Телефон доверия по противодействию коррупции: 8 (7172) 610318
ВХОД
История

Большая часть территории Мангистауского региона занята полынно-солончаковой пустыней с крайне редкой растительностью. Климат крайне засушливый и резко-континентальный, осадков выпадает крайне редко. И, несмотря на эти факторы геологов всё же заинтересовал регион.

Так в 1950-х годах в недрах были открыты богатейшие залежи урана и редкоземельных элементов, нефти и газа. При этом великий ученый Каныш Сатпаев на выездном совещании в Гурьеве (ныне Атырау) отметил о невозможности выработки полезных ископаемых без строительства железной дороги. Позже лично добивался строительства этой дороги жизни...

5 июля 1961 года вблизи поселка Жетыбай забил первый фонтан нефти, что превратило безжизненную степь в промышленно-стратегический район. Это послужило толчком началу первого строительства железной дороги на полуострове Мангышлак. В строительстве принимали участие две организации: СМП №137 начало строительство железной дороги со станции Макат, а СПМК №66 – с Мангышлака. Указанная стройка была завершена в рекордные сроки и 29 июня 1964 года произошла стыковка 704 километровой железнодорожной ветки на 201 км пк 4 перегона Сайутес – разъезд № 9. В следующем году 10 июня 1965 года был введен в эксплуатацию участок Мангышлак – Узень. Уже 30 декабря 1966 года участок Макат – Мангышлак был сдан в постоянную эксплуатацию с торжественным прибытием первого грузового поезда на станцию Мангышлак.

Таким образом, на полуострове Мангышлак появилась новая железная дорога, ставшая основой для развития нашего региона. Это и дало мощный толчок экономическому пробуждению региона.

Начались строиться города, заводы и фабрики, активно осваивались месторождения полезных ископаемых. Железная дорога обеспечивала перевозку стратегических (руда, нефть, сырье, газ, техника, оборудование, ракушняк и т.п.) грузов, в котором труд железнодорожников несомненно был неоценим. Была обеспечена доставка необходимой техники и оборудования для нефтяных месторождений Тенгиз, Каракудукмунай и мн. других в Прикаспийском регионе.

Показательным может служить пример, когда 9 ноября 2004 года мы побили мировой рекорд по перевозке сверхнегабаритных грузов. Из порта Актау на станцию Кульсары успешно транспортировали груз, размеры которого сопоставимы с величиной 4-этажного дома. Это перевозка потребовала высокого профессионализма всех железнодорожников. И сложный экзамен был успешно выдержан!

Сейчас наша область – одна из наиболее процветающих и промышленных регионов в Казахстане. Здесь добывают 25% нефти Казахстана (почти 20 млн. тонн), усиливается иммиграционный прирост населения (более 630 тыс. чел). Жемчужиной региона можно назвать Каспийское море, которое открывает большие торгово-экономические и туристические возможности. С другой стороны соседство на северо-востоке с Атырауской и Актобинскими областями, на юге – с Туркменистаном и на востоке – с Узбекистаном дает безграничные транзитные возможности при перевозках грузов и товарообмене.

В начале 2000-х годов по указанию Главы государства Н.Назарбаева, в нашей Компании принимались меры по повышению транзитного потенциала Казахстана в условиях постоянно усиливающейся конкуренции перевозок по альтернативным транспортным коридорам. В этой связи на Правительственном уровне был разработан и утвержден План развития АО «НК «КТЖ на 2004-2006 годы. Для формирования замкнутой сети железных дорог Казахстана в приоритете были определены такие меры как, сдача эксплуатацию новых линий Аксу – Дегелен и Алтынсарино – Хромтау. За счет последнего сокращалось расстояние перевозки грузов от Астаны до порта Актау – на 2400 км.

- В один из осенних дней 2004 года в Атырауское отделение дороги приехала комиссия из числа тогдашних первых руководителей Компании. А тогда Мангистауский подотдел был в составе вышеуказанного отделения. Во второй половине дня нам приехал Калтай Самбетов, который тогда работал в должности Первого Вице-президента Компании. Он собрал всех руководителей предприятий, находящихся в железнодорожном узле Мангышлак, принял их отчеты о текущем положении дел в хозяйствах и принимаемых мерах по улучшению. Затем комиссией в составе руководителей подотдела и станции Мангышлак произвели осмотр объектов станции. Осмотрев законсервированный горочный пост, аппаратный зал, имеющееся путевое развитие, сообщил о том, что станцию ждет большое будущее и предстоит оживление в перевозках грузов, а для этого есть необходимость расконсервации сортировочной горки. В этот же день он вылетел в Атырау.

На следующий день на совещании под председательством Президента АО «НК «КТЖ» Ерлана Атамкулова им было высказано мнение о наличии возможностей расконсервации сортировочной горки и открытия в Мангышлаке нового отделения дороги, обосновав это наличием достаточно подготовленных кадрах для этой работы. Председательствующий, внимательно выслушав доклад своего заместителя, согласился с его компетентным мнением. Это и стало отправной точкой в истории создания нашего филиала.

Так, резкий скачок объемов грузоперевозки на железнодорожном и морском транспорте обеспечили создание Мангистауского подотдела Атырауского отделения дороги (приказ № 124-Ц от 4.03.2000 года), а впоследствии из-за роста транзитных перевозок – самостоятельный филиал АО «НК «КТЖ» - «Мангистауское отделение дороги» (приказ № 525-Ц от 31.05.2007 года), а с 1 июля 2016 года на базе филиала АО «НК «КТЖ» - «Мангистауское отделение дороги» был открыт новый филиал АО «КТЖ»-«Грузовые перевозки» - «Мангистауское отделение ГП».

Получение приказа об открытии нового отделения было общей победой, которое воспринялось всеобщим ликованием, радостью и большими надеждами…

Изначально отделение создавалось на пустом месте: не было ни соответствующего штата, ни технических, ни материальных средств, ни форм статистической и учетной отчетности и т.п. Для этого было принято начинать с сердца любого отделения – диспетчерского аппарата. Сразу же были получены поручения от руководителей Компании о демонтаже двух диспетчерских кругов поездо-участков «Опорная – Бейнеу – Оазис» и «Бейнеу – Мангышлак – Узень» с филиала «Атырауское отделение дороги» и монтаже их в нашем вновь открывшемся отделении. Для этого была проведена реконструкция подходящего помещения с увеличением площади, установлено монтажное оборудование и пульты-управления, каналы связи, проведены многочисленные эксперименты в тестовом режиме и др. Так, благодаря нашим кадрам и участию специалистам, приехавшим из Астаны, Алматы и Актобе, вся эта титаническая работа по этому переносу была завершена рекордно короткие сроки, за 2-3 месяца.

Эти люди вложили всю свою душу и сердце, не спали днями и ночами, где-то в перекусах вместо полноценных обеденных перерывов, круглосуточно и без отдыха, не жалея не сил и не считаясь со времени, делали свою кропотливую работу во имя общего дела! Вот как проводилась эта нелегкая работа по налаживанию системы управления движением поездов, так как у каждого из них в душе была вера в светлое будущее!

Неоценимую поддержку в создании нового филиала оказал ветеран труда, наставник многих поколений, выдающийся железнодорожник А.С.Сельбаев. Именно такие качества, как дальновидность и стратегическое мышление, позволили ему ещё тогда предвидеть необходимость расширения транспортных возможностей региона для беспрепятственного выхода к мировому океану. Как он отметил: «Актау-порт – это единственные морские ворота страны. Получение стратегического выхода к морю через транспортные коридоры будет определять наше будущее…» (журнал «Таншолпан» № 7, 2003 год).

Огромную роль в решении административных вопросов оказали такие видные государственные и политические деятели, как К.Кушербаев (аким Мангистауской области, 2006-2011 годы), З.У.Алшымбаев (депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан, 2004-2007 годы), М.И.Бортников – (заместитель акима Мангистауской области), А.Шамшадинов (начальник управления транспорта Мангистауской области).

Для реализации указанного проекта большую практическую помощь оказали видные руководители железнодорожного транспорта: Б.К.Нарегеев, Н.И.Килыбай, К.Н.Кокрекбаев, К.С.Таласпеков, Б.С.Беркимбаев и др. В становлении и развитии филиала внесли вклад Н.Б.Губашов, Е.К.Нурабаев, Н.И.Килыбай, Б.Е.Аркенов, С.Ж.Кабдешов, которые работали директорами самостоятельного филиала с момента образования предприятия. Внесли свой личный вклад такие руководители, как К.Ш.Уазир, Б.А.Самиев, Т.А.Амиров, А.А.Алдаберген, С.Е.Есенкулов, С.Т.Кунаев и др.

Развернулось крупномасштабное железнодорожное строительство, в связи чем Правление АО «НК «КТЖ» (протокол № 02/22 от 11 августа 2014 года) решило образовать филиал «Мангистауское отделение магистральной сети» с определением его территориальных границ. На торжественном собрании 26 августа 2014 года по указанному знаменательному событию Вице-президент компании Е.А.Кизатов, обращаясь к трудовому коллективу, сказал: «Железная дорога – это локомотив экономики, который своим развитием дает импульс процветанию нашей страны. Поэтому каждому железнодорожнику честь трудится во благо нашей страны и народа. Еще 50 лет назад никто не верил, что проложенная на этой священной земле железная дорога будет процветать. А теперь дорога жизни не только стала локомотивом развития региона, но и всего транспортно-транзитного потенциала страны. Самое главное это единство и сплоченность в работе! Поздравляем Вас с сегодняшним историческим событием!» (газета «Қазақстан теміржолшысы» № 97 от 28.08.2014 года).

Проходимые процессы в мировой экономике под влиянием различных факторов накладывают свой отпечаток в структуре и направлениях грузопотоков. Возникает необходимость изменения традиционных направлений движения товаров из Азии в Европу. Рассматриваются альтернативные безопасные трансконтинентальные маршруты через Актау-порт (Казахстан), где главным фактором будет считаться срок доставки. Поэтому проводимая государственная политика по активному возрождению «Нового Шелкового пути» будет процессом закономерным. С каждым днем становиться понятным, что без укрепления торгово-экономических связей и региональной безопасности, невозможно будет построить сильное и конкурентоспособное государство (Ә.Ахметов. «Геосаяси өзгерістер замандағы «Жібек Жолы». Егемен Қазақстан газеті, 26 тамыз 2014 жыл №165).

В указанных условиях с развитием отрасли бурно развивается регион. На нашей священной земле – Мангыстау – строятся автомобильные и железные дороги, проводится модернизация морских портов, укрепляется социально-экономическая база региона, открываются новые предприятия, создаются новые рабочие места. Все это благосостояние отрасли, страны и народа.

В 2016 году широко отпраздновали 50-летие со дня образования железной дороги в регионе и прибытия первого поезда на станцию Мангышлак. В 2017 году отметили 10-летний юбилей нашего отделения.