Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
3430 / 02.11.2009 12:24

Тяга по- казахстански

  В начале июля этого года в столице Казахстана — Астане был презентован первый пусковой комплекс завода по сборке тепловозов пятого поколения. Это первое предприятие в СНГ, использующее современные технологии «General Electric».

   В Казахстане до недавнего времени не было собственного железнодорожного машиностроения. До распада СССР локомотивы приобретались в основном в России, Украине и Чехословакии. После этого каналы поставок техники были разрушены и в течение 10 лет локомотивный парк страны не обновлялся. В настоящее время средний износ локомотивного парка составил 70 %; при норме 50 — 55 %. Высокая степень износа влечет за собой рост расходов на ремонт и эксплуатацию.

Чтобы выправить ситуацию, железнодорожники, с одной стороны, обновляют локомотивный парк путем приобретения современной техники и модернизации устаревшей, а с другой — принимают участие в прорывных проектах, к примеру, таких, как строительство завода по сборке тепловозов. В рекордные сроки, а именно, за пять лет, специалисты завода намерены обновить локомотивный парк Казахстана и выйти на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья.

В конце этого года с конвейера предприятия сойдет первый тепловоз пятого поколения. В следующем году выпустят еще 27 таких локомотивов. Проектная мощность завода составит 100 тепловозов в год. К 2015 г. эта цифра уже достигнет 150 за счет выпуска 50 маневровых локомотивов. В строительство завода АО «Локомотив» (дочернее предприятие АО «НК “Казахстан темир жолы”») вложило 141 млн. долл. По предварительным подсчетам, эта сумма окупится за пять лет.

- Введение в строй локомотивосборочного завода — это итог долгой и упорной работы всех причастных структур железной дороги, — говорит президент АО «Локомотив» Кадыл Таласпеков, - Этот проект продемонстрировал плодотворное сотрудничество между компаниями разных стран. Я уверен, что производство локомотивов нового поколения станет одним из важных этапов развития отечественного машиностроения, а казахстанские тепловозы станут визитной карточкой нашей страны.

Все началось еще в 1996 г., когда Западно-Казахстанская и Алма-Атинская железные дороги провели переговоры с американской компанией, лидером мирового машиностроения «General Electric» о возможной модернизации тепловозов типа 2ТЭ10. Уже через год на базе ремонтных депо Шу и Актобе первые 5,5 секций тепловозов прошли эту процедуру. К новой технике с современными дизель-генераторами не было никаких претензий, поэтому АО «Локомотив» в 2004 г. приступило к широкомасштабной модернизации, что позволило продлить срок службы 202 тепловозам.


В 2006 г. в ходе визита президента страны Нурсултана Назарбаева в США национальной компанией «Казахстан темир жолы» был заключен ряд важных соглашений с компанией «General Electric». Среди них — о покупке 10 тепловозов серии «Evolution», о приобретении 300 комплектов оборудования для таких локомотивов и о передаче технологии по созданию в Казахстане тепловозов серии «Evolution». В 2007 г. президент Казахстана Н. Назарбаев заложил памятную капсулу на месте строительства будущего локомотивосборочного завода и уже в этом году принял участие в запуске первого пускового комплекса завода.

Новый тепловоз пятого поколения сочетает в себе лучшие технические решения и прогрессивные технологии, которые защищены патентами США. Локомотив спроектирован согласно техническим требованиям, стандартам и ГОСТам, признанным для железных дорог Казахстана и стран СНГ. Это более надежная и современная техника.

Согласно классификации, принятой на «General Electric», новому тепловозу присвоена серия ES44ACi, в Казахстане ему дадут другое обозначение - серия ТЭ33А. Этот тепловоз представляет собой односекционный шестиосный локомотив мощностью 3356 кВт с 12-цилиндровым четырехтактным V-образным дизелем типа GEVO12. Тепловоз имеет кузов вагонного типа с двумя кабинами управления, который опирается на две трехосные тележки. Тепловоз оснащен микропроцессорной системой управления с электронным впрыском топлива и бортовой системой диагностики.

Сила тяги при трогании 534 кН, длительного режима 427 кН, динамического тормоза 338 кН. Нагрузка на ось — 23 тс ± 3 %. Конструктивная скорость – 120 км.

В эксплуатации новый односекционный тепловоз способен заменить двухсекционный тепловоз типа 2ТЭ10. По сравнению с предыдущим поколением тепловозов эти локомотивы соответствуют нормам Евро-3, снижают вредные выбросы в атмосферу более чем на 40 %. Расход топлива и масел сократится на 17 %. Кроме того, созданы прекрасные условия для работы локомотивной бригады. Кабина машиниста оборудована согласно современным требованиям. В ней предусмотрены шумоизоляция и регулятор микроклимата.

В тепловозе пятого поколения будет использоваться привод переменно-переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями (инвертор на IGBT-транзисторах), который позволяет реализовать высокую осевую мощность, не требует повышенных затрат при техническом обслуживании и более надежен, чем старые коллекторные двигатели. Внедрена микропроцессорная система управления, значительно облегчающая труд машинистов и их помощников.

Аналоги этих машин уже курсируют по казахстанским магистралям. В 2009 г. было приобретено 10 тепловозов нового поколения серии «Evolution», изготовленных компанией «General Electric» по заказу АО «Локомотив».

— Эти локомотивы изготовлены с учетом стандартов и условий работы на железных дорогах колеи 1520. Они успешно проходят испытания на сложном участке с горным профилем в Алматинской области, — говорит Кадыл Таласпеков.

В данный момент активно ведутся работы по выпуску первого казахстанского тепловоза. На локомотивосборочном заводе завершены общестроительные работы в главном и административно-бытовом корпусах, вспомогательных зданиях и сооружениях. Смонтировано крановое, технологическое и станочное оборудование, выполнен весь комплекс шеф-монтажных работ.

Закончена подготовка к отработке технологии сборки локомотивов. Компания «General Electric» доставила инженерные узлы и необходимые запчасти для сборки двух тепловозов. Это дает основание полагать, что первый локомотив будет выпущен до конца 2009 г. В будущем к производству будут подключаться и казахстанские производители. Планируется, что новый завод повлияет на развитие частных предприятий страны. В течение пяти лет пройдут три этапа локализации казахстанских предприятий до 38 %. Сначала будут выпускать «свои» рамы тележек и локомотива, кабины и колесные пары, затем уже все несущие части тепловоза.

Открытие завода — это еще и важный социальный проект, ведь здесь в общей сложности появится около 700 новых рабочих мест. В их числе операторы станков с числовым программным управлением, станочники широкого профиля, слесари механосборочных работ, сварщики и электросварщики 4 — 6-го разрядов на полуавтоматической машине, крановщики мостовых кранов и др.
Современные технологии требуют особой подготовки кадров. Об этом задумались задолго до открытия первогопускового комплекса завода. Согласно разработанному совместно со специалистами «General Electric» графику технического обучения, в период с июня прошлого года по сентябрь этого на заводе в г. Эри (США) проводится обучение 16 инженерно-технических работников ТОО «Lokomotiv-leasing» (дочернее предприятие АО «Локомотив»). В 2011 г. намечено обучить в Австралии еще пять специалистов по сборке тележек тепловоза.

Кроме того, в ведущих центрах Казахстана проведено обучение рабочих таких специальностей, как операторы станков с числовым программным управлением, слесари механосборочных работ, наладчики, фрезеровщики. Тщательно отбирают и машинистов, которые будут обслуживать новые локомотивы. С ними проводят предварительное собеседование, в результате которого оценивают их деловые качества и психологическую совместимость, а затем обучают на семинарах с участием специалистов «General Electric».
Казахстанские локомотивостроители с оптимизмом смотрят в будущее. Они уверены, что их продукция будет востребована не только внутри страны, но и на внешних рынках.

Л.Е. СЕРГЕЕВА
г. Астана, Республика Казахстан
Поделиться:
Популярные новости
1343 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4300 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее