Дефициту угля выписали стоп
Производитель шубаркульского угля и «КТЖ – Грузовые перевозки» не дают шанса этому сценарию развития.
Напомним, в начале отопительного сезона 2017/18 трудности с покупкой бытового угля для населения возникли почти во всех регионах страны, кроме Западного Казахстана. Холодная осень уже в сентябре обнажила ряд проблем: отсутствие угля на тупиках, нескоординированные действия акиматов и перевозчиков по ранней транспортировке топлива, отсутствие разъяснительной информации для населения по ранней заготовке. В результате всех суммирующих проблема вылилась в дефицит бытового угля.
В правительстве винили погоду, железнодорожные перевозчики указывали на простой производителей угля «Шубарколь Комир» и «Каражыра». Те в свою очередь ссылались на недостаток вагонов. Свою порцию критики получили посредники, обвиняемые в искусственном создании ажиотажа и накручивании цены. Abctv.kz попытался разобраться, грозит ли повторение прошлогоднего негативного сценария в отопительном сезоне этого года. Сговорившиеся заплатили штрафы На запрос abctv.kz Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Минэкономики сообщил, что по фактам дефицита и повышения цен на уголь в отопительном сезоне 2017/18 были инициированы 21 расследование в отношении трех угледобывающих компаний и 96 оптово-розничных поставщиков. По данным КРЕМиЗК, на сегодняшний день завершено 20 расследований, из которых в 12 случаях подтверждены факты нарушений.
Так, расследование в отношении производителя угля АО «Каражыра» показало осуществление компанией координации экономической деятельности пяти оптовых поставщиков (посредников) на рынке угля в Восточно-Казахстанской области. Кроме того, завершено 11 расследований в отношении 49 посредников, подозреваемых в заключении картелей и согласованных действий по повышению цен в десяти регионах страны. Общая сумма наложенных штрафов составила 299 млн тенге. На рынке угля в границах Карагандинской области Комитетом проведено расследование, по итогам которого выявлены факты антиконкурентных согласованных действий в отношении трех дилеров шубаркольского угля. Материалы также находятся в суде, сообщили в антимонопольном органе. Также комитетом проведены расследования в отношении трех крупных производителей – АО «Шубарколь комир», АО «Каражыра», ТОО «Майкубен Вест» – по признакам картеля по повышению цен. В целом КРЕМиЗК выявил на рынке реализации угля в границах областей от трех и более посредников от разреза до потребителя. При этом разница в цене увеличивалась в несколько раз в зависимости от расстояния до месторождения. Вагоны были, есть и будут В комментарии abctv.kz АО «КТЖ – Грузовые перевозки» рассказали, что в преддверии отопительного сезона этого года по инициативе компании на площадках Минэнерго, фонда «Самрук-Казына» и акиматов областей проведены встречи с грузоотправителями и грузополучателями по организации равномерной перевозки угля путем перераспределения плана закупа с осенне-зимнего периода на летнее время.
Также увеличен рабочий парк полувагонов собственности АО «Қазтеміртранс» на 5,7 тыс. единиц по сравнению с прошлым годом. В компании подчеркивают, что национальный перевозчик располагает достаточным количеством подвижного состава для удовлетворения потребностей внутри страны и для доставки социально значимого груза. «Компания имеет достаточное количество вагонов для обеспечения перевозки угля в регионы Казахстана. В парке АО «НК «КТЖ» в среднем сутки задействовано 29 тыс. полувагонов (всех собственников), из них 17,5 тыс. полувагонов – в собственности АО «Қазтеміртранс». Для организации перевозки угольной продукции на экспорт и внутри страны задействовано порядка 18 тыс. полувагонов, в том числе 11 тыс. полувагонов АО «Қазтеміртранс», сообщили в пресс-службе. В 2018 году «КТЖ – Грузовые перевозки» прогнозирует перевозку угля в объеме 106,5 млн тонн, в том числе для потребителей Казахстана – 71,9 млн тонн, на экспорт – 34,6 млн тонн. Прогнозируемый объем на 3,5% выше объемов перевозок 2017 года, уточнили в компании.
В пресс-службе также пояснили, что для обеспечения экспорта угля в Россию компанией АО «Шубарколь комир» ежемесячно задействовано более семи тысяч полувагонов. Ранее оборот вагонов составлял до 45 суток. После проведенных переговоров и принятых мер совместно с грузоотправителем и ОАО «РЖД» по маршрутизации достигнут оборот полувагонов 15 суток, что позволило снизить потребный парк вагонов с семи тысяч до двух тысяч единиц и довести годовой объем перевозок в данном направлении с 1,5-2 млн до 4 млн тонн. А был ли дефицит? Традиционно шубаркульский уголь пользуется большим спросом у населения. Недостаток топлива в прошлом году вынуждал потребителей закупать уголь других марок. В этой связи интересно узнать мнение самой компании, чем был вызван дефицит угля. Так, в интервью телеканалу «Астана» в январе 2018 года вице-президент АО «Шубарколь комир» Андрей Сафонов говорил о том, что дефицит был вызван сильными морозами. «У нас заносило и тупики, и вагоны – это первая декада.
Тем более предприятие находится просто в степи, далеко от всего, там город не греет, снегозадержания как такового нет... сорок с ветром – просто техника на ходу останавливалась». В то же время в кулуарах Всемирного горного конгресса, который состоялся на прошлой неделе, с 19 по 22 июня, в Астане, председатель правления ТОО «Евразийская группа» Серик Шахажанов рассказал abctv.kz, что зимой на разрезе не было простоев. «Были небольшие проблемы с отгрузкой, но простоев по добыче угля не было. В 2017 году производство угля было выше, чем в 2016 году. В этом году увеличиваем объем добычи на 10 процентов. В целом отгрузка в летний сезон составляет порядка 900 тысяч тонн. С «КТЖ» нет проблем по отгрузке. Подписано соглашение по экспорту, работаем с правительством по определению квоты на объемы по перевалке угля через российские порты», – рассказал председатель правления. Отметим, компания закупила 2400 вагонов, которые уже использует для перевозки угля. Также Шахажанов подчеркнул, что «Шубарколь комир» не занимается розничной продажей угля, а работает только в формате b2b с неаффилированными компаниями.
abctv.kz