Адрес г. Астана, ул. Д. Кунаева, д. 6, 20 этаж
Call-center 8 (7172) 60-30-30
8 (7172) 60-32-52
4493 / 30.07.2009 09:47

«При любом положении дел в экономике страны железная дорога – это ее опора»

В 2008 году АО «Локомотив» было удостоено национальной общественной транспортной премии «Алтын Тулпар» в номинации «За многолетний вклад в развитие железнодорожной отрасли». Это первая и единственная премия в Казахстане, отмечающая достижения в транспортной сфере. В этом году результатом работы компании стало строительство и ввод в эксплуатацию первого в Казахстане локомотивосборочного завода. О том, какие перспективы в связи с этим открываются перед казахстанскими железнодорожниками, и дальнейших планах развития АО «Локомотив» рассказывает президент компании Кадыл Таласпеков.

– Кадыл Секенович, безусловно, главным событием этого года в железнодорожной отрасли стало открытие локомотивосборочного завода в Астане. Скажите, когда будут проходить первые испытания локомотивов, произведенных в Казахстане? Какой научный институт или какая организация будет давать техническое заключение локомотивам?

– Первый казахстанский тепловоз, созданный по американской технологии, сойдет с конвейера завода уже в конце этого года. В 2010 году начнется его сертификация соответствия. Это серьезная процедура, которая займет определенное время. Для проведения сертификационных испытаний продукции должны привлекаться испытательные лаборатории (центры), аккредитованные на право проведения испытаний. Подтверждение соответствия продукции проводят аккредитованные органы по сертификации в соответствии с их областью аккредитации. В Казахстане испытательные базы и аккредитованные сертифицированные органы для отечественных локомотивов отсутствуют. Перед нами стоял выбор провести экспертизу документов с целью получения сертификата соответствия в одной из организаций, аккредитованных на право оценки соответствия и признанных Центральным советом по железнодорожному транспорту в городах Гомеле (Беларусь), Москве (Россия), Харькове, Днепропетровске, Кременчуге (Украина). Мы остановились на российском регистре сертификации железнодорожного транспорта, поскольку он является авторитетным органом, имеющим оснащенный полигон, на котором проводились сертифицированные испытания многих локомотивов. В прошлом году мы провели с ними предварительные переговоры. Сертификацию казахстанских тепловозов планируется проводить поэтапно. Вначале проведут сертификацию отдельных узлов, агрегатов и оборудования, этим вопросом займется компания «General Electric». Затем сертификационные испытания предполагается осуществить на полигоне в г. Щербинке (Россия).

– Какие преи-мущества у данных локомотивов в сравнении с локомотивами, выпускаемыми в других странах? В какие именно страны СНГ вы планируете их реализовывать?

– Должен отметить, этот вопрос нами тщательно изучался. Локомотив нового поколения ТЭ33А производства General Electric сочетает в себе лучшие технические решения и новые прогрессивные технологии, которые на данный момент защищены патентами США. Эта техника более надежна. Тепловозы в России производятся, как и раньше, в 2-секционном исполнении. ТЭ33А состоит из одной секции. При этом односекционный локомотив не уступает российскому по весу одновременно перевозимого груза. Этот показатель был доказан во время проведения испытаний тепловоза нового поколения на участке со сложным профилем Алматы – Уштобе, проходивших в апреле – мае этого года. Тепловоз ТЭ33А провел поезд, который на 500 тонн тяжелее, чем в состоянии провести его российский собрат. Также во время этих испытаний была доказана экономичность данного тепловоза. Специалисты посчитали, что расход топлива на 1/5 часть меньше, чем у российских тепловозов. При этом в ходе эксплуатации тепловозов нового поколения можно значительно снизить расходы за счет отказа от их ежедневного технического обслуживания, которого требуют коллекторные двигатели российского производства.

Немаловажно и то, что выброс веществ в атмосферу тепловозом ТЭ33А на треть ниже.

В настоящее время износ локомотивного парка в странах ближнего зарубежья приближается к 70 процентам, и к 2010 году списанию подлежит значительная часть парка. Необходимость обновления парка, а также постоянно повышающиеся требования к уровню обеспечения безопасности движения поездов, развитие конкуренции на рынке услуг локомотивной тяги – те факторы, с которыми сегодня сталкиваются не только железнодорожные перевозчики нашей страны, но и зарубежные коллеги. Кроме того, сегодня предъявляются новые требования к техническим характеристикам локомотивов, их экономичности и экологичности, обеспечению адекватных условий для работы локомотивных бригад. Всем этим требованиям удовлетворяют тепловозы, которые будут выпускаться на заводе в г. Астане.

Данный факт позволяет нам делать оптимистичный прогноз о возможности сбыта на рынках стран ближнего зарубежья новых локомотивов, производимых в Казахстане.

Первым потенциальным покупателем наших локомотивов стала Россия. Буквально на днях между ТОО «Lokomotiv-Leasing» – дочерним предприятием АО «Локомотив» и ООО «Газпромтранс» – дочерним предприятием ОАО «Газпром» (Россия) состоялось подписание Меморандума о намерениях по приобретению 20 отечественных тепловозов серии ТЭ33А казахстанского производства. Тепловозы нового поколения планируется эксплуатировать на строящейся в настоящее время на полуострове Ямал железнодорожной ветке Обская – Бованенково – основной транспортной магистрали к Бованенковскому нефтегазоконденсатному месторождению, к освоению которого в 2011 году планирует приступить Газпром.

– Скажите, сколько рабочих мест сможет предоставить завод?

– Штатная численность завода после его выхода на проектную мощность будет насчитывать более 700 специалистов. В их числе операторы станков с числовым программным управлением (ЧПУ), станочники широкого профиля, слесари механосборочных работ, электросварщики полуавтоматической машины 4–6 разрядов, сварщики, крановщики мостовых кранов и другие специалисты. В этом году планируется трудо-устроить 272 специалиста.

Подготовка и набор рабочего персонала будет проводиться согласно графику запуска производства. Параллельно в настоящее время идет обучение наших работников на заводах компании «General Electric».

– В условиях экономического кризиса возникает такой вопрос: для работы на заводе будут приняты специалисты исключительно из числа железнодорожников или это будут работники, не имеющие опыта в железнодорожной сфере?

– Действительно, к опыту и стажу персонала завода предъявляются специальные требования. Мы стараемся набирать опытных специалистов со стажем в профессии не менее 3 лет. Это связано, в первую очередь, с высокой техногенностью производства и той особой ответственностью, которую мы ощущаем при запуске такого сложного и уникального для нашей страны проекта, как локомотивосборочный завод, тем более работающего по совершенно новой для нас технологии. После ввода завода в эксплуатацию и выхода его на проектную мощность планируется рассмотреть вопрос о приеме на работу молодых специалистов с их дальнейшим переобучением.

На сегодняшний день в плановом порядке идет отбор специалистов разных профессий. Резюме и анкеты вводятся в общую базу данных. Уже поступило свыше 1 300 резюме и анкет людей, желающих устроиться на заводе. При подаче резюме с каждым кандидатом проводится предварительное собеседование по соответствующим направлениям деятельности. Далее каждый претендент проходит заключительное собеседование со специалистами ТОО «Lokomotiv-Leasing». Прием происходит согласно плану, в соответствии с графиком ввода в работу отдельных участков и цехов завода.

Многие квалифицированные работники, не востребованные сегодня в связи с кризисом на других производствах, смогут получить работу на заводе с тем, чтобы на практике применить свой опыт и в дальнейшем поделиться им с молодыми специалистами.

– Вопрос дефицита высококвалифицированных работников в железнодорожной отрасли поднимался не раз. Какие шаги в АО «Локомотив» предпринимаются для привлечения профессиональных кадров и развития персонала?

– Ежегодно АО «Локомотив» участвует в распределении молодых специалистов Казахской академии транспорта и коммуникаций. За последние 3 года по распределению в филиалы АО «Локомотив» прибыло 355 человек выпускников институтов, в том числе 314 человек из данной академии. После окончания колледжей устроились на работу 345 человек, из них 314 – выпускники железнодорожных колледжей.

При отборе выпускников железнодорожных вузов и колледжей обращается особое внимание на успеваемость, личные качества потенциального человека, а также причастность к трудовым династиям работников железнодорожного транспорта. Как правило, именно такие выпускники закрепляются в дальнейшем по месту прибытия после учебных заведений.

Большое внимание в АО «Локомотив» уделяется вопросу повышения квалификации и развития персонала. Так, в 2008 году из числа работников центрального аппарата АО «Локомотив» и его филиалов в различных семинарах по обучению и повышению квалификации участвовало 418 человек. В 2009 году курсы повышения квалификации прошли 60 инженерно-технических работников и служащих.

Значительную часть нашего коллектива составляет молодежь, которая призвана перенять наш опыт и приумножить его. В этой связи наряду с социальными льготами, гарантированными Коллективным договором для молодых специалистов, в АО «Локомотив» начата разработка молодежной политики, которая должна помочь молодым людям адаптироваться в сложных условиях работы железнодорожного транспорта.

– Кадыл Секенович, каковы дальнейшие планы и перспективы развития АО «Локомотив»?

– Основными направлениями развития нашего предприятия являются обновление парка тягового подвижного состава, повышение профессионального уровня сотрудников, внедрение инновационных технологий и технических средств нового поколения, направленных на повышение уровня безопасности движения. Отчасти ранее реализованные в этом направлении проекты уже позволили нам в сравнении с 1-м полугодием 2008 года снизить общее количество браков на 46 процентов и количество особых случаев на 60 процентов. Но это для нас не повод для успокоения, поэтому дальнейшее повышение уровня безопасности движения поездов – одна из приоритетных задач компании и многие наши перспективные планы строятся с учетом необходимости ее решения.

Еще одна перспектива – работа с нашими партнерами – ремонтными предприятиями в части улучшения качества ремонта и технического обслуживания локомотивов, фирмой «General Electric», как уже известно, по строительству локомотивов и организации их сервисного обслуживания. Для реализации этих задач в настоящее время нами разрабатываются «Программа обновления локомотивного парка до 2020 года» и «Программа оптимизации ремонтных баз», а также решаются вопросы, возникающие при проведении сервисного обслуживания модернизированных локомотивов. Кроме того, в планах актуализация программы технической политики и разработка стратегии развития АО «Локомотив» на 2010–2013 годы.

Безусловно, много внимания уделяется новому локомотивосборочному заводу. Уже сейчас прорабатываются вопросы сертификации локомотивов пятого поколения, вопросы их дальнейшей эксплуатации и технического содержания. Это производственные планы.

Но, наряду с ними, важное место занимают вопросы менеджмента, и особенно менеджмента качества. В 4-м квартале этого года мы будем подтверждать наш сертификат по системе менеджмента ISO 9001, и не просто подтверждать, а планируем сертифицироваться по интегрированной системе с международным стандартом в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда OHSAS 18001:2007.

В области корпоративного управления проделана определенная работа. Создано специализированное управление, избран корпоративный секретарь, разработан и утвержден ряд документов в рамках требований Устава и Кодекса корпоративного управления компании. Продолжается развитие системы управления рисками. Активно функционирует в этом направлении комитет по рис-кам, утвержден пакет основных документов, завершается разработка матриц рисков. Совместно с управлением рисками АО «НК «?ТЖ» проводится работа по созданию консолидированного реестра рис-ков, вырабатываются меры по их предупреждению и минимизации. Это тоже наша работа на перспективу. Утверждены и внедряются системы управленческой (СУО) и финансовой отчетности (СФО). Продолжение реализации и улучшения всех этих процессов также в планах АО «Локомотив» на среднесрочную перспективу.

– Спасибо вам за интересную беседу. В преддверии Дня работников транспорта и связи что бы вы хотели пожелать работникам железнодорожной отрасли?

– В первую очередь, я хочу отметить, что при любом положении дел в экономике страны железная дорога – это ее опора. Поэтому желаю работникам железнодорожного транспорта всегда помнить, что мы – Железнодорожники. Желаю каждому испытать чувство гордости за свою профессию и за причастность к большому государственному делу. А на этом пути – профессионализма, упорства в достижении новых целей и адекватной оценки труда каждого специалиста. Здоровья, радости и благополучия всем работникам транспорта, их семьям и близким. Пусть этот праздник еще раз напомнит нам о том, что каждый из нас значит для своей семьи и для своей страны. С праздником!

Асель Елюбаева

Поделиться:
Популярные новости
1339 / 22.02.2023

Для своевременного уведомления грузоотправителей разработано приложение Е-telegram

Для удобства грузоотправителей АО НК «ҚТЖ» совместно с АО «Транстелеком» разработали веб-приложение для мгновенного обмена телеграммами (информа...

4294 / 09.09.2022

Проведены публичные слушания о предстоящем повышении предельных цен

ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщает, что 9 сентября 2022 года в Комитете по регулированию естественных монополий Министерства национальной э...

171 / 11.05.2021

Уважаемые грузоотправители, грузополучатели и экспедиторы!

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщает, что в связи окончанием срока действия лицензии, с 16 мая 2021 года вводится запрет на прием к перевозке, ...

Последние новости

Горячая линия

Вы можете сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения в том числе о фактах коррупции, мошенничества, неэтичного поведения, дискриминации

Подробнее