В честь военных подвигов машинистов возведен мемориальный комплекс «Вечный огонь»

На территории Уральского эксплуатационного локомотивного депо возведен мемориальный комплекс «Вечный огонь». Он состоит из нескольких стендов, посвященных бывшим работникам депо, героям войны, тыловикам и достижениям вооруженных сил СССР. Один из первых посетил мемориал участник Великой отечественной войны, обладатель медалей «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», бывший машинист депо, 91-летний Владимир Иванов. Он отметил важность данного мероприятия.

- Машинисты поездов, работники Уральского депо внесли большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне, - сказал ветеран.


Руководитель музея железнодорожного транспорта Михаил Надточий рассказал о подвигах машинистов в годы войны. Так, машинист депо Иван Завертайло влез в горячую топку, облившись водой, чтобы починить ее и доставить вооружение к фронту вовремя. Этот машинист водил тяжеловесные поезда в годы войны и сэкономил казне 46 тонн топлива, за что и был удостоен ордена Ленина.

- После начала боевых действий коллектив паровозного депо начал выпускать мины. 58 женщин в депо заменили мужчин, ушедших на фронт, и обучились мужским профессиям - помощника машиниста паровоза, кочегара, токаря, слесаря, - сказал он.


По его данным, Раиса Кушнарь, 40 лет проработавшая в депо, единственная выжила при бомбежке состава при подходе к Сталинграду, машинист Александр Соловьев при бомбежке на станции Баскунчак Западно-Казахстанской области также чудом уцелел и продолжил свой трудовой подвиг.

- Немцы настолько высоко ценили вмешательство в планы железнодорожников, что за каждый разбитый советский паровоз летчик награждался Железным Крестом, тогда как за сбитый самолет – награды не следовало, - вспоминает Михаил Надточий.

Мемориальный комплекс создан по инициативе директора депо Мерея Бисембаева. Воплотить замысел в жизнь взялись работники Болат Макимов, Руслан Кадырниязов, Игорь Тяпухин, Ержан Лесов и Айым Хайдарова. За несколько дней они демонтировали уголок памяти, установили его на новое место, добавили новые детали экстерьера и разбили цветник. Главный инженер депо Мухит Ботайтегi взял на себя решение всех организационных вопросов, а техник Ергазы Менлибаев занялся оформительской работой.