Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
Революция в дорожной отрасли
2555 / 28.08.2009 17:59

Революция в дорожной отрасли

Казахстан продолжает двигаться по выбранному курсу индустриально-инновационного развития. Страну не пугают кризисные преграды. Набирают темпы и укрепляют свой ход разные отрасли экономики, активизируя «кровеносные сосуды» — железнодорожные пути. Нагрузка на магистрали повышается в связи с ростом промышленности, открытием новых производств, да и значимые международные проекты не сокращают потоки. Но с существующим набором тягачей, изношенность которых составляет 70 процентов, далеко не уедешь. Чтобы выправить ситуацию, железнодорожники, с одной стороны, приобретают современную технику, занимаются модернизацией устаревшей, а с другой – строят заводы по сборке локомотивов. В рекордные сроки столичный локомотивосборочный завод намерен обновить отечественный парк. Не менее амбициозны и планы – экспорт современных тепловозов в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Соединяя пути сообщения

Символично, что совершенно новое для Казахстана производство, которое обещает быть прорывным в истории железнодорожной отрасли, заработало именно в столице. Знаковой стала и торжественная церемония открытия первого пускового комплекса завода по сборке локомотивов с участием Президента Нурсултана Назарбаева в преддверии празднования одиннадцатилетия Астаны. В это же самое время параллельно в разных регионах Казахстана стартовал целый ряд новых промышленных, инфраструктурных и социальных объектов.

Одномоментно объединил этот инновационный «бум» общенациональный телемост «Новая индустриализация – новые возможности для всех», когда акимы всех областей и Алматы «представили» Главе государства он-лайн-отчеты о реализации крупнейших проектов в рамках программы индустриального развития нашей страны. И все это происходит в период, когда весь мир переживает тяжелейший кризис! Но даже это «лихолетье» не смогло нарушить логичного хода развития нашей страны.

Отечественная экономика, развиваясь и удивляя своими темпами, уже не подчиняется мелкорыночным критериям «купи-продай», а обретая уверенность, заставляет смотреть на себя как на полноправного партнера. Одним из примеров достижения этой высокой планки является локомотивосборочный завод – результат успешных договорных процессов национальной компании «Казахстан темир жолы» и крупнейшей американской корпорации General Electriс.

Качество от Эдисона

Заручиться доверием такого гиганта, как General Electric, согласитесь, дело не из легких, тем более для молодого государства. Эта корпорация — один из лидеров в производстве многих видов техники, включая локомотивы, энергетические установки, газовые турбины, авиационные двигатели. И похоже, GE изначально суждено было иметь славную историю, ведь основал ее не кто иной, как легендарный изобретатель Томас Эдисон. Сотрудничество с нашей страной – еще одна страница в 130-летней летописи корпорации. А вот для Казахстана этот совместный проект обещает быть революционным. Ведь столичный локомотивосборочный завод станет первым предприятием в СНГ, использующим современные технологии General Electric.

...А началось все еще в 1996 году, когда Западно-Казахстанская и Алматинская железные дороги провели переговоры с корпорацией о возможной модернизации тепловозов 2Т10. Уже через год «американизированы» были первые 5,5 секции тепловозов на базе ремонтных депо Шу и Актобе. К «тягачам» с новенькими суперсовременными дизель-генераторами не было никаких претензий. Поэтому-то «дочка» нацкомпании «Казахстан темир жолы» АО «Локомотив» в 2004 году приступило к широкомасштабной модернизации, что позволило продлить срок службы 202 тепловозам.

В 2006 году в ходе визита Нурсултана Назарбаева в США национальной компанией «Казахстан темир жолы» был заключен ряд важных соглашений с компанией General Electric – среди них покупка десяти тепловозов серии «Evolution», 300 комплектов оборудования для тепловозов серии «Evolution» и передача технологии по их созданию в Казахстане. В 2007 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заложил памятную капсулу на месте строительства локомотивосборочного завода.

Уже в мае текущего года, за месяц до торжественного открытия завода, Казахстан посетил исполнительный директор General Electric Джеффри Р. Иммельт. Состоялось подписание соглашений между ФНБ «Самрук-Казына», «Казахстан темир жолы» и американской корпорацией о сервисном 15-летнем обслуживании «тягачей» и о совместном инвестировании в локомотиво­сборочное предприятие. Тогда господин Джеффри Иммельт отметил, что Казахстан – один из самых быстрорастущих регионов мира с выгодным географическим расположением. Особо отметил гость и благоприятную экономическую атмосферу, созданную Правительством Казахстана. И поэтому не случайно General Electric рассматривает Казахстан как хорошую площадку для трансферта технологий, для будущего расширения рынка на пространстве СНГ.

Название обязывает

Привлекательны в этом проекте не только славное имя GE, но сам новый локомотив «Evolution». Супертягач пятого поколения сочетает в себе лучшие техничес­кие решения и прогрессивные технологии, которые защищены патентами США. Тепловоз спроектирован согласно требованиям, стандартам и ГОСТам, признанным для железных дорог Казахстана и стран Содружества. К тому же налицо ряд выгодных преимуществ: расход топлива и масел сократится на 17 процентов, немаловажно, что новые локомотивы менее вредоносны для окружающей среды. Кроме того, созданы прекрасные условия для работы локомотивной бригады – в кабине предусмотрены шумоизоляция, регулятор микроклимата, внедрена микропроцессорная система управления, которая значительно облегчит труд машиниста и его помощников.

– Поэтому-то мы не боимся конкурентов, – говорит президент АО «Локомотив» Кадыл Таласпеков. – Мы уверены в качестве тепловозов General Electric. Это более экономичная модель в расходе энергоносителей, более мощная машина, имеющая современный дизайн. Примечательно, что казахстанские тепловозы выигрывают не только по техническим характеристикам, но и в цене. Сегодня мы делаем оптимистичный прогноз об экспорте своей продукции в страны ближнего зарубежья. Уже есть несколько заявок от иностранных транспортных компаний, готовых стать нашими клиентами.

К тому же в тепловозе пятого поколения будет использоваться привод переменного тока с асинх­ронным тяговым двигателем, который позволяет реализовать высокую осевую мощность, не требует высокозатратного технического обслуживания и более надежен, чем старые коллекторные двигатели. И это новое слово современного локомотивостроения.

Отечественные специалисты уже сегодня могут с уверенностью говорить о плюсах новых тягачей. Десять их них, завезенных пробной партией из Америки, успешно проходят испытание на сложных железнодорожных участках в гористой местности Алматинской области.

В ожидании «первенца»

В конце текущего года мы станем свидетелями, как с конвейера сойдет первый отечественный локомотив – современный, высокотехнологичный... Двадцать семь таких тепловозов отечественная железнодорожная отрасль получит уже в 2010-м. Чем дальше, тем больше: проектная мощность завода – до ста локомотивов в год. К 2015-му эта цифра достигнет уже 150. А вложенный в крупномасштабный проект 141 миллион долларов, по предварительным подсчетам, обещает окупиться за пять лет.

И хотя все комплектующие локомотивов от GE, постепенно будут подключаться к производству и отечественные производители. Планируется, что в течение пяти лет пройдут три этапа локализации казахстанских предприятий до 38 процентов. Сначала будут «свои» рамы тележки, локомотива, кабины и колесных пар, затем уже все несущие части тепловоза.

...А пока на заводе полным ходом идет подготовка к появлению «первенца»: доставлены инженерные узлы и необходимые запчасти, смонтировано крановое, технологическое и станочное оборудование, выполнен весь комплекс монтажных работ.

Открытие нового завода – это еще и важный социальный проект, ведь здесь появится около 700 новых рабочих мест. Современные технологии требуют особой подготовки специалистов – об этом руководство завода позаботилось заранее. Шестнадцать сотрудников ТОО «Lokomotiv-leasing» (дочернее предприятие АО «Локомотив») уже прошли стажировку на заводе GE в американском городе Эри. Еще пять специалистов через два года поедут за знаниями в Австралию. Ведущие учебные заведения Казахстана подготовили и других сотрудников завода. Новые локомотивы доверят только машинистам, прошедшим специальное обучение: эксперты General Electric уже провели для них два семинара.

– Старт локомотивосборочного завода – итог долгой и упорной работы всех причастных к железной дороге структур, – говорит Кадыл Таласпеков. – Этот проект продемонстрировал плодотворное сотрудничество между компаниями разных стран. Я уверен, что производство локомотивов нового поколения станет одним из важных этапов развития отечественного железнодорожного машиностроения, а отечественные тепловозы станут визитной карточкой нашей страны.

Марьям ТУРЕЖАНОВА,

фото Игоря БУРГАНДИНОВА
Поделиться:
Популярные новости
1339 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4294 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее