Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Железная дорога – это сила
3964 / 10.11.2009 07:33

Железная дорога – это сила

Почетный железнодорожник, уважаемый аксакал, посвятивший железной дороге почти полвека, Рашид Мукатов - машинист от Бога. Своей профессией он гордится. И когда молодые люди к нему обращаются за советом в решении главного вопроса жизни: "Какую выбрать стезю?", он всегда говорит: «Только железная дорога, только локомотивное хозяйство и только профессия машиниста». Такое трепетное отношение к железной дороге ему привила семья.

– Я пошел по стопам отца Мухамедьи – Почетного железнодорожника, который стоял у основания депо Целиноград, и старшего брата Акжана, который также работал в локомотивном хозяйстве. Мои дети повторяют мой путь, – говорит Рашид Мукатов.

Он пришел на железную дорогу в 1961 году по направлению после окончания железнодорожного техникума. Вначале работал помощником машиниста на станции Ерментау, через два месяца по семейным обстоятельствам перевелся в депо Целиноград, где работал кочегаром паровоза, помощником машиниста, а затем машинистом тепловоза и электровоза.

– Работа машиниста очень сложная, требует бдительности, профессионализма и в первую очередь знаний «трех богатырей» правил технической эксплуатации, инструкции по сигнализации и связи и по эксплуатации тормозов подвижного состава, – говорит он.

  В свое время бдительность и профессионализм принесли ему высшую награду отрасли – знак «Почетный железнодорожник».

– Это случилось в 1996 году. Мы с помощником машиниста управляли электровозом, ехали на ремонт в Караганду. На участке Астана – Караганда навстречу ехал грузовой поезд, из-под колес локомотива искрилось, шел дым. Я связался по рации с машинистом этого поезда, говорю ему: «Проверь!» Потом забыл об этом случае. А после возвращения в свое депо узнал, что у него была серьезная поломка. Спустя некоторое время начальник эксплуатационного локомотивного депо Целиноград Валерий Голиков приглашает меня к себе. Иду к нему, а сердце екает, думаю: «Зачем меня вызывают? Вроде все нормально, работал без нарушений», – вспоминает он.

  Его опасения были напрасны, никто не собирался журить опытного машиниста. Ему объя-вили, что его ждет высокая награда. На лацкане его пиджака появился знак «Почетный железнодорожник».

А через несколько лет Рашид Мукатов стал одним из машинистов Акмолинского узла, которому выпала честь побывать на легендарной встрече, посвященной столетию железной дороги, с участием Президента страны Нурсултана Назарбаева. На мой вопрос: «Почему именно вы стали делегатом Акмолинского узла?» он скромно отвечает: «Коллектив выбрал...».

Много времени Рашид Мукатов уделял общественной работе. В 1982 году он был избран депутатом областного совета, решал вопросы по благоустройству улиц любимого города. Под его руководством велось строительство клуба для деповчан, в котором и сейчас проводят торжественные встречи.

А в 1995 году он ушел на заслуженный отдых машинистом первого класса.

– Можно сказать, что я стал первым железнодорожником в Казахстане, который ушел на пенсию в возрасте 63 лет. Я восемь лет переработал из-за забывчивости старшего брата, – смеется наш герой. – Дело в том, что я родился 31 декабря 1941 года. Когда старший брат 2 января 1942 года пришел в ЗАГС за метрикой о рождении, он не мог вспомнить, когда я родился, сказал: «вчера», вот и написали – 1 января 1942 года. С именем тоже он ничего определенного сказать не мог, и тогда работник ЗАГСа решил дать мне свое имя.

Рашид Мукатов признается, что профессия и сейчас его не отпускает. Он хорошо помнит свой маршрут, знает каждую станцию, каждый светофор и даже с закрытыми глазами может провести поезд.

– Мне и сейчас снится, что я вновь за пультом локомотива и впереди «зеленый» путь, и это все как будто наяву, – говорит он.

– Вы довольны своей жизнью? – ставлю точку я в нашей беседе.

– Все было в моей жизни: и радость, и счастье. Рядом со мной была верная спутница – моя супруга Нагима Хамзеновна, работала начальником планового отдела организации рабочего снабжения (ОРС) НОД-2. Вместе мы вырастили прекрасных детей, помогаем воспитывать двух внуков, построили дом. Что еще человеку в жизни нужно? – задается он риторическим вопросом.


Любовь Артымович
Поделиться:
Популярные новости
1337 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4291 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее