Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
5515 / 08.12.2009 06:29

Сборка и испытания отечественного локомотива прошли успешно, впереди – эксплуатация


  Понедельник, 7 декабря 2009 года, навсегда вошел в историю железнодорожной отрасли всего Казахстана. Вчера на локомотивосборочном заводе в Астане был презентован первый тепловоз серии ТЭ33А казахстанской сборки. Собранный за 4 месяца локомотив, по заверениям специалистов, полностью отвечает требованиям американской технологии и уже готов выйти на линию.

Проект по строительству локомотивосборочного завода в Астане стартовал еще в сентябре 2006 года. Тогда в ходе визита Главы государства Нурсултана Назарбаева в США президентом АО "НК «?ТЖ" были заключены соглашения с компанией «General Electric» (GE) о покупке 10 тепловозов серии «Evolution», 300 комплектов оборудования для них, а также о передаче технологии по созданию тепловозов «Evolution» 5-го поколения Казахстану.

Проектно-изыскательские работы по строительству завода были начаты в июне 2007 года, а непосредственно к его строительству приступили в январе 2008-го. 3 июля 2009 года Глава государства лично открыл первый локомотивосборочный завод в Казахстане.

Всего по информации М. Тлеу-жанова, генерального директора АО «Локомотив ??растыру зауыты», на строительство отечественного производителя локомотивов было затрачено чуть более 10 млрд тенге.

К сборке локомотива казахстанские специалисты приступили в конце июля. На протяжении четырех месяцев они не только осваивали американскую технологию и собирали локомотив, но и отрабатывали все технологические процессы, налаживали поточную линию с тем, чтобы в последующем создать непрерывное локомотивосборочное производство. По словам директо- ра по производству АО «Локомотив ??-растыру зауыты» Нурланбая Рыскалова, для этого у завода есть все необходимое, он оснащен самым современным технологическим оборудованием.

На данный момент на заводе трудится около 260 человек. В 2008–2009 годах 16 специалистов прошли техническое обучение на заводах General Electric, участвуя в таких процессах, как сборка, контроль качества сборки, изготовление отсеков кабин, отсеков рам тепловоза и так далее. В 2011 году АО «Локомотив ??растыру зауыты» планирует обучить еще 5 специалистов по сборке тележек тепловозов в Австралии.

  После выхода завода на полную проектную мощность его штатная численность будет насчитывать более 700 специалистов. В их числе – операторы станков с числовым программным управлением (ЧПУ), станочники широкого профиля, слесари механосборочных работ, электросварщики полуавтоматической машины 4–6-го разрядов, сварщики, крановщики мостовых кранов и другие специалисты.

– Менеджеры и мастера, руководившие процессом сборки первого тепловоза и созданием поточной линии, прошли обучение в компании «GE». Производственный персонал обучался на курсах повышения квалификации в машиностроительных предприятиях Петропавловска (ПЗТМ), Павлодара (ПМЗ), Караганды (Каргормаш), Алматы (Свитяз) и непосредственно в стенах завода, – говорит Н. Рыскалов. – В целом для работы на заводе были приглашены лучшие специалисты со всего Казахстана. В настоящее время дальнейшая подготовка и набор рабочего персонала проводится согласно графику запуска производства.

Менеджеры компании «General Electric» также участвовали в сборке первого казахстанского локомотива. И в соответствии с соглашением, заключенным между АО «НК «КТЖ» и компанией «Дженерал Электрик», американские специалисты будут сопровождать процесс сборки локомотивов на казахстанском заводе еще в течение трех лет.

Сборка первого казахстанского локомотива – это результат командной работы казахстанских и американских специалистов, подчеркивает Нурланбай Сапарович.

Испытания


Пробный запуск казахстанского тепловоза, изготовленного по технологии компании «General Electric» на локомотивосборочном заводе в Астане, был осуществлен 19 ноября 2009 года. Этот запуск ознаменовал факт того, что технологический процесс сборки тепловоза вступил в завершающую стадию.

В ходе запуска было испытано взаимодействие всех узлов и деталей локомотива. В процессе 18 этапов испытаний специалисты проверили соответствие вспомогательных агрегатов воздушной и пневматической систем; аккумуляторных батарей и работы осветительных приборов. Чтобы оценить качество изоляции, провели испытания под высоким напряжением; также проверили работу цепей управления, поос-ной развески тепловоза, подготовили локомотив к испытаниям под нагрузкой, экипировали его маслом, водой и дизельным топ-ливом. Завершающим этапом стал непосредственно сам запуск тепловоза, в ходе которого специалистами были проверены силовые характеристики тягового двигателя и мощность дизель-генераторной установки.

– Все этапы испытания проводились в соответствии с технологией, переданной нам компанией «General Electric», – рассказывает мастер по испытанию теп-ловозов серии «Evolution» на заводе г. Астаны Данияр Рысмагамбетов. – Каждый удачно пройденный этап обеспечивает гарантию того, что на 99,9 процента тепловоз в ближайшее время будет эксплуатироваться без каких-либо дефектов. В целом проверка казахстанского тепловоза прошла в заданном ритме. По результатам его испытания грубых замечаний по сборке отмечено не было. Обнаруженные незначительные дефекты были устранены в рабочем порядке.

После поэтапных заводских испытаний специалисты приступили к окончательным монтажным работам, которые включают в себя покраску кузова, установку приборов безопасности и так далее. К примеру, только на покраску тепловоза, по словам начальника цеха, отвечающего за эти процессы, Сейсенбека Жакатаева, ушло около 10 дней.

– Покраска производилась по заранее разработанному и утвержденному дизайну. Основные цвета – это серебристый и красный. Для покраски тепловоза использовалась сверхстойкая полиуретановая двухкомпонентная краска, – говорит С. Жакатаев.

Тонкости перевода

  Немаловажную роль в освоении нового производства и развитии отечественного локомотивостроения бесспорно играет процесс языкового технического перевода. Ведь для того чтобы полноценно перенять американскую технологию изготовления локомотивов, нашим специалистам необходимо как можно шире понять и усвоить всю необходимую информацию.

– Роль переводчиков очень большая, – говорит начальник отдела технического перевода Бауржан Жакелеев. – От того, насколько грамотно мы сделаем устный или письменный перевод, зависит взаимопонимание двух сторон. Не стоит забывать, что на заводе трудятся люди разных культур, разных цивилизаций. К примеру, даже единицы измерения в наших странах различные. Поэтому при переводе необходимо учитывать все моменты, как технические, так и смысловые. Технология, которую мы покупаем, стоит очень дорого, поэтому мы должны ее освоить полностью. Для этого нам необходимо все правильно и досконально перевести и довести информацию до нашего руководства, до наших специалистов.

  Перспективы

Как рассказал нам Нурланбай Рыскалов, в будущем с конвейера завода планируется выпускать три типа локомотивов: это грузовые, маневровые и пассажирские. Уже в следующем году мощность завода составит 100 локомотивов в год, при этом один локомотив будет собираться за три дня.

Что касается казахстанского содержания в реализации данного проекта, то на сегодняшний день оно составляет 18 процентов. Практически все узлы, детали и оборудование для изготовления первых казахстанских локомотивов закуплены в Америке. Однако позже на заводе планируется запустить технологические процессы по изготовлению дизельных и генераторных отсеков тепловозов, освоить процесс изготовления всех несущих частей тепловоза с тем, чтобы увеличить долю казахстанского содержания.

– В перспективе на базе нашего завода будут производиться рамы, отсеки, кабины локомотивов. Для изготовления рамы тепловоза будут задействованы заготовительный цех по раскрою материалов и цех по сборке теп-ловозных рам, которые оснащены современным высокотехнологичным оборудованием от ведущих мировых производителей, включая установки лазерной, плазменной и термической резки металла, дробеструйную камеру, прошивной станок и другое оборудование для металло-обработки.

Таким образом составляющая компании «General Electric» будет уменьшаться. Основные детали, которые будут поступать от GE, это дизель-генераторная установка, тяговый асинхронный двигатель, динамический тормоз и инвекторы. Остальные запчасти смогут изготовлять казахстанские производители, – говорит Нурланбай Сапарович.

– В первом квартале будущего года мы будем готовы представить образцы своей продукции для того, чтобы казахстанские производители имели возможность изучить ее. Уже сейчас в процессе сборки первого локомотива хорошее участие в этом процессе приняли Петропавловский и Павлодарский заводы тяжелого машиностроения, карагандинский «Каргормаш», которые участвовали в изготовлении стандарта технологического оборудования для завода.

По его словам, к концу 2011 года локализация производства составит 34 процента, а при выходе завода на полную мощность ожидается, что локализация составит 52 процента.

К 2014 году выпуск локомотивов составит более 400 единиц, из которых больше половины будет реализовано на внутреннем рынке страны. Сертификационные испытания казахстанских локомотивов предполагается осуществить в 2010 году на полигоне в г. Щербинке (Россия).

Как известно, первым потенциальным покупателем казахстанских локомотивов стала Россия. В частности, в июле этого года ТОО «Lokomotiv-Leasing» и ООО «Газпромтранс» подписали Меморандум о намерении по приобретению 20 тепловозов серии ТЭ33А казахстанского производства. В настоящее время, помимо России, заинтересованность в приобретении отечественных тепловозов проявляют железнодорожные администрации Армении, Таджикистана, Эстонии, Латвии, Грузии, Беларуси и других стран.

Сейчас по железной дороге Казахстана колесят 10 локомотивов серии ТЭ33А американского производства. Среди основных преимуществ локомотивов «Evolution» 5-го поколения – асинхронный тяговый двигатель, односекционное исполнение, экономичность. По расчетам специалистов, расход топлива на 1/5 часть меньше, чем, к примеру, тепловозов российского производства. Выброс веществ в атмосферу теп-ловозом ТЭ33А на треть ниже российских локомотивов. Как зарекомендует себя локомотив казахстанской сборки, покажет время.

– Самое главное, что локомотив казахстанской сборки изготовлен в соответствии с требованиями казахстанского ГОСТа, то есть он адаптирован к природно-климатическим и географическим условиям стран СНГ, – заключил Н. Рыскалов.

Асель Елюбаева
Поделиться:
Популярные новости
1350 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4302 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее