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке, учитывая не только профиль пути, но и метеоусловия (температура воздуха, сила и направление ветра), а также время суток, род груза в вагонах, тормозные качества поезда. С 2003 года эта локомотивная бригада работает в скоростном движении, обслуживает участок Алматы – Отар поезда «Тулпар».

– Профессия машиниста – чисто мужская. В нашей работе все бывает, даже разочарования. Но все равно люблю скорость, вперед уходящие рельсы, каждый мой рейс словно полет, а владение таким универсальным локомотивом, как электровоз, приводит меня в состояние эйфории и радости, – говорит машинист Циммер.

В жизни этой бригады были и экстремальные ситуации, когда на раздумья времени уже не оставалось. Именно тогда на помощь приходили интуиция и мастерство. После очередного рейса бригаду охватывает приятная усталость, а впереди новые задачи, где каждый рейс – непрочитанная страница удивительной книги, имя которой железная дорога.

Адрес точный: локомотивное депо


Эту жизнерадостную и обаятельную женщину многие знают в системе локомотивного хозяйства, и не мудрено. Людмила Алексеевна Гусакова много лет работает в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо. Еще совсем девчонкой она пришла работать на это предприятие, в стенах которого чеканилось и оттачивалось ее мастерство, а депо стало вторым домом.

Судьба забросила родителей Людмилы из далекой Воронежской области в Казахстан в 1955 году. Отец Людмилы Алексей Иванович по первому зову приехал в эти края для строительства железной дороги. Первые годы приходилось очень трудно, семья жила в вагончике, никаких элементарных условий практически не было. Затем семья получила в жилье дом барачного строения. Отец работал бульдозеристом на строительных объектах участка Джамбул – Алма-Ата – Актогай. Редко бывал дома, но в драгоценные часы досуга с большим воодушевлением рассказывал о своих нелегких, но интересных буднях.


  Людмила с самого детства росла подвижной и любознательной девочкой. Дом, где постоянно велись разговоры о дороге, как бы сам собой сделал для Людмилы однозначный выбор – быть железнодорожником.

В 1980 году Людмила пришла в Алма-Атинское локомотивное депо осваивать специальность нарядчика локомотивных бригад.

– Для меня, тогда еще совсем юной, машинисты казались такими грозными и степенными, я всячески старалась быть внимательной и ответственной, – говорит Людмила Алексеевна. – Как сейчас помню, перед рейсом подходят к окошку дежурного, и как точно надо было выполнять все свои обязанности, быть четкой и оперативной, – продолжает она.

Молодой девушке очень нравилась такая живая, но вместе с тем хлопотная работа.

– Я всегда понимала, что работа машиниста зависит не только от профессиональной подготовки, полноценного отдыха перед рейсом, но и от того, с каким настроением он отправляется в рейс, – продолжает Людмила Алексеевна. – Ведь положительные эмоции, как правило, придают человеку силы, поднимают его активность.

Людмила всегда перед рейсом старалась предугадать, с каким настроем человек садится за управление локомотивом. Если он пришел раздраженный после ссоры в семье и т. д., невыспавшийся – то какие могут быть последствия!

Осваивая эту специальность, Людмила стала одним из лучших нарядчиков локомотивных бригад. Вскоре девушку перевели работать оператором в группу учета, после техником. Параллельно с работой Людмила закончила Алматинский техникум железнодорожного транспорта. А после окончания учебы Людмилу назначили инженером по нормированию труда и заработной платы.

С 2002 года Людмилу Алексеевну назначают начальником планово-экономического отдела депо. Новая должность отнимала много времени и сил, надо было не только выполнять свои должностные обязанности, но и руководить целым отделом, создать в своем коллективе атмосферу понимания и сотрудничества. И надо сказать, Людмиле Алексеевне это удалось. Планово-экономический отдел работает без сбоев, одной единой командой. В отделе Людмилы Алексеевны практически все молодые специалисты, и она с поддержкой и материнской опекой относится к своим работникам.

– Одно дело работать рядовым инженером, а здесь ответственность за свой отдел, – говорит Людмила Алексеевна. – В нашей работе хотя и много сложностей, но как приятно, когда твой отчет прошел без сучка и задоринки, и мы прекрасно понимаем, что производство не терпит неточности, – продолжает она.


Объем работы Людмилы Алексеевны большой, она готовит исходные данные для составления перспективных и годовых планов производственно-финансовой деятельности предприятия. Еже-месячно проводит анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом фактического выполнения работы, качественных показателей, роста производительности труда, снижения себестоимости продукции и т. д. Контролирует взаиморасчеты по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов.

Коллеги отзываются о Людмиле Алексеевне как о высококлассном специалисте. А старые машинисты, которые знали ее еще как начинающего нарядчика, по доброй, старой привычке запросто заходят в отдел к Людмиле по любому вопросу и любовно называют ее Людочкой. Каждый день Людмилы Гусаковой наполнен новыми заботами и решениями. Да и семья Людмилы Алексеевны – чисто железнодорожная, дочь Светлана работает расшифровщиком скоростемерных лент, муж Александр – машинистом.

– Истинные железнодорожники – особая категория людей, и если ты прикипел и прирос к дороге, то никакие обстоятельства не заставят тебя сменить профессию, – считает Людмила Алексеевна.

Алматинские локомотивщики впишут еще немало славных страниц в свою трудовую летопись. Коллектив депо с высокой ответственностью решает задачи по обеспечению стабильной работы дороги, безопасности движения поездов и повышению производительности труда.

Елена КОЛДАСБАЕВА
Поделиться:
Популярные новости
1305 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4228 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее