Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Золотой фонд истории
2743 / 06.11.2009 06:52

Золотой фонд истории

На днях нам представилась прекрасная возможность окунуться в эпоху прошлого и испытать на себе ту историческую атмосферу, в которой происходило становление и развитие Акмолинского локомотивного депо на протяжении почти 80 лет. Музейные архивы бережно хранят память о трудовых и боевых подвигах как передовиков производства начала 20-го века, так и сегодняшних работников. Недавно музей отметил 18 лет со дня своего образования. 15 октября 1981 года запечатлено в истории железнодорожного предприятия как день 50-летия локомотивного депо. Само депо было образовано в 1931 году. С историей его развития за более чем полувековой период нас познакомила Людмила Павловна Красноштанова, проработавшая в депо 40 лет. В настоящее время она, находясь на пенсии, возглавляет Совет ветеранов депо и одновременно курирует вопросы работы музея. - Первоначально здесь было построено временное паровозное депо на два стойла, стены были саманные, кровля из камыша, освещение керосиновое. Техническое оборудование состояло из одного токарного станка, одного светильного и одного строгального, кузницы и медницкой. Слесарей 16 человек и 28 паровозных бригад, – начала нашу экскурсию Людмила Павловна.
Два зала – о становлении депо и о Великой Отечественной войне – последовательно воспроизводят перед нами самые важные события ушедшей эпохи. Первое, что бросается в глаза при входе в музей, – портреты руководителей депо, самоотверженно трудившихся на благо страны в самый тяжелый для нее период – военное и послевоенное время. Родионов Василий Петрович был директором депо с 1941 по 1945 год. Орлов Николай возглавлял депо Целиноград в 1948–1951 гг. Именно под его руководством началось массовое движение по выполнению гарантийных обязательств между ремонтными и паровозными бригадами. Удалось сохранить и фото рабочих паровозного депо Акмолинска, пришедших на предприятие в 1931 г. – вот только некоторые из них: Михайленко К. Г., Чухнов И. К., Ибадинов А. Далее нашему вниманию предстает экспонат первого паровоза с нулевым серийным номером, который без сомнения заслужил звание самой драгоценной реликвии в музейном хранилище. Глядя на паровоз, с трудом верится, что когда-то именно такие модели бороздили просторы казахстанских степей. – У нас имеется макет электровоза старого образца 1965–1970 годов, первый паровозный генератор, форменные костюмы комсостава и даже инструменты, которые использовали ремонтники в начале прошлого столетия, – с гордостью показывает нам Людмила Павловна этих немых свидетелей ушедших лет. С ее разрешения мы смогли подержать в своих руках тот самый керосиновый фонарь, который использовался в качестве маяка для прибывающего состава на станцию. Тяжелый, потускневший то ли от времени, то ли от многолетнего использования, он как будто все еще хранит запах горючего и словно уносит нас в свое далекое прошлое. Проходя вглубь, нашему взору предстают пожелтевшие листки книги почета, которая хранит записи с 1948 года. Именно тогда в нее по распоряжению Сталина были занесены имена победителей соцсоревнований коллективов предприятий, сохранивших за собой первенства соревнований в течение 6 месяцев подряд. Читаем: Тосин Николай Алексеевич – токарь механического цеха. Занесен в книгу 25 апреля 1948 г. за достигнутые успехи в соцсоревнованиях. Соломин Сергей – кочегар паровоза, также удостоился высокой чести остаться в истории локомотивного предприятия. Всего имеется 27 записей о передовиках производства за этот год. Музею удалось сохранить до сегодняшнего дня 6 таких книг. Кстати, как мы убедились, отсчет трудовым подвигам героев тех лет велся не только за весомый вклад в производство, но и за изобретательность. Так, слесарь Григорий Коваленко внес три рационализаторских предложения с экономическим эффектом в 430 руб. Он изобрел приспособление для резки шунтов негодных щеток. Как написано в другой книге "Лучшие люди депо", внедрение приспособления в производство позволило увеличить производительность труда, улучшило его. 38 предложений на счету еще одного ценного работника депо – Еременко Николая, слесаря инструментального цеха, активного рационализатора. В военном зале мы увидели макет стелы воинам-работникам локомотивного депо, павшим на фронтах. Сама стела «Они сражались за родину» установлена перед входом в здание музея как дань почтения ветеранам депо, одним из которых заслуженно называют Степанова Дмитрия Тихоновича – героя СССР. В паровозном депо Акмолинска он работал с 1935 по 1938 год. С 1938 года служил в Советской Армии, участвовал в боях на Юго-Западном, Сталинградском, Первом Украинском и Дальневосточном фронтах. По последним данным, сейчас ветеран проживает в г. Горьком. Чтобы разыскать героя Советского Союза, недавно работники депо отправили запрос в Россию. Этот зал хранит и боевые награды фронтовиков. Информация о них собиралась буквально по крупицам. Эту кропотливую работу в течение 5 лет выполняла специальная комиссия, состоявшая из 15 человек-добровольцев. Кстати, их руками изготавливались макеты, изделия из дерева и металла. Бывший работник депо машинист Александр Гидель увлекался резьбой по дереву, а свободное от работы время посвящал творческой самореализации, и сейчас плоды его труда украшают стены музея. Работники музея проделали большую работу, чтобы имена самых достойных работников депо остались в его истории. Так, изготовлен стенд с именами Почетных железнодорожников. В планах – установить стенд памяти воинам-афганцам. «Приятно удивлен, что не потеряна связь времени, что есть частичка истории, возможность вспомнить и показать будущим железнодорожникам историю депо», – оставил запись в книге отзывов И. И. Костырь. Другие посетители музея, надо отметить, что их поток с каждым годом лишь возрастает, также поделились своими впечатлениями после посещения музея. – Здесь сохранена часть истории тех, кто не только защищал родину, но и восстанавливал послевоенное народное хозяйство, сохранив память о тех, кто не дожил до наших дней, – пишет в книге председатель Совета ветеранов железнодорожного узла ст. Астана К. Т. Токабаев. Отрадно, что руководство столичного депо, осознавая важность выполняемого дела работников-добровольцев, во многом благодаря энтузиазму которых архивы музея продолжают пополняться ценными экземплярами документов и иных реликвий из прошлого, всегда идет им навстречу и оказывает посильную помощь в самых различных вопросах. Динара Архарова
Поделиться:
Популярные новости
1337 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4291 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее