Железная дорога – это сила
Почетный железнодорожник, уважаемый аксакал, посвятивший железной дороге почти полвека, Рашид Мукатов - машинист от Бога. Своей профессией он гордится. И когда молодые люди к нему обращаются за советом в решении главного вопроса жизни: "Какую выбрать стезю?", он всегда говорит: «Только железная дорога, только локомотивное хозяйство и только профессия машиниста». Такое трепетное отношение к железной дороге ему привила семья.
– Я пошел по стопам отца Мухамедьи – Почетного железнодорожника, который стоял у основания депо Целиноград, и старшего брата Акжана, который также работал в локомотивном хозяйстве. Мои дети повторяют мой путь, – говорит Рашид Мукатов.
Он пришел на железную дорогу в 1961 году по направлению после окончания железнодорожного техникума. Вначале работал помощником машиниста на станции Ерментау, через два месяца по семейным обстоятельствам перевелся в депо Целиноград, где работал кочегаром паровоза, помощником машиниста, а затем машинистом тепловоза и электровоза.
– Работа машиниста очень сложная, требует бдительности, профессионализма и в первую очередь знаний «трех богатырей» правил технической эксплуатации, инструкции по сигнализации и связи и по эксплуатации тормозов подвижного состава, – говорит он.
В свое время бдительность и профессионализм принесли ему высшую награду отрасли – знак «Почетный железнодорожник».
– Это случилось в 1996 году. Мы с помощником машиниста управляли электровозом, ехали на ремонт в Караганду. На участке Астана – Караганда навстречу ехал грузовой поезд, из-под колес локомотива искрилось, шел дым. Я связался по рации с машинистом этого поезда, говорю ему: «Проверь!» Потом забыл об этом случае. А после возвращения в свое депо узнал, что у него была серьезная поломка. Спустя некоторое время начальник эксплуатационного локомотивного депо Целиноград Валерий Голиков приглашает меня к себе. Иду к нему, а сердце екает, думаю: «Зачем меня вызывают? Вроде все нормально, работал без нарушений», – вспоминает он.
Его опасения были напрасны, никто не собирался журить опытного машиниста. Ему объя-вили, что его ждет высокая награда. На лацкане его пиджака появился знак «Почетный железнодорожник».
А через несколько лет Рашид Мукатов стал одним из машинистов Акмолинского узла, которому выпала честь побывать на легендарной встрече, посвященной столетию железной дороги, с участием Президента страны Нурсултана Назарбаева. На мой вопрос: «Почему именно вы стали делегатом Акмолинского узла?» он скромно отвечает: «Коллектив выбрал...».
Много времени Рашид Мукатов уделял общественной работе. В 1982 году он был избран депутатом областного совета, решал вопросы по благоустройству улиц любимого города. Под его руководством велось строительство клуба для деповчан, в котором и сейчас проводят торжественные встречи.
А в 1995 году он ушел на заслуженный отдых машинистом первого класса.
– Можно сказать, что я стал первым железнодорожником в Казахстане, который ушел на пенсию в возрасте 63 лет. Я восемь лет переработал из-за забывчивости старшего брата, – смеется наш герой. – Дело в том, что я родился 31 декабря 1941 года. Когда старший брат 2 января 1942 года пришел в ЗАГС за метрикой о рождении, он не мог вспомнить, когда я родился, сказал: «вчера», вот и написали – 1 января 1942 года. С именем тоже он ничего определенного сказать не мог, и тогда работник ЗАГСа решил дать мне свое имя.
Рашид Мукатов признается, что профессия и сейчас его не отпускает. Он хорошо помнит свой маршрут, знает каждую станцию, каждый светофор и даже с закрытыми глазами может провести поезд.
– Мне и сейчас снится, что я вновь за пультом локомотива и впереди «зеленый» путь, и это все как будто наяву, – говорит он.
– Вы довольны своей жизнью? – ставлю точку я в нашей беседе.
– Все было в моей жизни: и радость, и счастье. Рядом со мной была верная спутница – моя супруга Нагима Хамзеновна, работала начальником планового отдела организации рабочего снабжения (ОРС) НОД-2. Вместе мы вырастили прекрасных детей, помогаем воспитывать двух внуков, построили дом. Что еще человеку в жизни нужно? – задается он риторическим вопросом.
Любовь Артымович